ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_________________________________________________________________________________________________________________
постановление утратило силу, см. Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.01 № 37-ПП
_________________________________________________________________________________________________________________
Одной из важнейших социально значимых задач государства является оказание всех видов психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, и обеспечение им социальной защиты.
Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое качество.
Необходимость обеспечения прав граждан, страдающих психическими расстройствами, и уменьшения отрицательный для государства и общества последствий этих заболеваний - нетрудоспособность, инвалидность, непригодность к военной службе, преступность среди больных этих категорий и другие явления, обуславливают разработку областной целевой программы.
В целях улучшения психиатрической помощи населению области, реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить региональную целевую программу Свердловской области "Психическое здоровье" (1998 -2005 гг.) (прилагается).
2. Департаменту финансов Правительства области (Червяков В. Ю.), Комитету по экономике Правительства области (Ковалева Г. А.), Департаменту здравоохранения Правительства области (Хальфин Р. А.) при формировании областного бюджета на 1998 -2005 гг. предусматривать средства на реализацию данной Целевой программы с учетом прогнозируемых поступлений в доходную часть бюджета по ежегодному представлению Департамента здравоохранения Правительства области.
3. Департаменту здравоохранения Правительства области (Хальфин Р. А.) обеспечить координацию работы, организационно - методическое руководство и контроль за выполнением утвержденной программы "Психическое здоровье" (1998 -2005 гг.).
4. Рекомендовать органам местного самоуправления при формировании ежегодных бюджетов предусматривать финансирование тех мероприятий Программы, которые предлагается реализовать за счет местных бюджетов.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Спектора С. И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование Программы ¦Региональная целевая программа ¦
¦ ¦"Психическое здоровье" ¦
¦ ¦(1998 - 2005 гг.) ¦
¦ ¦ ¦
¦Основание для разработки ¦Постановление Правительства ¦
¦Программы ¦Российской Федерации от 25 мая ¦
¦ ¦1994 г. N 522 "О мерах по ¦
¦ ¦обеспечению психиатрической ¦
¦ ¦помощи и социальной защите лиц, ¦
¦ ¦страдающих психическими ¦
¦ ¦расстройствами", постановление ¦
¦ ¦Правительства Российской ¦
¦ ¦Федерации от 20 апреля 1995 г. ¦
¦ ¦N 383 "Об утверждении ¦
¦ ¦федеральной целевой программы ¦
¦ ¦"Неотложные меры ¦
¦ ¦по совершенствованию ¦
¦ ¦психиатрической помощи" ¦
¦ ¦ ¦
¦Государственный заказчик ¦Департамент здравоохранения ¦
¦Программы ¦Правительства Свердловской ¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦ ¦
¦Основной разработчик Программы ¦Департамент здравоохранения ¦
¦ ¦Правительства Свердловской ¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦ ¦
¦Цели и задачи Программы ¦Замедление темпов отрицательной ¦
¦ ¦динамики показателей ¦
¦ ¦психического здоровья ¦
¦ ¦населения области и их ¦
¦ ¦стабилизация. ¦
¦ ¦Преодоление межведомственной ¦
¦ ¦разобщенности учреждений, ¦
¦ ¦оказывающих психиатрическую ¦
¦ ¦помощь, обеспечение их ¦
