ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 января 1996 года N 6
О концепции улучшения положения женщин
в Российской Федерации
(с изменениями на 26 июля 2004 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года N 380.
____________________________________________________________________
Руководствуясь положениями Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и итоговыми документами IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995 г.), Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить в пределах своей компетенции реализацию основных положений концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации.
3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться основными положениями концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации при разработке социально-экономических мероприятий на региональном уровне.
4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года N 380. - См. предыдущую редакцию.
5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года N 380. - См. предыдущую редакцию.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
КОНЦЕПЦИЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации (далее именуется - концепция) определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создания равных возможностей для женщин и мужчин в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными обязательствами России и рекомендациями IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995 г.) с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России.
Концепция обсуждена и одобрена на Национальной конференции "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы" (Москва, 13-14 декабря 1994 г.).
Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.
Невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время.
В этой связи необходимо в первую очередь:
содействовать соблюдению прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека;
обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях управления;
содействовать обеспечению равных прав на рынке труда;
обеспечивать охрану здоровья женщин;
добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин.
Для решения отмеченных проблем следует:
добиваться создания условий и правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей;
использовать опыт, накопленный в различных регионах Российской Федерации;
обеспечить координацию действий на федеральном, региональном и международном уровнях.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако эти конституционные положения пока нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих их реализацию.
Формирование государственной социальной политики в отношении женщин нередко имеет узкий ведомственный характер, не учитывает остроту и глубину существующих в области положения женщин проблем.
В Указе Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 года N 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" подчеркнута необходимость обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций.
При Президенте Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации и Федеральном Собрании, на уровне субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления сформированы комиссии и комитеты по вопросам женщин, семьи и детей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации женщинам обеспечен равный с мужчинами доступ к государственной службе и участию во внешнеполитической деятельности. Однако фактически женщины крайне незначительно представлены в высших эшелонах государственной власти, на ответственных постах в производственной и финансовой сферах, в ассоциациях предпринимателей.
На конец 1995 года численность женщин среди депутатов Федерального Собрания составляла 11,4 процента, в том числе в Совете Федерации - 5,6 процента, в Государственной Думе - 13,6 процента; среди руководителей федеральных органов исполнительной власти насчитывалось три женщины, среди заместителей руководителей - 12, среди глав администраций субъектов Российской Федерации и крупных городов - около 22 процентов.
При явном преобладании женщин - специалистов с высшим и средним специальным образованием их доля среди руководителей предприятий незначительна. Среди руководителей хозяйственных органов удельный вес женщин составляет 8-11 процентов, их заместителей - 8 процентов, а в ряде отраслей (строительство, транспорт) - менее 1 процента.
В Российской Федерации наблюдается рост гражданской активности женщин. Динамично развивается процесс становления массовых женских организаций. На начало 1995 года в Российской Федерации зарегистрировано более 400 различных женских организаций, среди них 5 имеют федеральный статус, 17 - международный, остальные действуют на межрегиональном, региональном, городском, районном уровнях.
Исторически сложившаяся, ориентированная преимущественно на мужчин организация управленческой пирамиды не отражает реально складывающийся баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможности влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития общества и его демократизацию.
В 1994 году в народном хозяйстве было занято 34,9 млн. женщин, что составляло половину всего занятого в народном хозяйстве населения. К 2000 году число работающих женщин по прогнозам возрастет на 1,6 млн. человек.
В ходе формирования рынка труда нарастают дискриминационные тенденции в отношении женщин и падает их конкурентоспособность. Повышается риск потерять работу, ослабевает защищенность в трудовой сфере, сокращаются возможности получения нового места работы, профессиональной карьеры, повышения квалификации, переобучения во многом из-за необходимости особой охраны труда и действия социальных льгот, связанных с выполнением репродуктивной функции.
Концентрация женщин в традиционных секторах экономики, на относительно низко оплачиваемой работе ведет к сохранению, а в ряде случаев к увеличению разрыва в заработной плате мужчин и женщин. В среднем по народному хозяйству заработная плата женщин почти на 1/3 ниже, чем у мужчин.
Растет число безработных женщин. По данным Федеральной службы занятости России, на 1 июня 1995 года насчитывалось 1247,5 тыс. безработных женщин, что составило 62,2 процента от общей численности безработных. Безработица среди женщин имеет более продолжительный характер: при средней продолжительности безработицы у официально зарегистрированных безработных граждан 6,10 месяца средняя продолжительность безработицы у женщин составляет 6,29 месяца. К концу 1995 года ожидается, что среднегодовая численность официально зарегистрированных безработных в Российской Федерации (не считая вынужденно частично занятых) составит 4 млн. человек, из них 2,2-2,4 млн. женщин.
Адаптация женщин к условиям рыночной экономики происходит со значительными издержками, продолжается процесс снижения профессионального статуса женщин. Число работниц, выполняющих работы низкой квалификации, более чем в два раза превышает аналогичный показатель у мужчин.
Разрушение традиционной социальной инфраструктуры, сокращение числа детских дошкольных и внешкольных учреждений, рост стоимости бытовых услуг ведут к увеличению традиционно закрепленной за женщинами домашней работы. Двойная нагрузка (на работе и дома) вызывает стресс и усталость, отрицательно сказывается на здоровье женщин.
