Недействующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 1992 года N 260

О переводе системы образования области на экономические
и правовые отношения

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.2002 N 249-ПП.
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением главы администрации от 12.05.92 N 92 "О вопросах департамента образования администрации Свердловской области" разработаны основные концептуальные направления перевода системы образования на экономические и правовые основы, вытекающие из требования Закона РФ "Об образовании", постановлений Правительства РФ от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", от 08.11.92 N 855 "О повышении уровня оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы",а также программы развития образования в Свердловской области.

Перевод системы образования области на экономические и правовые отношения дает реальные гарантии осуществления права человека на образование, будет способствовать повышению качественного уровня образовательных услуг населению, обеспечит педагогических работников более действенной социальной защитой.

В целях дальнейшей последовательной реализации программы развития образования в Свердловской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Принять как рабочий вариант основные концептуальные положения перевода системы образования области на экономические и правовые отношения (приложения 1, 2, 3).

2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", провести внеочередную аттестацию работников системы образования области на основе положения, разработанного департаментом образования.

3. Главам администраций городов и районов на основе соглашений с департаментом образования области обеспечить финансирование муниципальных программ развития образования.

Согласиться с предложением территорий о проведении эксперимента по переводу системы образования на экономические и правовые отношения в гг. Камышлове, Алапаевске, Невьянске, Нижний Тагил, Екатеринбурге, Первоуральском, Белоярском, Каменском, Пригородном, Сысертском, Тугулымском районах.

4. В соответствии с соглашением между Министерством образования Российской Федерации и администрацией Свердловской области от 03.06.92 и по согласованию с местными Советами народных депутатов централизовать до 10% общих затрат на образование области в целях реализации областной программы развития содержания образования, оперативного решения вопросов материально-технического обеспечения, помощи территориям в чрезвычайных ситуациях.

Областному финансовому управлению (Шипицин Ю.Н.) совместно с департаментом образования и главами администраций городов и районов разработать механизм централизации средств на нужды образования области до 01.02.93.

5. По учреждениям, находящимся в непосредственном управлении департамента образования:

5.1. На основании ст.11 п.1а Закона РФ "Об образовании" делегировать департаменту образования администрации области право учредителя образовательного учреждения и осуществления аккредитации данных учреждений.

5.2. Провести в течение 1993 года областные образовательные учреждения на договорную систему отношений с департаментом на основе программ развития, а также ввести в действие контрактную систему найма руководителей этих учреждений.

5.3. Департаменту образования (Нестеров В.В.) совместно с областным финансовым управлением (Шипицин Ю.Н.) до 01.02.93 подготовить для учреждения правительством области предложения по механизму финансирования профессиональных учебных заведений, включающие:

- нормативную составляющую финансирования (расчет на одного обучающегося);

- премиальные коэффициенты к нормативам, зависящие от результатов работы учебных заведений;

- программно-целевую часть финансирования, обеспечивающую развитие учебных заведений;

- ответственность учебных заведений за результаты деятельности и использование выделенных средств.

5.4. Учитывая согласие Министерства образования РФ, реорганизовать областной институт усовершенствования учителей в институт развития регионального образования, подготовки и переподготовки педагогических работников Свердловской области. Поручить департаменту образования администрации области в срок до 01.01.93 провести необходимые мероприятия в соответствии с действующим законодательством.

6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя председателя правительства Блохина А.Б. и директора департамента образования администрации области Нестерова В.В.

Глава администрации
Э.Э.Россель


Приложение N 1

Основные концептуальные положения перевода системы
образования области на экономическую и правовую
основу  отношений

1. В концепции развития общего и профессионального образования Свердловской области записано "...экономический механизм не должен становиться самоцелью, а выступает лишь как средство реализации свободного, основанного на принципах общечеловеческой морали развития и образования личности".

Исходя из этого, следует уточнить, что такое экономические и правовые отношения в образовании. Прежде всего необходимо избавиться от упрощенного подхода, который еще совсем недавно старательно насаждался в системе образования и который сводился к пониманию "экономических механизмов", в виде так называемого хозрасчета, самофинансирования: попыток создания в учебных заведениях неких производств, в которых учащиеся, создавая продукцию, зарабатывают средства на содержание и развитие учебного заведения. Такая практика совсем не исключается из жизни учебного заведения, когда речь идет о каком-то системном подходе к трудовому (профессиональному) и экономическому образованию, зарабатыванию учащимися "карманных" денег, созданию общественных фондов учащихся и.д.