¦ ¦взаимодействия в рамках ¦
¦ ¦региональной единой системы ¦
¦ ¦"Психическое здоровье" ¦
¦ ¦Обеспечение соблюдения ¦
¦ ¦федеральных и региональных ¦
¦ ¦нормативов в части состояния ¦
¦ ¦материально-технической базы ¦
¦ ¦оснащенности учреждений, ¦
¦ ¦укомплектованности их кадрами. ¦
¦ ¦Обеспечение приоритетного ¦
¦ ¦развития направлений в структуре¦
¦ ¦психиатрической помощи, наиболее¦
¦ ¦значимых по своим социальным ¦
¦ ¦последствиям. ¦
¦ ¦Решение вопросов социальной ¦
¦ ¦поддержки психически больных, ¦
¦ ¦их реабилитации и ¦
¦ ¦трудоустройства, обеспечение ¦
¦ ¦медикаментами ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки и этапы реализации ¦Первый этап (1998 - 2000 гг.) - ¦
¦Программы (1998 - 2005 годы) ¦неотложные меры по развитию ¦
¦ ¦психиатрической помощи ¦
¦ ¦Второй этап (2000 - 2003 гг.) - ¦
¦ ¦реализация структурной модели ¦
¦ ¦психиатрической помощи ¦
¦ ¦Третий этап (2004 - 2005 гг.) - ¦
¦ ¦межведомственная система защиты ¦
¦ ¦психического здоровья ¦
¦ ¦ ¦
¦Перечень подпрограмм и ¦Психиатрическая помощь детям и ¦
¦основных мероприятий ¦подросткам ¦
¦ ¦Неотложная психиатрическая ¦
¦ ¦помощь ¦
¦ ¦Судебная психиатрия ¦
¦ ¦Туберкулез у психически больных ¦
¦ ¦Неотложная наркологическая ¦
¦ ¦помощь ¦
¦ ¦Исполнение федеральных ¦
¦ ¦нормативов оказания ¦
¦ ¦психиатрической помощи, ¦
¦ ¦разработка проекта областного ¦
¦ ¦закона "Об охране психического ¦
¦ ¦здоровья" ¦
¦ ¦Разработка структурной модели ¦
¦ ¦оказания психиатрической ¦
¦ ¦помощи населению области ¦
¦ ¦Разработка предложений по ¦
¦ ¦планированию подготовки и ¦
¦ ¦переподготовки специалистов ¦
¦ ¦для учреждений, оказывающих ¦
¦ ¦психиатрическую помощь ¦
¦ ¦ ¦
¦Исполнители основных ¦Департамент здравоохранения ¦
¦мероприятий ¦Правительства Свердловской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦администрации муниципальных ¦
¦ ¦образований; ¦
¦ ¦Уральская государственная ¦
¦ ¦медицинская академия ¦
¦ ¦ ¦
¦Объемы и источники ¦36497,5 млрд. рублей ¦
¦финансирования ¦(в ценах 1996 года) ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦8214,7 млрд. рублей ¦
¦ ¦из областного бюджета; ¦
¦ ¦28282,8 млрд. рублей ¦
¦ ¦из бюджетов муниципальных ¦
¦ ¦образований ¦
¦ ¦Финансовые средства ежегодно ¦
¦ ¦уточняются в установленном ¦
¦ ¦порядке ¦
¦ ¦ ¦
¦Ожидаемые конечные ¦Обеспечение соблюдения ¦
¦результаты реализации ¦федеральных и региональных ¦
¦Программы ¦нормативов в части состояния ¦
¦ ¦материально-технической базы, ¦
¦ ¦оснащенности учреждений, ¦
¦ ¦укомплектованности их кадрами. ¦
¦ ¦Обеспечение населения ¦
¦ ¦психотерапевтической, медико - ¦
¦ ¦психологической помощью. ¦
¦ ¦Решение вопросов социальной ¦
¦ ¦поддержки психически больных, ¦
¦ ¦их реабилитации и ¦
¦ ¦трудоустройства, обеспечения ¦
¦ ¦медикаментами. ¦
¦ ¦Замедление темпов отрицательной ¦
¦ ¦динамики показателей ¦
¦ ¦психического здоровья населения ¦
¦ ¦области и их стабилизация ¦
¦ ¦ ¦
¦Система организации контроля ¦Департамент здравоохранения ¦
¦за исполнением Программы ¦совместно с Департаментов ¦
¦ ¦финансов и другими ¦
¦ ¦заинтересованными органами ¦
+----------------------------------------------------------------+
Свердловская область наряду с другими высокоразвитыми индустриальными регионами России в полной мере переживает все тяготы социально-экономического кризиса, а ее население - все его материальные и духовные последствия. Среди них - ухудшение всех основных показателей здоровья населения.
