Действующий

О региональном докладе 1995 года "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей"

Число случаев заболеваний детей в ДОУ

  2000
       ¦
       ¦
  1750 +
       ¦
       ¦
  1500 +
       ¦
       ¦
  1250 +
       ¦                                 _
       ¦                                 _
  1000 +                                ___
       ¦                                ___
       ¦                                ___
   750 +                                ___
       ¦                                ___
       ¦                                ___
   500 +                                ___
       ¦                                ___
       ¦                                ___
   250 +                                ___
       ¦                                ___
       ¦                      ___       ___
     0 +----------+----------+___------+___------+===-----+==---

       Дизентерия  Скарлатина  Ангина   Грипп и  Пневмония Несч.
                                        ОРЗ                случаи

       ____ - 1992         ____ -  1993      ____ - 1994


+----------------------------------------------------------------+
¦                                           ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦
+-------------------------------------------+------+------+------¦
¦Дизентерия                                 ¦  5   ¦  8   ¦  8   ¦
¦Скарлатина                                 ¦  4   ¦  5   ¦  7   ¦
¦Ангина                                     ¦  69  ¦  66  ¦  66  ¦
¦Грипп и ОРЗ                                ¦ 1088 ¦ 1189 ¦ 996  ¦
¦Пневмония                                  ¦  11  ¦  13  ¦ 10   ¦
¦Несчастные случаи                          ¦  7   ¦  6   ¦  6   ¦
+----------------------------------------------------------------+

На основе анализа системы можно выявить тенденции в дошкольном образовании Свердловской области.

1. Уменьшение количества детей, посещающих ДОУ, в связи с:

- уменьшением рождаемости детей;

- увеличением срока ухода за детьми матерью;

- падением жизненного уровня населения.

2. Увеличение количества бюджетных ДОУ в связи с:

- передачей ведомственных ДОУ на баланс местной администрации;

- строительством новых ДОУ.

3. Уменьшение наполняемости групп в ДОУ в связи с изменениями нормативов и с вышеуказанными тенденциями.

4. Появление профильных ДОУ, увеличение количества ДОУ, входящих в комплексы детский сад - школа, появление новых типов ДОУ, таких как Центр проблем детства, прогимназия и других. 5.    Рост количества детей с теми или иными хроническими

заболеваниями.

6. Рост количества детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.

7. Изменение качественного состава педагогов ДОУ, что выражается в увеличении:

- количества педагогов, имеющих высшее и среднее специальное образование;

- количества "узких специалистов" (таких, как дефектолог, логопед, преподаватель ИЗО, физкультуры, иностранного языка и других);

8. Рост количества педагогов в ДОУ, желающих повысить свой профессиональный уровень.

9. Появление разнообразных образовательных программ, реализуемых учреждениями дошкольного образования, в т. ч. авторских.

Таким образом, прослеживаются позитивные тенденции, направленные на развитие формирования и реализацию образовательных потребностей населения в регионах. Этому способствуют появление в дошкольных образовательных учреждениях разнообразных образовательных программ, рост числа педагогов - "узких" специалистов, а также ярко выраженная потребность среди педагогов и руководителей в повышении профессиональной компетентности.

Но наряду с положительными существует и ряд негативных тенденций, обостряющих противоречия в системе дошкольного образования.

Реализация концепции развития общего (общегражданского) профессионального (начального, среднего) образования Свердловской области предполагает переосмысление функций и роли педагога и ребенка в образовательном процессе, выделение приоритетов в педагогической деятельности, дифференциацию самих образовательных учреждений. Одним из проявлений этого стало появление учреждений типа "детский сад - начальная школа". Организационно педагогический уровень обеспечения их деятельности должен быть подкреплен реальной интеграцией содержания образования, что требует новых подходов к развитию современной системы дошкольных учреждений и общего начального образования.

Изучение мнений и запросов педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов показывает, что ими осознается потребность в современной общепедагогической подготовке, отражающей социальные процессы в обществе, явления психологической и педагогической науки, возрастной педагогики в их интеграционных и дифференциальных тенденциях. Исследования социологического и психолого педагогического характера, проведенные в последние годы, показывает, что:

- сложившиеся две системы параллельного действия - дошкольное образование и начальное образование вошли в противоречие с потребностями жизни, запросами населения и нереализующимися возможностями полноценного развития личности ребенка трех - девяти лет;

- система дошкольного образования в силу ее специфических содержательных и организационных особенностей является изолированной структурой образования, а не элементом целостной системы образовательного пространства (компоненты образования федеральный, региональный, школьный не имеют специального термина для обозначения компонента дошкольного образовательного учреждения, не существует общей концепции образования, включающей в полной мере дошкольное образование. Можно привести другие примеры, доказывающие особость положения ДОУ вне образовательной системы;

- существующая система дошкольных учреждений не реализует в полной мере личностно-ориентированную модель образования, тем самым развитие ребенка в ДОУ часто отстает от его возможностей и потенциала;

- отсутствие стопроцентной гарантии безопасности и здоровья ребенка в дошкольных учреждениях является следствием слабо развитой структурированности лечебно-оздоровительной системы общего образования;

- замкнутость дошкольного образования и изолированность его от общего образования способствуют формированию у педагогов стратегии ожидания непрогнозируемых результатов, сохраняют авторитарность способов управления образовательным процессом;

- слабое развитие прогностической деятельности у дошкольных работников приводит к ограниченности видения целей и результатов, дальнейшего общего развития ребенка, к ограниченности содержания и технологий образовательного процесса ДОУ, кроме т. н. готовности к школе;

- в области профессиональной компетентности налицо противоречие между инновационными формами образовательных учреждений и традиционным содержанием педагогического процесса, инновационным содержанием и неготовностью педагогических кадров к его реализации;