ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
от 24 декабря 1996 года N 59-ОЗ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Закона Свердловской области от 31 мая 2004 года N 8-ОЗ
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
в закон внесены изменения, см. Закон Свердловской области от 21.12.01 № 66-ОЗ
______________________________________________________________________________________________________________
Принят Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
18 декабря 1996 года
Одобрен Палатой Представителей
Законодательного Собрания
Свердловской области
20 декабря 1996 года
Настоящим Областным Законом органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделяются отдельными государственными полномочиями; устанавливаются порядок передачи им и изъятия у них таких полномочий, формы взаимоотношений органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им государственных полномочий.
Органы местного самоуправления муниципальных образований не могут наделяться полномочиями высших органов государственной власти Свердловской области, а также полномочиями иных государственных органов Свердловской области, если эти полномочия составляют исключительную компетенцию последних.
1. Наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями основывается на следующих принципах:
а) законности;
б) передачи органам местного самоуправления государственных полномочий, которые могут быть эффективно реализованы без ущерба для решения вопросов местного значения;
в) создания гражданам возможности для участия в государственном управлении;
г) сочетания областных и местных интересов;
д) содействия государственной власти органам местного самоуправления муниципальных образований в реализации ими государственных полномочий;
е) ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований перед государством в реализации переданных им государством полномочий.
2. Основаниями для изъятия у органов местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий являются:
а) решения представительных органов местного самоуправления об отказе исполнения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;
б) невозможность обеспечения ранее переданных отдельных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами;
в) решение суда о неисполнении или ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.
1. Наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями осуществляется областными законами путем передачи органам местного самоуправления всех или отдельных муниципальных образований на территории Свердловской области одного или нескольких государственных полномочий с одновременным определением порядка передачи на места материальных и финансовых средств, необходимых для реализации передаваемых полномочий.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований, заинтересованные в передаче им отдельных государственных полномочий, вносят проект областного закона в Законодательное Собрание Свердловской области в порядке законодательной инициативы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе обратиться в Правительство Свердловской области с соответствующими предложениями о передаче им отдельных государственных полномочий.
В предложении о передаче отдельных государственных полномочий указывается перечень передаваемых полномочий, обосновываются необходимость их передачи и возможность надлежащего исполнения, указывается объем необходимых для их исполнения финансовых средств. Правительство Свердловской области обязано в месячный срок рассмотреть поступившие предложения и при согласии с ними подготовить проект областного закона о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями, а в случае несогласия с предложениями органов местного самоуправления муниципальных образований сообщить им об этом с обоснованием невозможности или нецелесообразности передачи государственных полномочий.
3. Изъятие у органов местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий осуществляется областными законами.
4. Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления муниципальных образований областным законом на определенный срок или без указания срока.
5. В областном законе о наделении государственными полномочиями и об их изъятии при необходимости может предусматриваться переходный период для передачи полномочий от одних субъектов другим.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области наделяются следующими государственными полномочиями Свердловской области:
1. В области землепользования - участие в разработке и реализации программ Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального образования по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими охранными мероприятиями на территории муниципального образования, осуществление контроля за их выполнением; защита прав собственников земли, землепользователей и арендаторов, ведение земельного кадастра и мониторинга земель муниципального образования.
2. В области недропользования - участие в разработке и реализации программ Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального образования по развитию и использованию минерально - сырьевой базы, участие в составлении областных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществление контроля за их выполнением; защита интересов малочисленных народов, прав недропользователей, участие в заключении соглашений о разделе продукции субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр местного значения.
3. В области природоохранной деятельности - ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся на территории муниципального образования, проведение научно - исследовательских работ в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, участие в организации природно - заповедного дела.
4. В области образования - участие в разработке и реализации программ Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального образования с учетом местных социально экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников, информационное обеспечение образовательных учреждений, участие в издании учебной литературы, разработке примерных учебных планов и программ курсов и дисциплин.
5. В области культуры - участие в разработке и реализации программ Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального образования по сохранению и развитию культуры, информационное и научно - методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического учета в области культуры на территории муниципального образования, подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников культуры.
6. В области здравоохранения - обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия населения и выявление в этих целях факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических санитарно гигиенических, противоэпидемических мероприятий, реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах; участие в организации деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан, регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих; участие в разработке и реализации программ Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального образования по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения.
______________________________________________________________________________________________________________
пункт 7 статьи 4 признан утратившим силу. , см. Закон Свердловской области от 21.12.01 № 66-ОЗ
______________________________________________________________________________________________________________
7. В области регистрации актов гражданского состояния регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования.
8. В области государственного архитектурно - строительного контроля - осуществление государственного контроля за использованием земельных участков на территории муниципального образования, за строительством и вводом в эксплуатацию объектов, выдача разрешений на строительство объектов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе осуществлять правовое регулирование в пределах передаваемых им государственных полномочий в соответствии с областным законодательством.
Наделение органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области отдельными государственными полномочиями сопровождается передачей необходимых для их реализации материальных и финансовых средств путем регулирования межбюджетных отношений.
Расходы органов местного самоуправления муниципальных образований по осуществлению ими государственных полномочий Свердловской области компенсируются из средств областного бюджета по регулирующим доходам путем повышения нормативов отчислений от регулирующих доходов, ранее утвержденных муниципальному образованию в установленном порядке.
При наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в течение финансового года производится передача средств из областного бюджета в бюджеты соответствующих муниципальных образований в порядке, изложенном во втором абзаце настоящей статьи. В этом случае в законе о наделении органов местного самоуправления указывается дата, с которой производится финансирование расходов органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственных полномочий.
В случае изъятия у органов местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий до истечения финансового года финансовые ресурсы, определенные им для осуществления изымаемых полномочий, могут изыматься в порядке уточнения соответствующих статей областного бюджета.
Средства, выделенные из областного бюджета на деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований по осуществлению ими государственных полномочий, расходуются по целевому назначению. Порядок их расходования подконтролен представительным органам местного самоуправления муниципальных образований.
Органы, должностные лица государственной власти Свердловской области содействуют осуществлению органами местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий путем:
1) координации деятельности органов местного самоуправления разных муниципальных образований, органов местного самоуправления и органов государственной власти Свердловской области по вопросам осуществления государственных полномочий;
2) изучения, обобщения, распространения опыта работы органов местного самоуправления муниципальных образований;
3) методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований и осуществления мер по подготовке кадров и повышению их квалификации;
4) учета предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, их должностных лиц по вопросам реализации ими государственных полномочий;
5) направления проектов своих решений, связанных с наделением государственными полномочиями и их исполнением, органам местного самоуправления муниципальных образований;
6) оказания целевой организационной, материальной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований;
7) предоставления органам местного самоуправления муниципальных образований по их запросам необходимых материалов и документов.
При невозможности надлежащего исполнения переданных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению возникших препятствий и своевременно известить органы государственной власти Свердловской области о сложившемся положении.
Органы, должностные лица местного самоуправления ответственны за выполнение переданных им государственных полномочий перед государством.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий устанавливается действующим законодательством.
Органы местного самоуправления муниципальных образований и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий Свердловской области в той мере, в какой эти полномочия обеспечены Правительством Свердловской области материальными и финансовыми ресурсами (средствами).
Органы, должностные лица местного самоуправления муниципальных образований вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нормативно - правовых актов органов государственной власти Свердловской области, нарушающих права местного самоуправления.
1. Настоящий Областной Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Губернатору и Правительству Свердловской области привести в соответствие с настоящим Областным Законом изданные ими нормативные правовые акты.
Губернатор
Свердловской области
Э. Э. Россель