ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 1996 года N 219-п
____________________________________________________________________________________________
внесены изменения и дополнения, см. Постановление Правительства Свердловской области от 21.12.98 N 1289-П ____________________________________________________________________________________________
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Уставом Свердловской области, рекомендациями координационного Совета по экологии и природопользованию при Правительстве области и в целях обеспечения экологического благополучия и экологической безопасности населения области, предотвращения деградации ее природно-ресурсного потенциала Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Программу основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 1996-1999 годы и приложения 1, 2, 3 (прилагаются).
2. Считать приоритетными направления при формировании консолидированного бюджета области и смет расходов внебюджетных экологических фондов финансирование целевых экологических программ и мероприятий, предусмотренных настоящей программой.
3. Установить, что финансирование строительства муниципальных природоохранных объектов осуществляется за счет средств местных бюджетов.
4. Комитету по экономике Правительства области (Ковалева Г. А.), областному комитету по охране природы (Солобоев И. С.) корректировку платежей за загрязнение окружающей природной среды с учетом природоохранных затрат природопользователей производить в соответствии с настоящей программой.
5. Заместителю председателя Правительства области, председателю комитета по экономике Ковалевой Г. А. утвердить структуру и требования к разработке целевых экологических программ и организовать совместно с облкомприроды (Солобоев И. С.) их разработку в порядке установленной приоритетности.
6. Облкомприроды (Солобоев И. С.), облЦГСЭН (Никонов Б. И.) при осуществлении государственного контроля за выполнением природоохранного законодательства природопользователями области руководствоваться настоящей программой.
7. Просить Свердловскую областную Думу признать утратившей силу "Программу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Свердловской области на период до 2005 года", утвержденную Свердловским областным Советом народных депутатов, в связи с ее несоответствием действующему природоохранному законодательству и условиям рыночной экономики.
8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на комитет по экономике Правительства области (Ковалева Г. А.) и областной комитет по охране природы (Солобоев И. С.).
Председатель Правительства
Свердловской области
В. Трушников
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 22 марта 1996 года N 219-п
ПРОГРАММА
основных направлений охраны окружающей среды и природных
ресурсов в Свердловской области
на 1996-1999 годы
Раздел I. Экологическая обстановка в Свердловской
области
Раздел II. Цели и задачи программы
Раздел III. Структура программы
Раздел IV. Директивно-контрольные задания предприятиям
-природопользователям Свердловской области
по достижению нормативов предельно
допустимых выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в окружающую природную среду
Раздел V. Плановые показатели решения экологических
проблем муниципального уровня
Раздел VI. Перечень целевых областных экологических
программ
Раздел VII. Механизмы выполнения, развития и
корректировки программы
- финансовое обеспечение программы
- корректировка и развитие программы
Раздел VIII. Основные направления работ по научному
обеспечению программы
Раздел IX. Оценка эффективности реализации программы
Таблица 1
Таблица 2
Приложение 1. Задания предприятиям-природопользователям,
являющимся основными источниками
загрязнения окружающей среды, по срокам
достижения ими нормативов предельно
допустимых выбросов и сбросов
Приложение 2. Перечень приоритетных природоохранных
мероприятий по оздоровлению окружающей
природной среды на территориях с
неблагоприятной экологической обстановкой
Приложение 3. Перечень экологически вредных производств,
подлежащих закрытию
"Программа основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 1996-1999 годы" (в дальнейшем - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Уставом Свердловской области, концепцией Программы, утвержденной Правительством Свердловской области и Министерством по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, с учетом предложений администраций городов (районов) и резолюции областной конференции "Экология человека".
Необходимость разработки данной Программы обусловлена совершенствованием природоохранного законодательства Российской Федерации, коренным изменением природоохранной политики и отношений между государством и природопользователями в условиях рыночной экономики, увеличением самостоятельности местных органов представительной и исполнительной власти. В Программе учтены новые принципы управления и экономического регулирования природопользования, предусматривается предоставление самостоятельности предприятиям-природопользователям в выборе путей и способов решения природоохранных задач.
Программа разработана рабочей комиссией в составе, утвержденном распоряжением Правительства области от 28.12.95 N 306-рп.
Программой намечены основные направления действий Правительства области по охране окружающей среды и природных ресурсов в период деятельности администрации Губернатора, предусмотрен порядок решения конкретных экологических проблем области в рамках целевых экологических программ.