Однако содержание (финансирование) учебного заведения (образования) по всем жизнеопределяющим его факторам может осуществляться только из средств уже заработанных старшим поколением и переданных государству в виде налогов или за счет системы государственного кредитования (безвозвратного, частично возвращаемого и невозвращаемого - т.е. из бюджетных средств).

Предметом экономических отношений в системе образования являются сами образовательные услуги: их предложение и гарантированное качество со стороны образовательной структуры, с одной стороны, и спрос (востребованность) на количество и качество образовательных услуг населения, производственных предпринимательских и других структур, с другой.

Предметом правовых отношений в системе образования являются: порядок открытия образовательных учреждений, включающий их регистрацию, аккредитацию и лицензирование на право заниматься педагогико-образовательной деятельностью, обретение действующими образовательными учреждениями особого статуса, категорийности; контрактная система найма на преподавательскую и другую работу в образовательных государственных учреждениях; система квалификационных категорийных экзаменов, а также правовой статус гражданина России на предмет получения дополнительного основного, дополнительного и первичного профессионального образования. Правовое положение гражданина является коренным вопросом, от решения которого зависит нормальное развитие всех других экономических и правовых аспектов.

1.1. Экономический механизм реализации прав граждан на получение основного, дополнительного (внешкольного) и первичного профессионального образования

Право выбора гражданином или лицами , юридически его представляющими, учебного заведения, формы и содержания основного, дополнительного (внешкольного) и первого профессионального образования, а также право контроля за качеством предлагаемого образования реализуется через личное право гражданина или лиц, юридически его представляющих, распоряжаться средствами, которые государство через бюджет обязано затратить на его образование в качестве невозвращенного кредита.

Основные проблемы, которые необходимо решить при таком подходе:

а) определение формы и механизма реализации права владения указанными средствами: ценностный сертификат, чековая книжка, декларация, другая форма;

б) механизм передачи гражданином указанных средств в распоряжение учебного заведения или для оплаты педагогов при индивидуальном (семейном или негосударственном) экстернатном образовании;

в) механизм учета используемых средств, их экономики, сроков действия, прав наследования на неиспользуемые средства и т.д.;

г) методика и нормативы расчета стоимостного выражения сертификата (др. формы);

д) возрастной критерий, при котором гражданин приобретает личное право распоряжение указанными средствами (т.е. право родителей и право детей);

е) механизм отчетности учреждений образования перед держателями сертификатов (фактическими акционерами);

ж) норматив и формы участия собственника в проблемах содержания зданий и сооружений, строительства новых учебных заведений, их минимально допустимого оснащения;

з) перечень, содержание и критерии образовательных услуг по сертификату.

1.2. Экономические механизмы стимулирования развития качества образования

Следует учитывать, что:

- негосударственная система образования может функционировать только при условии точного отражения конъюнктуры образовательного рынка и соответствующем качестве работы, поэтому неспособность к конкуренции-органически присущая ей черта;

- негосударственная структура в системе образования области даже в неблагоприятных условиях составит не более 15% от общего количества нуждающихся в первичном образовании и поэтому не станет стимулом для улучшения работы массовой госшколы;

- негосударственная структура в сегодняшних условиях (с перспективой 5-7 лет) будет в основном сориентирована на взрослое население, на преодоление издержек предыдущего образования. Поэтому необходимо прежде всего отработать механизм стимулирования качества образования, роста образовательных услуг за счет дифференциации государственных учебных заведений по уровню профессиональной подготовленности педагогических кадров, развития материально-технической и учебно-технологической базы и соответствующей системы оплаты труда и финансирования образовательного учреждения.

