ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 1996 года N 873-п
Об утверждении "Регионального плана действий в интересах
детей Свердловской области" по обеспечению безопасного
материнства и охраны здоровья детей на 1997 - 1998 годы
В течение последних 5 лет показатель материнской смертности определяется по критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Среднепятилетний показатель материнской смертности в нашей области составил 62,8, в России за этот же период - 52, в европейских странах этот показатель ниже 10.
Состояние здоровья матери находится в прямой корреляционной связи со здоровьем будущего ребенка. В настоящее время 75% матерей, идущих на роды, имеют различные отклонения в состоянии здоровья, в 30% случаев течение беременности осложняется острыми респираторными заболеваниями. В 1993 году только 27,4% детей выписаны из роддома с диагнозом - здоров.
С 1980 года перинатальная смертность (смерть во время родов и в первые 6 суток после рождения ребенка) остается на уровне 17%, не имеет тенденции к снижению.
Растет детская инвалидность, в структуре которой первое место занимает патология нервной системы, связанная с перинатальными причинами.
Действующая в области региональная программа охраны здоровья матери и ребенка - 1990 - 1995 гг. позволила стабилизировать показатели младенческой смертности на уровне 17,6% (по России 18,1%).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.09.95 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей), Постановления Правительства РФ от 13.01.96 N 28 "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995 - 1997 годы" и реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.96 N 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации", Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить областные целевые программы по обеспечению безопасного материнства и охраны здоровья детей на 1997 - 1998 годы:
"Здоровье матери и ребенка (Безопасное материнство)" (прилагается);
"Планирование семьи" (прилагается);
"Профилактика заболеваний детского населения, проживающего в экологически неблагоприятных условиях" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком по реализации данных программ Департамент здравоохранения Свердловской области.
3. Департаменту финансов (Червяков В. Ю.) обеспечить в 1997 году финансирование мероприятий вышеперечисленных программ в размере 7686 млн. рублей в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на целевые программы в области здравоохранения.
4. Главам администраций городов и районов и главам муниципальных образований до 01.01.97 разработать и утвердить территориальные программы по обеспечению безопасного материнства и охраны здоровья детей на 1997 - 1998 годы. Предусмотреть финансирование мероприятий программы на 1997 год за счет соответствующих бюджетов.
5. Контроль за выполнение Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Крысова В. А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 3 октября 1996 г. N 873-п
ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
+------------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы ¦ Безопасное материнство ¦
¦ ¦ ¦
¦Основание для разработки ¦ Указ Президента Российской ¦
¦программы ¦ Федерации от 20 апреля 1993 ¦
¦ ¦ N 468 "О неотложных мерах по ¦
¦ ¦ обеспечению здоровья населения ¦
¦ ¦ Российской Федерации". ¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ Российской Федерации от 14 ¦
¦ ¦ октября 1994 года N 1173 "О ¦
¦ ¦ федеральной целевой программе ¦
¦ ¦ "Безопасное материнство" на ¦
¦ ¦ 1995 - 1997 годы ¦
¦ ¦ ¦
¦Государственный заказчик ¦ Департамент здравоохранения ¦
¦программы ¦ Свердловской области ¦
¦ ¦ ¦
¦Цель и задачи программы ¦ Разработка дополнительных мер ¦
¦ ¦ государственной поддержки ¦
¦ ¦ семьи, материнства и детства. ¦
¦ ¦ Совершенствование организации ¦
¦ ¦ и качества акушерско - ¦
¦ ¦ гинекологической помощи. ¦
¦ ¦ Организация системы ¦
¦ ¦ информационного просвещения ¦
¦ ¦ населения по проблемам ¦
¦ ¦ здорового образа жизни, ¦
¦ ¦ безопасного материнства ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки реализации программы ¦ 1996 - 1998 годы ¦
¦ ¦ ¦
¦Исполнители основных ¦ Уральский НИИ ОММ ¦
¦мероприятий программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Объем и источники ¦ Областной бюджет ¦
¦финансирования ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Ожидаемые конечные ¦ Улучшение материально - ¦
¦результаты программы ¦ технической базы ¦
¦ ¦ родовспомогательных учреждений.¦
¦ ¦ Внедрение современных ¦
¦ ¦ высокотехнологических методов ¦
¦ ¦ диагностики и лечения. ¦
¦ ¦ Снижение показателя ¦
¦ ¦ материнской и перинатальной ¦
¦ ¦ смертности на 10 - 15% ¦
+------------------------------------------------------------------+
Концепция безопасности материнства сформулирована в 80-х годах Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социально - экономических, юридических и медицинских факторов, способствующих рождению здоровых желанных детей без отрицательного влияния на жизнь и здоровье женщины.
Одним из важнейших условий безопасного материнства является эффективная организация квалифицированной акушерско гинекологической помощи на основе современных перинатальных технологий.