Экологическая обстановка в Свердловской области характеризуется высоким, а по отдельным территориям экстремально высоким, уровнем загрязнения окружающей среды и деградации природно-ресурсного комплекса. Экологические проблемы обусловлены высокой концентрацией предприятий горнодобывающей промышленности, цветной и черной металлургии, оборонного комплекса, использующих ресурсои энергоемкие технологии, морально и физически устаревшее оборудование.
Более 60 процентов населения области проживает на территории с повышенным загрязнением атмосферного воздуха, воды и почвы.
В области накоплено более 34 млрд. т отходов, в том числе токсичных более 1 млрд.тонн, твердых бытовых отходов - 29 млн. куб. м. Ежегодно образуется 156 млн. т промотходов, из них токсичных - 35,6 млн. т, твердых бытовых отходов более - 2 млн. куб. м.
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, снизившиеся за последние годы на треть в связи с резким падением объемов производства, тем не менее составляют 1885,8 тыс. т, в том числе от передвижных источников - 319,9 тыс. т. В связи с ростом количества единиц автотранспорта выбросы от передвижных источников загрязнения увеличиваются, что обуславливает в крупных городах высокий уровень загрязнения атмосферы.
В водоемы области сбрасывается 565 тыс.тонн загрязняющих веществ, причем за последние годы, несмотря на снижение объемов производства, объем сброса загрязненных сточных вод возрос на 20% в связи с износом очистного оборудования, снижением технологической дисциплины при эксплуатации очистных сооружений, совершенствованием учета стоков. В 37 городах области, где проживает около 90% населения, качество питьевой воды не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Экологическая обстановка в области усугубляется повышенной радиационной нагрузкой. Значительная территория области загрязнена радионуклидами природного и техногенного происхождения. По территории области проходит Восточно-Уральский радиоактивный след, обусловленный аварийным выбросом радионуклидов на ПО "Маяк" в 1957 году.
Неблагоприятные факторы окружающей природной среды по воздействию на состояние здоровья населения занимают четвертое место среди факторов риска. Из них лидирующее положение занимают химические факторы риска, связанные с загрязнением питьевой воды, атмосферного воздуха и почвы. В условиях комплексной химической нагрузки проживает около 60% жителей области, что обуславливает ежегодный экономический ущерб здоровью населения более 3 триллионов рублей.
Наиболее неблагоприятными в этом отношении являются города Екатеринбург, Асбест, Ревда, Краснотурьинск, Красноуральск, Первоуральск, Качканар, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Ирбит, Кировград, Серов, а также районы Алапаевский, Богдановичский, Ирбитский, Невьянский, Каменский.
В г. Нижнем Тагиле ухудшение состояния здоровья населения по 27 медико-демографическим показателям связано с загрязнением атмосферного воздуха.
В г. Краснотурьинске общая неблагополучная экологическая обстановка оказывает влияние на 22 медико-демографических показателя, в Красноуральске - на 19, в Екатеринбурге - на 23, Первоуральске - на 15, в Кировграде более 30 показателей заболеваемости связаны с общей экологической нагрузкой.
Длительное химическое загрязнение территории области вызвало и общую деградацию окружающей природной среды. Значительные площади лесов вокруг крупных промышленных центров поражены выбросами предприятий (Нижний Тагил, Ревда, Первоуральск, Кировград и др.), снижая их рекреационное значение.
Сильное загрязнение почв вокруг промышленных центров обусловило также загрязнение сельхозпродукции тяжелыми металлами и другими вредным веществами, превышающее санитарно-гигиенические нормы.
Особенностью периода реализации программы является необходимость предотвращения резкого увеличения выбросов и сбросов загрязняющих веществ, иных видов вредного воздействия на окружающую природную среду в условиях ожидаемого экономического подъема и роста объемов промышленного производства.
Основной целью программы является обеспечение экологического благополучия и экологической безопасности населения Свердловской области, предотвращение деградации ее природно-ресурсного потенциала, рациональное использование природных ресурсов и
создание предпосылок для устойчивого социально-эколого-экономического развития Свердловской области.
К числу решаемых при этом задач относятся:
- стабилизация экологической обстановки и достижение нормативных показателей общей техногенной нагрузки в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- создание правовой и экономической основы охраны окружающей природной среды и предотвращения деградации природно-ресурсного потенциала Свердловской области;
- нормализация экологической ситуации в городах и районах, отнесенных к территориям с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой;
- принятие неотложных мер по реабилитации здоровья населения, подверженному неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды;
- принятие неотложных мер по предотвращению возникновения кризисных ситуаций, экологических аварий и катастроф на наиболее опасных в экологическом отношении объектах;
- обеспечение населения чистой питьевой водой и экологически чистыми продуктами питания;
- обеспечение населения питьевой водой в случае возникновения кризисных экологических ситуаций;
- охрана и обеспечение комплексного использования природных ресурсов, сокращения отходов производства и потребления.