Принципиально это может выглядеть следующим образом: учебному заведению (в том числе и внешкольному, и дошкольному) в результате аттестацию присваивается или не присваивается определенная категория. Учреждение, которому не присвоена категория, имеет официальный статус "ординарная школа", "ординарное ПТУ" и т.д. Средняя профильная школа по предназначению не может быть ординарной и наоборот - ординарная общеобразовательная школа, училище не могут получить статус среднего профильного учебного заведения, лицея, гимназии, колледжа и т.д. без наличия категории.

Ординарное учебное заведение-это учебное заведение, в которой нет достаточного (определяемого каждой последующей категорией) количества категорированных специалистов и его учебно-технологическая база способна решать проблемы учебно-развивающего процесса лишь на иллюстративно-словесном уровне. В этом учебном заведении оплата труда педагогов строится по установленному государством минимуму ставок заработной платы и надбавок, а также по стажному принципу.

Учебное заведение III категории - это учебное заведение,в котором не менее 30% педагогов имеет третью квалификационную категорию, в том числе в обязательном порядке имеют категории (любые) руководители учебного заведения. В учебном заведении имеют место и органически включены в учебный процесс классы-комплекты ЭВТ, имеются и используются в процессе ТСО, в том числе видеосредства, оборудованные соответствующей технологией и средствами, профильные или интегрированные учебные кабинеты, обеспечивающие не менее 50% учебного процесса. Учебное заведение имеет не менее 50% положительных отзывов со стороны родителей.

Учебное заведение II категории-это учебное заведение, в котором не менее 30% педагогов, включая руководителей, имеют вторую квалификационную категорию, не менее 30% - третью категорию, остальные работники имеют высшее среднее специальное образование Кроме того, учебное заведение имеет индивидуальный учебный план, ряд авторских программ содержания образования по отдельным дисциплинам или группам дисциплин. Учебное заведение имеет также программно-педагогические средства обучения и практически использует их в процессе не менее чем на 70% от учебного плана, не менее двух комплектов классов ЭВТ, специально оборудованный видеоучебный салон, полный комплект обычных ТСО на каждую учебную аудиторию, библиотечный фонд, включающий весь необходимый перечень литературы и источников на уровне категорированной библиотеки и учебные кабинеты-лаборатории, обеспечивающие не менее 50% учебного процесса.

Учебное заведение I категории-это учебное заведение, в котором не менее 30% педагогов имеют первую квалификационную категорию, не менее 30%- третью, остальные имеют высшее образование по профилю.

Работа специалистов со средним специальным образование без пятилетнего стажа и категорийности за исключением лиц, окончивших педагогические колледжи, в учреждении I категории не рекомендуется. Учебное заведение работает по группе индивидуальных планов, авторских программ и методик, обеспечивает высокий уровень альтернативности для учащихся. Полностью "закрывает" учебный процесс программно-методическими средствами обучающего и развивающего характера, несколько комплектов учебной ЭВТ, персональные машины из расчета - одна на 20 учащихся, библиотека на категорированном уровне, читальный зал, видеокомплекс, учебные лаборатории, обеспечивающие не менее 80% содержания учебного процесса.

Учебные заведения высшей категории-это учебное заведение, в котором не менее 10% работающих педагогов имеют ученое звание или степень и 80% преподавателей имеют первую и вторую категории, остальные третью категорию. Учреждение имеет сугубо профильный характер и выступает как "вузовское" учебное заведение, довузовский факультет. Имеет все указанные в предыдущих категориях условия материально-технического и учебно-технологического обеспечения на 100% учебного процесса, в том числе возможно и в смешанной форме владения "школа-вуз".

    Примечания:

1. По I, II высшей категории необходим уровень родительского положительного рейтинга, соответственно 60, 70, и 90%, а для учреждений профессионального образования-указанный рейтинг со стороны учащихся и студентов, а также отсутствие рекламаций со стороны потребителей профессиональных кадров.

2. Под "школой" во всех случаях имеется в виду все образовательные учреждения: дошкольные, общеобразовательные школы, начальные и средние профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования.

3. Категорийность распространяется на мастерский, воспитательский и методический состав образовательных учреждений.