Особую тревогу вызывает состояние психического здоровья. По своим социальным последствиям психические расстройства отнесены Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья к социально значимым. Они влияют на состояние преступности, на число самоубийств, на степень готовности юношей к службе в Армии, на возникновение и течение многих других заболеваний, инвалидизируют значительное число лиц трудоспособного возраста.
За последние годы наблюдается стойкая отрицательная динамика данных показателей.
Понимаемое в широком смысле, психическое здоровье решающим образом влияет на характер межличностных отношений во всех сферах человеческой деятельности и, в конечном итоге, на всю социально психологическую атмосферу общества.
В этом плане состояние психического здоровья населения области, особенно у детей и подростков и других социально незащищенных групп, вызывает серьезные опасения за предстоящие последствия: детскую безнадзорность, стремительное распространение наркоманий, злоупотребление алкоголем, межличностные и социальные конфликты, аборты, разводы, снижение рождаемости и другие.
Вместе с тем, население области не может получить адекватной медико-психологической, психотерапевтической помощи из-за крайне слабого развития этих служб, отсутствия подготовленных кадров, неудовлетворительного оснащения кабинетов, отделений.
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", вступивший в силу с 1 января 1993 года, постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" с последующими ведомственными нормативными актами, а также утвержденная Правительством Российской Федерации (Постановление от 20 апреля 1995 года N 383) Федеральная целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи" (1995 - 1997 гг.) свидетельствуют о принципиальном изменении государственной политики в отношении оказания населению психиатрической помощи, которая признается теперь одним из приоритетных направлений в охране здоровья.
Согласно Конституции Российской Федерации, вопросы охраны здоровья и социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. При этом компетенция федеральных органов государственной власти ограничена координирующей функцией. Непосредственная деятельность по охране здоровья и социальной защите населения относится к ведению субъектов Российской Федерации.
Региональная целевая программа Свердловской области "Психическое здоровье" (далее - Программа) строится на принципах новой, современной государственной политики, которые сформулированы в Конституции и законах Российской Федерации, в правовых и нормативных актах Правительства Российской Федерации, в Уставе Свердловской области, а также с учетом характеристики условий оказания помощи психически больным Всемирной Организации здравоохранения.
Программа является долгосрочной, многоэтапной и межведомственной.
Ее долгосрочность и многоэтапность обусловлена сложностью поставленных задач, реализация которых возможна только при оптимальном алгоритме управленческих решений с ориентацией на достижение определенных конкретных результатов на каждом этапе.
Межведомственный характер Программы обусловлен тем, что состояние психического здоровья населения и оказание ему всех видов психиатрической помощи зависит от деятельности многих ведомств здравоохранения, социальной защиты, образования, юстиции, правоохранительных органов, средств массовой информации и других.
Поэтому для управления Программой необходимо создать Межведомственную комиссию по вопросам охраны психического здоровья при Правительстве Свердловской области. До ее создания управление Программой осуществляет Департамент здравоохранения.
Основной целью Программы является замедление темпов отрицательной динамики показателей психического здоровья населения области и их стабилизация.
Для достижения этой цели необходимо:
- преодолеть межведомственную разобщенность учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, обеспечить их взаимодействие в рамках региональной единой системы "Психическое здоровье";
- обеспечить соблюдение федеральных и региональных нормативов в части состояния материально-технической базы, оснащенности учреждений, укомплектованности их кадрами;
- обеспечить приоритетное развитие направлений в структуре психиатрической помощи, наиболее значимых по своим социальным последствиям;
- решить вопросы социальной поддержки психически больных, их реабилитации и трудоустройства, обеспечения медикаментами.