- создание единой государственной системы экологического мониторинга.
Программа состоит из двух основных блоков: блока директивно-контрольных заданий природопользователям по достижению нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и блока областных целевых экологических программ.
Первым блоком программы устанавливаются сроки достижения природопользователями Свердловской области предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и соответствующий порядок установления ежегодных лимитов выбросов и сбросов, применения экономических мер воздействия, а также мер стимулирования природоохранной деятельности.
Второй блок объединяет работы и мероприятия, выполняемые в рамках областных целевых экологических программ и направленные на решение общетерриториальных проблем.
Кроме того, в программу включены разделы по ее финансовому и научному обеспечению.
1. Директивно-контрольные задания разработаны в рамках двух основных механизмов государственного регулирования природопользования: механизма нормирования качества окружающей природной среды и экономического механизма охраны окружающей природной среды. Задания устанавливаются всем природопользователям Свердловской области вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе муниципальным предприятиям, военным и оборонным объектам.
2. Директивно-контрольными заданиями для всех природопользователей Свердловской области устанавливаются:
- сроки достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ПДВ и ПДС);
- порядок утверждения природопользователями ежегодных лимитов выбросов и сбросов;
- порядок применения к природопользователям мер принуждения к выполнению директивно-контрольных заданий и мер стимулирования природоохранной деятельности.
3. Предприятиям-природопользователям, являющимся основными источниками загрязнения окружающей природной среды в Свердловской области, для которых достижение нормативов ПДВ и ПДС связано со значительными затратами финансовых средств, структурной перестройкой производства, длительными сроками выполнения природоохранных мероприятий, устанавливаются сроки достижения нормативов согласно приложению 1.
Остальные предприятия-природопользователи Свердловской области обязаны достичь нормативов ПДВ и ПДС в течение 4-летнего периода, начиная с 1996 года.
Конкретный срок достижения нормативов ПДВ и ПДС в рамках указанного периода для этих предприятий устанавливается при утверждении нормативов ПДВ и ПДС специально уполномоченными органами с учетом категорийности предприятий и результатов выполнения каждым из них ранее утвержденных мероприятий.
4. Ежегодные лимиты выбросов и сбросов предприятиям, имеющим утвержденные нормативы ПДВ и ПДС, устанавливаются по этим нормативам.
Для предприятий-природопользователей, не имеющих утвержденных нормативов ПДВ и ПДС, предельно допустимой величиной выбросов и сбросов считается их нулевое значение, и с 1996 года вводится особый порядок установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Начиная с года, на который у предприятия отсутствуют утвержденные нормативы, ему производится ежегодное уменьшение лимитов следующим образом:
- на 1-й год отсутствия нормативов лимит снижается на 30% по отношению к лимиту предыдущего года, принимаемому в качестве расчетной базы;
- на 2-й год лимит снижается на 60% по отношению к расчетной базе.
Начиная с третьего года отсутствия у предприятия нормативов и в последующий период, вплоть до утверждения нормативов, вся масса выбросов и сбросов считается сверхнормативной.
5. Установление природопользователями лимитов по схеме их равномерного ежегодного уменьшения осуществляется с одновременным утверждением им планов по выполнению неотложных природоохранных мероприятий, направленных непосредственно на снижение выбросов и сбросов. При этом разрешение на выброс и сброс загрязняющих веществ выдается ежегодно сроком на 1 год - на год установления лимита и выполнения неотложных природоохранных мероприятий.
6. Установление и корректировка лимитов выбросов и сбросов предприятиям, с утверждением директивно-контрольных заданий и сроков достижения нормативов ПДВ и ПДС, осуществляется на основе:
- ранжирования территорий по степени экологического риска с учетом токсической и биологической нагрузки на популяцию;
- выбора, с учетом дозовых нагрузок, приоритетных загрязнителей окружающей среды;
- расчетов и оценки риска приоритетных экотоксикантов для отдельных групп населения.
7. Природопользователи обязаны обеспечивать достижение установленных нормативов ВСВ и ВСС, ПДВ и ПДС как по установленным величинам валовых выбросов и сбросов, так и по концентрациям загрязняющих веществ в выбросах и сбросах по каждому источнику загрязнения.