Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы Свердловской области "Психическое здоровье" (1998 - 2005 гг.)

1. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

       Свердловская область наряду с другими высокоразвитыми    индустриальными регионами России в полной мере переживает все тяготы социально-экономического кризиса, а ее население - все его материальные и духовные последствия. Среди них - ухудшение всех основных показателей здоровья населения.

       Особую тревогу вызывает состояние психического здоровья. По    своим социальным последствиям психические расстройства отнесены Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья к социально значимым. Они влияют на состояние преступности, на число самоубийств, на степень готовности юношей к службе в Армии, на возникновение и течение многих других заболеваний, инвалидизируют значительное число лиц трудоспособного возраста.

       За последние годы наблюдается стойкая отрицательная динамика    данных показателей.

       Понимаемое в широком смысле, психическое здоровье решающим    образом влияет на характер межличностных отношений во всех сферах человеческой деятельности и, в конечном итоге, на всю социально психологическую атмосферу общества.

       В этом плане состояние психического здоровья населения    области, особенно у детей и подростков и других социально незащищенных групп, вызывает серьезные опасения за предстоящие последствия: детскую безнадзорность, стремительное распространение наркоманий, злоупотребление алкоголем, межличностные и социальные конфликты, аборты, разводы, снижение рождаемости и другие.

       Вместе с тем, население области не может получить адекватной    медико-психологической, психотерапевтической помощи из-за крайне слабого развития этих служб, отсутствия подготовленных кадров, неудовлетворительного оснащения кабинетов, отделений.

       Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и    гарантиях прав граждан при ее оказании", вступивший в силу с 1 января 1993 года, постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" с последующими ведомственными нормативными актами, а также утвержденная Правительством Российской Федерации (Постановление от 20 апреля 1995 года N 383) Федеральная целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи" (1995 - 1997 гг.) свидетельствуют о принципиальном изменении государственной политики в отношении оказания населению психиатрической помощи, которая признается теперь одним из приоритетных направлений в охране здоровья.

       Согласно Конституции Российской Федерации, вопросы охраны    здоровья и социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. При этом компетенция федеральных органов государственной власти ограничена координирующей функцией. Непосредственная деятельность по охране здоровья и социальной защите населения относится к ведению субъектов Российской Федерации.

       Региональная целевая программа Свердловской области    "Психическое здоровье" (далее - Программа) строится на принципах новой, современной государственной политики, которые сформулированы в Конституции и законах Российской Федерации, в правовых и нормативных актах Правительства Российской Федерации, в Уставе Свердловской области, а также с учетом характеристики условий оказания помощи психически больным Всемирной Организации здравоохранения.

       Программа является долгосрочной, многоэтапной и    межведомственной.

       Ее долгосрочность и многоэтапность обусловлена сложностью    поставленных задач, реализация которых возможна только при оптимальном алгоритме управленческих решений с ориентацией на достижение определенных конкретных результатов на каждом этапе.

       Межведомственный характер Программы обусловлен тем, что    состояние психического здоровья населения и оказание ему всех видов психиатрической помощи зависит от деятельности многих ведомств здравоохранения, социальной защиты, образования, юстиции, правоохранительных органов, средств массовой информации и других.

       Поэтому для управления Программой необходимо создать    Межведомственную комиссию по вопросам охраны психического здоровья при Правительстве Свердловской области. До ее создания управление Программой осуществляет Департамент здравоохранения.