Оптимальным вариантом реализации образовательного процесса является единый образовательный комплекс (ЕОК) данного населенного пункта. В таком ЕОК ребенок может сформировать свои образовательные потребности, осуществив свободный осознанный выбор из ряда предложенных вариантов образования, и реализовать эти потребности, испытывая минимальный дискомфорт при смене одного ОУ на другое.
Однако создание завершенного устойчивого ЕОК - дело не одного года, и поэтому в настоящее время можно говорить только о формирующихся, развивающихся в территориях комплексах. Надо отметить, что более активно формируются "микрокомплексы", то есть такие комплексы, в которых задействовано небольшое число ОУ (простейший пример - ДОУ - школа).
Можно с уверенностью сказать, что наиболее успешно идет формирование таких ОУ нового типа, как "школа - детский сад". Эти ОУ устраняют неоправданный разрыв между дошкольным и младшим школьным возрастом детей, позволяя рассматривать в комплексе образовательные проблемы детства как явления.
Важным этапом формирования образовательных потребностей детей является создание ОУ типа "школа - детский дом". В таком ОУ дети, лишенные попечения родителей, могут получать образование, находясь в пределах своего, знакомого микросоциума, заменившего им семью, и тем избежать стрессов, вязанных с постоянной сменой окружения и обстановки при посещении воспитанниками детских домов различных обычных школ.
Реализация творческих потребностей детей в процессе образования может успешно осуществляться в ОУ такого типа, как "Школа искусств".
Осознание и укрепление культурных корней формируется в рамках "Школы народной культуры", которая естественным образом вводит ребенка в атмосферу народных традиций и народного творчества.
Сформировать потребность работы на земле, реализовать эту потребность может "Агрошкола", имеющая для этого соответствующую базу.
Возможность направленной подготовки детей к продолжению образования предоставляется таким ОУ, как "Школа-ВУЗ".
Школы - экспериментальные площадки берут на себя решение новых задач: выстраивание на новых педагогических принципах образовательного пространства как пространства индивидуального самоопределения учащихся в условиях многообразия развивающих культурных сред (школы "Полифорум"), как пространства индивидуальных траекторий образования, сопровождаемых работой кафедр в школе (школа N 4, г. Новая Ляля). Есть также школы - экспериментальные площадки, реализующие те или иные, уже апробированные в других регионах инновационные педагогические системы (например, "школа - Эврика - развитие").
Согласно аналитическим данным об эффективности реализации соглашений между ДО и МОУО, перечисленные выше новые типы школ находятся на разных стадиях становления.
Нормативно-правовая база формирования ЕОК создана практически во всех территориях. На этом фоне развиваются десятки "микрокомплексов", то есть образовательных комплексов, либо охватывающих только часть ОУ района, города или села, либо ограниченных узкими пространственными рамками наименьшей единицы административного деления территорий. Примером активного формирования ЕОК может служить системокомплекс г. Камышлова, где с целью развития этого комплекса по приказу ДО силами ИРРО и МОУО создана специальная научно-исследовательская прикладная лаборатория.
Отсутствуют сдерживающие факторы формирования ОУ типа "Школа - детский сад", и число таких ОУ составляет несколько десятков.
На пути создания агрошкол возникают трудности, в основном, материально-имущественного характера.
В случае ОУ типа "Школа-ВУЗ" представляется необходимым решить проблемы социальной и психологической защиты и реабилитации детей, которые могут, все же не поступив в вуз, оказаться дезориентированными в образовательном и бытовом планах. Таким образом, спектр ОУ новых типов непрерывно расширяется.