Показатель материнской и перинатальной смертности отражает популяционный итог взаимодействия социально - экономических, экологических, общеобразовательных и медико - организационных факторов. Эти показатели в Российской Федерации в 2,5 раза превышают среднеевропейский уровень и не имеют тенденции к снижению.
На фоне резкого снижения рождаемости за последние годы возросла социальная значимость благополучного завершения каждой беременности как для матери, так и для будущего ребенка.
Показатели материнской и перинатальной смертности в Свердловской области вызывают обоснованную озабоченность. Средний пятилетний показатель материнской смертности по России - 63, в Свердловской области - 62,8. С 1980 года показатель перинатальной смертности (гибель детей во время беременности, в родах и первых 6 суток жизни) не имеет тенденции к снижению и стабильно удерживается на уровне 17% (по Российской Федерации в 1995 году 16,1%).
Свердловская область - единственная из крупных
административных образований Российской Федерации, не имеющая
родовспомогательного учреждения областного подчинения, что,
безусловно, существенно затрудняет оказание
высококвалифицированной акушерско - гинекологической помощи
жительницам области, особенно из сельских районов.
С 1995 года эти функции возложены на Уральский НИИ ОММ. Однако материально - техническое состояние здания, уровень технической оснащенности его требуют безотлагательного инвестирования значительных финансовых средств.
Оценивая потенциал службы охраны здоровья женщин в Свердловской области, следует признать, что он объективно на может обеспечить высокий качественный уровень медицинской помощи в силу совершенно недостаточной материально - технической оснащенности родовспомогательных учреждений и не соответствовал современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам. С каждым годом разрыв между возрастающими требованиями и реальными возможностями возрастает. В этих условиях без принятия экстренных мер рассчитывать на возможное улучшение качественных показателей в службе родовспоможения нет оснований.
Основной целью заявляемой программы является создание необходимых условий для повышения качества медицинской помощи при беременности и в родах, снижение материнской и перинатальной смертности, улучшение здоровья новорожденных детей.
+----------------------------------------------------------------+
¦ Мероприятия ¦Сроки ¦Исполни- ¦ Стоимость ¦
¦ ¦исполн. ¦тели ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +---------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦Всего ¦ 1997¦ 1998 ¦
+-----------------------+--------+---------+------+------+-------¦
¦I. Государственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поддержка безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦материнства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Бесплатное обеспечение ¦ 1996- ¦Депар- ¦ 2,5 ¦ 1,2 ¦ 1,3 ¦
¦медикаментами в ¦1998 гг.¦тамент ¦ млрд.¦млрд. ¦ млрд. ¦
¦женских консультациях ¦ ¦здраво- ¦ руб.¦ руб. ¦ руб. ¦
¦беременных женщин для ¦ ¦охранения¦ ¦ ¦ ¦
¦профилактики и лечения ¦ ¦Муници- ¦ ¦ ¦ ¦
¦анемии (в соответствии ¦ ¦пальные ¦ ¦ ¦ ¦
¦с рекомендациями ¦ ¦органы ¦ ¦ ¦ ¦
¦Минздрава РФ) ¦ ¦здраво- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦охранения¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+------+------+-------¦
¦II. Совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подготовки и повышение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификации кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Совершенствование ¦ 1997 г.¦Депар- ¦ 150 ¦ 150 ¦ ¦
¦программы компьютерного¦ ¦тамент ¦ млн. ¦ млн. ¦ ¦
¦тестового контроля для ¦ ¦здраво- ¦ руб. ¦ руб. ¦ ¦
¦проведения аттестации ¦ ¦охранения¦ ¦ ¦ ¦
¦врачей акушеров - ¦ ¦Областной¦ ¦ ¦ ¦
¦гинекологов и ¦ ¦медицин- ¦ ¦ ¦ ¦
¦сопатологов (согласно ¦ ¦ский ¦ ¦ ¦ ¦
¦методике Минздрава РФ) ¦ ¦информац.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦вычислит.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦центр ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦УрГМА ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+------+------+-------¦
¦III. Совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организации и качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦акушерско - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гинекологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Оснащение ¦ 1996- ¦Депар- ¦ 3 ¦ 1 ¦ 2 ¦
¦родовспомогательных ¦1998 гг.¦тамент ¦ млрд.¦млрд. ¦ млрд. ¦
¦учреждений IV уровня ¦ ¦здраво- ¦ руб.¦ руб. ¦ руб. ¦
¦области современной ¦ ¦охранения¦ ¦ ¦ ¦
¦медицинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аппаратурой (аппараты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИВЛ для новорожденных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аппараты УЗ-диагностики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фетальные мониторы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Организация областного ¦ 1996- ¦Депар- ¦ 4 ¦ 1,5 ¦ 2,5 ¦
¦перинатального центра ¦1998 гг.¦тамент ¦ млрд.¦млрд. ¦ млрд. ¦
¦на базе Уральского НИИ ¦ ¦здраво- ¦ руб.¦ руб. ¦ руб. ¦
¦ОММ (Соглашение между ¦ ¦охранения¦ ¦ ¦ ¦
¦Департаментом ¦ ¦УрНИИОММ ¦ ¦ ¦ ¦