В 90-е годы в Российской Федерации складывается неблагоприятная демографическая ситуация: снижается продолжительность жизни, падает рождаемость, высоки уровни материнской и младенческой смертности.
Ухудшаются показатели здоровья населения, растет инвалидность, заболеваемость болезнями социального неблагополучия - туберкулезом, венерическими заболеваниями, СПИДом и др.
Родовспомогательные учреждения из-за недостаточного финансирования зачастую переходят на платное обслуживание беременных женщин и рожениц, не проводят модернизацию оборудования, не имеют необходимых лекарственных средств, что ведет к недоступности для многих женщин, рожениц и новорожденных получения квалифицированной медицинской помощи.
Вызывает тревогу ухудшение структуры потребления продуктов питания, что имеет неблагоприятные последствия для здоровья девочек, беременных женщин и кормящих матерей.
Серьезной проблемой остается значительное количество произведенных абортов, по числу которых Россия занимает одно из первых мест в мире. В 1994 году было сделано 3,1 млн. официально зарегистрированных абортов, что почти в два раза больше числа рождений. На каждую 1000 женщин фертильного возраста в среднем в 1994 году приходилось 83,4 аборта.
Недостаточная социальная и правовая защищенность в сфере труда, отсутствие надлежащего контроля за соблюдением правил и норм охраны труда и техники безопасности (особенно в негосударственном секторе) негативно влияют на здоровье работающих женщин. Ежегодно около 90 тыс. женщин (3 на 1000 работающих) получают травмы на производстве, около 500 погибают.
На начало 1995 года на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи численность работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, составляла 4,03 млн. человек, из них 1,2 млн. женщин. В сельском хозяйстве из-за низкого уровня механизации трудоемких процессов высок процент женщин, занятых на тяжелых физических работах (60-70 процентов в животноводстве, 80 процентов в промышленном птицеводстве).
Одной из причин ухудшения состояния здоровья женщин является также отсутствие в национальном менталитете установок, стимулирующих интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни.
Проблема насилия в отношении женщин не получила до сих пор должной оценки и необходимого разрешения.
Насилие в отношении женщин имеет место во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью.
Наиболее ярко насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилования, бытовое насилие и убийства на почве алкоголизма, наркомании, садизм, систематическое избиение и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 1994 году зарегистрировано 565,3 тыс. преступлений, потерпевшими в которых являлись женщины. Это на 70 процентов больше, чем в 1993 году. При этом в 39,6 тыс. случаев преступления совершены вследствие ревности, ссор и иных бытовых причин, что более чем в 2 раза превышает этот показатель в 1993 году. Статистика свидетельствует об усилении напряженности внутрисемейных отношений, о росте конфликтных ситуаций в семьях.
В 1994 году было зарегистрировано 13,9 тыс. случаев изнасилований и покушений на изнасилование, что на 3,5 процента меньше, чем в 1993 году. При этом органами внутренних дел раскрыто 84 процента таких преступлений (в 1993 году - 81,5 процента).
Официальная статистика не отражает реальной картины преступлений в отношении женщин. В силу различных причин пострадавшие зачастую воздерживаются от обращения в правоохранительные органы.
Зарегистрированное число осужденных за принуждение женщин к вступлению в половую связь лицом, в отношении которого женщина являлась зависимой материально или по службе, а также за принуждение женщины к вступлению в брак ежегодно не превышает двух-трех десятков человек (хотя в реальной жизни число таких случаев больше). Девушки и молодые женщины все чаще становятся объектами похищений и перепродажи в притоны разврата, жертвами сексуальных домогательств на рабочих местах.
Сложным остается положение женщин в чрезвычайных условиях межнациональных и военных конфликтов, а также женщин - беженцев и вынужденных переселенцев. Трудности с нахождением работы, приобретением жилья, риск разрушения семьи, особенно в смешанных браках, в связи с гибелью супруга лишают их средств к существованию, вынуждают к поиску источников доходов, часто незаконных. Нередко они становятся жертвами преступлений, включая сексуальное насилие и эксплуатацию.
Рост насилия в отношении женщин обусловлен ухудшением криминогенной обстановки.
Ослаблено нравственное воспитание в семье, школе, коллективе и обществе в целом. В средствах массовой информации пропагандируется эксплуатация женской сексуальности, обнаженного женского тела.
Отсутствие соответствующего законодательства, неэффективная работа правоохранительных органов, отсутствие государственной статистики не позволяют реально оценить масштабы такого явления, как проституция. Недостаточная морально-нравственная оценка этого явления особенно в средствах массовой информации, ведет к росту числа женщин, занимающихся проституцией, несмотря на ее безнравственность.
Для решения задач, предусмотренных в концепции, необходимо:
а) в области соблюдения прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека:
провести экспертизу законодательства Российской Федерации, разработать предложения по обеспечению соответствия законодательства Российской Федерации о правах женщин международным стандартам о правах человека;
разработать критерии и подходы к оценке дискриминации в отношении женщин;
провести анализ действующего механизма контроля за соблюдением Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и других международных правовых актов и законодательства Российской Федерации о правах женщин;
обеспечить в полном объеме выполнение рекомендаций, содержащихся в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, соответствующих конвенциях Международной организации труда;
б) в области содействия участию женщин в принятии решений на всех уровнях:
организовать в средствах массовой информации широкую информационную, пропагандистскую работу, ориентированную на активизацию участия женщин в социально-экономических преобразованиях, увеличение их числа в органах власти;