    В связи с вышеуказанным необходимо проработать:
    а) механизм общей аттестации учебного заведения;
    б) положения об учебных заведениях, имеющих категорию;

в) нормативы стоимостей дополнительных педагогических и образовательных услуг населению;

г) формы и содержание дополнительно выдаваемых документов об образовании в категорированной школе (помимо государственного документа), характеризующих особую подготовленность учащегося;

    д) положение о профильных школах, учебных комплексах;

е) положение об учебном кабинете, кабинете-лаборатории, лаборатории, производственной лаборатории.

По проблемам индивидуально-квалификационных категорий педагогических, инженерно-педагогических и преподавательских кадров следует исходить из положения о том, что получение соответствующего диплома дает гражданину первичное педагогическое звание и право преподавательской деятельности, т. к. занятие должности в государственном образовательном учреждении. При этом для определения ставки заработной платы надо использовать два подхода:

а) установление минимальной действующей ставки для педагогических работников;

б) установление заработной платы в соответствии с подписанным контрактом, но не ниже минимальной.

Для педагогов, желающих существенно улучшить свое материальное обеспечение, а также уровень своей профессиональной компетенции, вводится система квалификационных категорий и соответствующая ей система квалификационных экзаменов и требований. Личный интерес работника подкрепляется и стремлением учебного заведения иметь соответствующую категорию и престиж (в том числе и процентные надбавки для всего коллектива в связи с наличием категории и привлечение в учебное заведение держателей стоимостных сертификатов на образование и право оказывать дополнительные педагогические и образовательные услуги за дополнительную плату).

Источником "движения", стимулирующим фактором, мотивацией стремления педагога, мастера, воспитателя, методиста в этом вопросе может быть только уровень приращения к заработной плате в связи со сдачей им соответствующих экзаменов и достижения определенного рейтинга: речь должна идти о существенной, принципиальной разнице в ставках категорированного педагога и некатегорированного, разницей в 2-3 раза в оплате труда педагога, имеющего I и III категорию. Существенное значение должно иметь при увеличении категории количества учебных часов, составляющих нормативные ставки.

При этой проблеме следует разработать:

- комплект материалов, определяющих содержание, формы организации квалификационно-категорийных экзаменов для всех работников системы, порядок юридического фиксирования результатов, срочность действия;

- механизм оплаты труда категорированных специалистов.

Для всех преподавательских, мастерских, воспитательских кадров (в том числе включая руководителей кружков, секций, спецкурсов "альтернатив"), имеющих непедагогическое образование, независимо от категории учебного заведения обязателен экзамен по педминимуму.

2. Правовые вопросы.

К правовым вопросам относятся:

- права и ответственность граждан на получение образования, выбор форм и содержания общего первого профессионального образования;

- права и ответственность учебных заведений, в том числе и прежде всего права юридического лица;

- права и ответственность педагогических и других работников, работающих по найму.

Права граждан по поводу получения образования определяются общим законодательством Российской Федерации и, в частности, Законом об образовании. Однако в условиях специфики Свердловской области следует разработать непротиворечащие этому законодательству нормативно-правовые документы, определяющие особенности отношений при наличии одного учебного заведения а населенном пункте, отсутствия такового, наличия ряда учебных и других общеобразовательных учреждений на территории микрорайона и т.д. Кроме того, необходимо отработать систему отношений (в том числе и финансового обеспечения, расчета с педагогическими работниками), когда речь идет о реализации права одного отдельно взятого человека на то или иное содержание образования, форму его получения, или групп, не составляющих класс установленной наполняемости.

В связи с этим встает вопрос о новых принципах организации учебного процесса, другой структуре организации педагогического коллектива, учебного коллектива, учебного заведения, его администрации и служб.

Учитывая тот факт, что гражданин не только имеет право воспользоваться бюджетными средствами, которые предусматриваются на его образование, наравне с педагогом несет ответственность за их результативное использование, т.е. и сам несет ответственность (родители) за качество своего учебного труда, следует, безусловно, предусмотреть ряд мер и санкций экономического характера в отношении учащегося и его родителей.

Педагогическое право учебного заведения определяется наличием у последнего лицензии на право заниматься тем или иным видом образовательской деятельности. Лицензия дает возможность образовательному учреждению:

- осуществлять подготовку по собственным учебным планам и авторским программам, в обязательном порядке реализуя при этом требования государственного стандарта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»