¦здравоохранения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Уральским НИИ ОММ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Строительство ¦ 1996- ¦ ¦ Бюджеты территорий ¦
¦акушерских ¦1998 гг.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стационаров в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦территориях: гг. Ирбит,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Камышлов, Талица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дооснащение ¦ ¦ ¦ 812 ¦ 312 ¦ 500 ¦
¦родовспомогательных ¦ ¦ ¦ млн.¦ млн.¦ млн. ¦
¦учреждений III уровня ¦ ¦ ¦ руб.¦ руб.¦ руб. ¦
¦(ЦРБ, ЦГБ). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Приобретение разовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комплектов и т. д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+------+------+-------¦
¦IV. Основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦направления научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исследований в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦акушерстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Эпидемиология ¦ 1997- ¦Депар- ¦ 100 ¦ 40 ¦ 60 ¦
¦материнской ¦1998 гг.¦тамент ¦ млн.¦ млн.¦ млн. ¦
¦заболеваемости и ¦ ¦здраво- ¦ руб.¦ руб.¦ руб. ¦
¦смертности. Оценка не- ¦ ¦охранения¦ ¦ ¦ ¦
¦благоприятных факторов ¦ ¦УрНИИОММ ¦ ¦ ¦ ¦
¦окружающей среды на ¦ ¦ОблЦГСЭН ¦ ¦ ¦ ¦
¦здоровье женщины, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦течение беременности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исход родов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Разработка научно- ¦ 1997- ¦Депар- ¦ 460 ¦ 110 ¦ 350 ¦
¦обоснованной тактики ¦1998 гг.¦тамент ¦ млн.¦ млн.¦ млн. ¦
¦ведения беременности, ¦ ¦здраво- ¦ руб.¦ руб.¦ руб. ¦
¦выбора метода ¦ ¦охранения¦ ¦ ¦ ¦
¦родоразрешения при ¦ ¦УрНИИОММ ¦ ¦ ¦ ¦
¦наиболее значимой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦акушерской патологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(фето-плацентарная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦недостаточность,тяжелые¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦формы гестозов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+------+------+-------¦
¦ИТОГО: ¦ ¦ ¦ 11 ¦ 4 ¦ 6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ млрд.¦ млрд.¦ млрд. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 022 ¦ 352 ¦ 710 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ млн.¦ млн.¦ млн. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб.¦ руб.¦ руб. ¦
+----------------------------------------------------------------+
+----------------------------------------------------------------+
¦ Наименование разделов ¦ Всего в ¦ В том числе ¦
¦ ¦ млн.руб. +--------------------------¦
¦ ¦Областной ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦
¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+-------------+------------¦
¦Раздел 1 - ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Медикаментозное ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечение" ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого по разделу 1 ¦ 2500 ¦ 1200 ¦ 1300 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- капвложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (оборудование) ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦- текущие расходы ¦ 2500 ¦ 1200 ¦ 1300 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Раздел 2 - ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦
¦подготовки и повышение ¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификации кадров" ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого по разделу 2 ¦ 150 ¦ 150 ¦ - ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- капвложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (оборудование) ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦- текущие расходы ¦ 150 ¦ 150 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Раздел 3 - ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Организационные ¦ ¦ ¦ ¦
¦мероприятия" ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого по разделу 3 ¦ 7812 ¦ 2852 ¦ 5000 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- капвложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (оборудование) ¦ 7000 ¦ 2500 ¦ 4500 ¦
¦- текущие расходы ¦ 812 ¦ 352 ¦ 500 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Раздел 4 - ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Основные направления ¦ ¦ ¦ ¦
¦научных исследований в ¦ ¦ ¦ ¦
¦акушерстве" ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого по разделу 4 ¦ 560 ¦ 150 ¦ 410 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- капвложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (оборудование) ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦- текущие расходы ¦ 560 ¦ 150 ¦ 410 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего по программе ¦ ¦ ¦ ¦
¦" Охрана здоровья матери ¦ ¦ ¦ ¦
¦и ребенка" ¦ ¦ ¦ ¦
¦(Безопасное материнство) ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего по разделам 1, 2, ¦ ¦ ¦ ¦
¦3, 4 ¦ 11022 ¦ 4352 ¦ 6710 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- капвложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (оборудование) ¦ 7000 ¦ 2500 ¦ 4500 ¦
¦- текущие расходы ¦ 4022 ¦ 1852 ¦ 2210 ¦
+----------------------------------------------------------------+