2000
¦
¦
1750 +
¦
¦
1500 +
¦
¦
1250 +
¦ _
¦ _
1000 + ___
¦ ___
¦ ___
750 + ___
¦ ___
¦ ___
500 + ___
¦ ___
¦ ___
250 + ___
¦ ___
¦ ___ ___
0 +----------+----------+___------+___------+===-----+==---
Дизентерия Скарлатина Ангина Грипп и Пневмония Несч.
ОРЗ случаи
____ - 1992 ____ - 1993 ____ - 1994
+----------------------------------------------------------------+
¦ ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦
+-------------------------------------------+------+------+------¦
¦Дизентерия ¦ 5 ¦ 8 ¦ 8 ¦
¦Скарлатина ¦ 4 ¦ 5 ¦ 7 ¦
¦Ангина ¦ 69 ¦ 66 ¦ 66 ¦
¦Грипп и ОРЗ ¦ 1088 ¦ 1189 ¦ 996 ¦
¦Пневмония ¦ 11 ¦ 13 ¦ 10 ¦
¦Несчастные случаи ¦ 7 ¦ 6 ¦ 6 ¦
+----------------------------------------------------------------+
На основе анализа системы можно выявить тенденции в дошкольном образовании Свердловской области.
1. Уменьшение количества детей, посещающих ДОУ, в связи с:
- уменьшением рождаемости детей;
- увеличением срока ухода за детьми матерью;
- падением жизненного уровня населения.
2. Увеличение количества бюджетных ДОУ в связи с:
- передачей ведомственных ДОУ на баланс местной администрации;
- строительством новых ДОУ.
3. Уменьшение наполняемости групп в ДОУ в связи с изменениями нормативов и с вышеуказанными тенденциями.
4. Появление профильных ДОУ, увеличение количества ДОУ, входящих в комплексы детский сад - школа, появление новых типов ДОУ, таких как Центр проблем детства, прогимназия и других. 5. Рост количества детей с теми или иными хроническими
заболеваниями.
6. Рост количества детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.
7. Изменение качественного состава педагогов ДОУ, что выражается в увеличении:
- количества педагогов, имеющих высшее и среднее специальное образование;
- количества "узких специалистов" (таких, как дефектолог, логопед, преподаватель ИЗО, физкультуры, иностранного языка и других);
8. Рост количества педагогов в ДОУ, желающих повысить свой профессиональный уровень.
9. Появление разнообразных образовательных программ, реализуемых учреждениями дошкольного образования, в т. ч. авторских.
Таким образом, прослеживаются позитивные тенденции, направленные на развитие формирования и реализацию образовательных потребностей населения в регионах. Этому способствуют появление в дошкольных образовательных учреждениях разнообразных образовательных программ, рост числа педагогов - "узких" специалистов, а также ярко выраженная потребность среди педагогов и руководителей в повышении профессиональной компетентности.
Но наряду с положительными существует и ряд негативных тенденций, обостряющих противоречия в системе дошкольного образования.
Реализация концепции развития общего (общегражданского) профессионального (начального, среднего) образования Свердловской области предполагает переосмысление функций и роли педагога и ребенка в образовательном процессе, выделение приоритетов в педагогической деятельности, дифференциацию самих образовательных учреждений. Одним из проявлений этого стало появление учреждений типа "детский сад - начальная школа". Организационно педагогический уровень обеспечения их деятельности должен быть подкреплен реальной интеграцией содержания образования, что требует новых подходов к развитию современной системы дошкольных учреждений и общего начального образования.
Изучение мнений и запросов педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов показывает, что ими осознается потребность в современной общепедагогической подготовке, отражающей социальные процессы в обществе, явления психологической и педагогической науки, возрастной педагогики в их интеграционных и дифференциальных тенденциях. Исследования социологического и психолого педагогического характера, проведенные в последние годы, показывает, что:
- сложившиеся две системы параллельного действия - дошкольное образование и начальное образование вошли в противоречие с потребностями жизни, запросами населения и нереализующимися возможностями полноценного развития личности ребенка трех - девяти лет;
- система дошкольного образования в силу ее специфических содержательных и организационных особенностей является изолированной структурой образования, а не элементом целостной системы образовательного пространства (компоненты образования федеральный, региональный, школьный не имеют специального термина для обозначения компонента дошкольного образовательного учреждения, не существует общей концепции образования, включающей в полной мере дошкольное образование. Можно привести другие примеры, доказывающие особость положения ДОУ вне образовательной системы;
- существующая система дошкольных учреждений не реализует в полной мере личностно-ориентированную модель образования, тем самым развитие ребенка в ДОУ часто отстает от его возможностей и потенциала;
- отсутствие стопроцентной гарантии безопасности и здоровья ребенка в дошкольных учреждениях является следствием слабо развитой структурированности лечебно-оздоровительной системы общего образования;
- замкнутость дошкольного образования и изолированность его от общего образования способствуют формированию у педагогов стратегии ожидания непрогнозируемых результатов, сохраняют авторитарность способов управления образовательным процессом;
- слабое развитие прогностической деятельности у дошкольных работников приводит к ограниченности видения целей и результатов, дальнейшего общего развития ребенка, к ограниченности содержания и технологий образовательного процесса ДОУ, кроме т. н. готовности к школе;
- в области профессиональной компетентности налицо противоречие между инновационными формами образовательных учреждений и традиционным содержанием педагогического процесса, инновационным содержанием и неготовностью педагогических кадров к его реализации;