Действующий

О региональном докладе 1995 года "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей"

3.2. Общее среднее образование

Образовательные запросы учащихся общеобразовательной школы, как показывают результаты социологических исследований, отличаются определенной нечеткостью. Характерные оценки назначения современной школы приведены ниже в таблице.

+----------------------------------------------------------------+
¦    Cовременная школа должна           ¦Да,      ¦ Да,          ¦
¦                                       ¦и это ей ¦ и это ей     ¦
¦                                       ¦удается  ¦ не  удается  ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Дать минимум знаний, необходимых     ¦ 56      ¦    34        ¦
¦для жизни в современном обществе       ¦         ¦              ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Подготовить к выбору и освоению      ¦ 25      ¦    60        ¦
¦профессии                              ¦         ¦              ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Подготовить для учебы в вузе         ¦ 33      ¦    35        ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Воспитать самостоятельных,           ¦         ¦              ¦
¦практически мыслящих                   ¦ 15      ¦    18        ¦
¦и инициативных людей                   ¦         ¦              ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Помочь ученикам раскрыть, развить    ¦         ¦              ¦
¦свои способности                       ¦ 29      ¦    61        ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Развит качества делового человека    ¦ 8       ¦    60        ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Сформировать умение общаться,        ¦         ¦              ¦
¦сопереживать                           ¦ 35      ¦    45        ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Подготовить к браку, семейной жизни  ¦  6      ¦    51        ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Сформировать потребность в           ¦         ¦              ¦
¦самообразовании                        ¦ 26      ¦    53        ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Воспитывать людей, способных         ¦         ¦              ¦
¦воспринимать ценности искусства и      ¦         ¦              ¦
¦культуры                               ¦ 24      ¦    59        ¦
+---------------------------------------+---------+--------------¦
¦- Воспитать людей, умеющих вести       ¦         ¦              ¦
¦здоровый образ жизни                   ¦ 17      ¦    61        ¦
+----------------------------------------------------------------+

Нечеткость образовательных запросов приводит к неоднозначности, затрудненности выбора рода занятий после окончания школы. Типичные представления об этом приведены в следующей таблице для трех районов области.

+----------------------------------------------------------------+
¦ Что собираетесь делать после  ¦Пригородный¦ Сухой    ¦  Новая  ¦
¦ окончания школы               ¦ р-н (%)   ¦Лог (%)   ¦ Ляля (%)¦
+-------------------------------+-----------+----------+---------¦
¦- Учиться в системе начального ¦     33    ¦   24     ¦    39   ¦
¦проф. образования              ¦           ¦          ¦         ¦
¦- Учиться в институте          ¦     13    ¦   45     ¦    19   ¦
¦- Работать и учиться заочно    ¦     7     ¦   8      ¦    8    ¦
¦- Работать                     ¦     8     ¦   1      ¦    3    ¦
¦- Какое-то время не работать,  ¦           ¦          ¦         ¦
¦не учиться                     ¦     2     ¦   1      ¦    2    ¦
¦- Еще не определился           ¦     41    ¦   25     ¦    30   ¦
+----------------------------------------------------------------+

Несмотря на высокий процент не определившихся в своей дальнейшей жизни, еще большее число выпускников школы имеет достаточно сформированные образовательные потребности (первые три строки таблицы). В основе этого лежит сформированность и удовлетворение образовательных потребностей данной группы учащихся в рамках возможностей общеобразовательной школы.

Наиболее мощным инструментом, представляющим возможности для формирования и реализации образовательных потребностей, является базисный учебный план (БУП). Поэтому состояние системы в этом плане определяется состоянием внедрения БУП.