Образовательные запросы учащихся общеобразовательной школы, как показывают результаты социологических исследований, отличаются определенной нечеткостью. Характерные оценки назначения современной школы приведены ниже в таблице.
+----------------------------------------------------------------+
¦ Cовременная школа должна ¦Да, ¦ Да, ¦
¦ ¦и это ей ¦ и это ей ¦
¦ ¦удается ¦ не удается ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Дать минимум знаний, необходимых ¦ 56 ¦ 34 ¦
¦для жизни в современном обществе ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Подготовить к выбору и освоению ¦ 25 ¦ 60 ¦
¦профессии ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Подготовить для учебы в вузе ¦ 33 ¦ 35 ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Воспитать самостоятельных, ¦ ¦ ¦
¦практически мыслящих ¦ 15 ¦ 18 ¦
¦и инициативных людей ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Помочь ученикам раскрыть, развить ¦ ¦ ¦
¦свои способности ¦ 29 ¦ 61 ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Развит качества делового человека ¦ 8 ¦ 60 ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Сформировать умение общаться, ¦ ¦ ¦
¦сопереживать ¦ 35 ¦ 45 ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Подготовить к браку, семейной жизни ¦ 6 ¦ 51 ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Сформировать потребность в ¦ ¦ ¦
¦самообразовании ¦ 26 ¦ 53 ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Воспитывать людей, способных ¦ ¦ ¦
¦воспринимать ценности искусства и ¦ ¦ ¦
¦культуры ¦ 24 ¦ 59 ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Воспитать людей, умеющих вести ¦ ¦ ¦
¦здоровый образ жизни ¦ 17 ¦ 61 ¦
+----------------------------------------------------------------+
Нечеткость образовательных запросов приводит к неоднозначности, затрудненности выбора рода занятий после окончания школы. Типичные представления об этом приведены в следующей таблице для трех районов области.
+----------------------------------------------------------------+
¦ Что собираетесь делать после ¦Пригородный¦ Сухой ¦ Новая ¦
¦ окончания школы ¦ р-н (%) ¦Лог (%) ¦ Ляля (%)¦
+-------------------------------+-----------+----------+---------¦
¦- Учиться в системе начального ¦ 33 ¦ 24 ¦ 39 ¦
¦проф. образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Учиться в институте ¦ 13 ¦ 45 ¦ 19 ¦
¦- Работать и учиться заочно ¦ 7 ¦ 8 ¦ 8 ¦
¦- Работать ¦ 8 ¦ 1 ¦ 3 ¦
¦- Какое-то время не работать, ¦ ¦ ¦ ¦
¦не учиться ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦
¦- Еще не определился ¦ 41 ¦ 25 ¦ 30 ¦
+----------------------------------------------------------------+
Несмотря на высокий процент не определившихся в своей дальнейшей жизни, еще большее число выпускников школы имеет достаточно сформированные образовательные потребности (первые три строки таблицы). В основе этого лежит сформированность и удовлетворение образовательных потребностей данной группы учащихся в рамках возможностей общеобразовательной школы.
Наиболее мощным инструментом, представляющим возможности для формирования и реализации образовательных потребностей, является базисный учебный план (БУП). Поэтому состояние системы в этом плане определяется состоянием внедрения БУП.