ЗАКОН
Об обращениях граждан
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 марта 2007 года N 24-ЗАО
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
18 июня 2003 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), законодательством автономного округа регулирует порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления в автономном округе.
1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти автономного округа, в органы местного самоуправления в автономном округе, к их должностным лицам.
2. Органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления в автономном округе, их должностные лица в соответствии со своей компетенцией обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения граждан в установленные федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законодательными и нормативными правовыми актами автономного округа порядке и сроки, принимать по ним решения, в том числе принимать необходимые меры по реализации принятых решений, а также давать мотивированные ответы заявителям.
3. Обращения граждан, поступившие в органы государственной власти автономного округа из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Обращение - изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные, и петиции граждан.
Предложение - вид обращения гражданина конкретного характера, не связанного с нарушением его прав, направленного на улучшение организации и деятельности органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе, их должностных лиц в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни автономного округа.
Заявление - вид обращения гражданина по поводу реализации прав, свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным законом) автономного округа, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа.
Жалоба - вид обращения гражданина по поводу восстановления его либо другого лица (лиц) прав, свобод и законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе, их должностными лицами, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действия (бездействия).
Ходатайство - вид обращения гражданина, общественной организации, депутата или должностного лица в поддержку просьбы иного лица о признании за ним определенного статуса, прав, свобод, гарантий и льгот.
Коллективные обращения - письменные обращения, подписанные двумя или более гражданами.
Анонимные обращения - письменные обращения граждан, не содержащие сведения (фамилию, имя, отчество, адрес, личную подпись), по которым можно установить личность (личности) обратившегося гражданина (обратившихся граждан) и место его (их) жительства.
Повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или его заявитель неудовлетворен данным ему ответом.
Граждане - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Заявитель - физическое лицо, обратившееся в органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления в автономном округе с целью решения вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни автономного округа, а также восстановления его нарушенных прав, свобод и законных интересов, признания за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот.
Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:
обращений, связанных с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;
обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, уголовного, гражданского, административного судопроизводства или арбитражными судами;
обращений, вытекающих из отношений, складывающихся внутри коллективов коммерческих организаций и общественных объединений, регулируемых нормами федерального законодательства, их уставами и положениями;
запросов в архивы, библиотеки, в органы статистики;
иных обращений, в отношении которых федеральным законодательством или законодательством автономного округа установлен специальный порядок рассмотрения.
Основными принципами деятельности органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе, их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:
защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;
обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан;
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
законность;
гласность;
внепартийность;
свобода вероисповедания;
профессионализм и компетентность.
1. Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа государственной власти автономного округа, органа местного самоуправления в автономном округе или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа обращения (с указанием для жалобы: какие права заявителя действием или бездействием каких органов или должностных лиц нарушены), фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны (при наличии), дату и личную подпись.
Анонимные обращения не подлежат рассмотрению.
В случае необходимости к обращению прилагаются доказательства, обосновывающие изложенные в нем требования.
2. Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы, руководителями исправительных учреждений.
3. Обращения, содержащие нецензурные выражения, а также обращения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, рассмотрению не подлежат.
Обращения граждан с просьбой о толковании действующего федерального законодательства, законодательства автономного округа возвращаются им без рассмотрения с извещением об органе государственной власти, в компетенцию которого входит толкование федеральных законов и законодательных актов автономного округа, в адрес которого им следует обратиться.
Устные обращения излагаются гражданами на приеме в органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления в автономном округе, у должностных лиц этих органов.
Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены.
На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.
В случае, если обстоятельства, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, устное обращение должно быть подтверждено заявителем в письменной форме.
1. Делопроизводство по обращениям граждан в органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления в автономном округе ведется отдельно от других видов делопроизводства.
2. Для всех видов обращений устанавливаются единые предельные сроки рассмотрения.
Обращения граждан рассматриваются органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления в автономном округе, их должностными лицами в срок до одного месяца со дня их регистрации.
Обращения, не требующие специального изучения и (или) проверки, рассматриваются безотлагательно, но не более 15 дней.
В случаях, требующих для разрешения вопросов, поставленных в обращениях, проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов, принятия других мер, сроки рассмотрения обращений граждан могут быть продлены соответствующими должностными лицами, но не более чем на один месяц с сообщением об этом обратившемуся гражданину и обоснованием необходимости продления сроков.
Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.
3. В случае, если обращение написано на иностранном языке или точечно-рельефным шрифтом слепых, срок рассмотрения обращения увеличивается на время, необходимое для перевода.
В случае, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде, общий срок рассмотрения обращений продлевается на весь период судебного разбирательства.
4. Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления в автономном округе в пятидневный срок извещают заявителей в письменной или устной форме о том, куда направлены для рассмотрения их письма и телеграммы.
Ответы на обращения граждан подписываются руководителем или другим уполномоченным должностным лицом органа государственной власти автономного округа или органа местного самоуправления в автономном округе и направляются заявителю не позднее пяти дней со дня принятия по нему решения.
5. В тех случаях, когда для рассмотрения обращений граждан предусмотрены специальные сроки, установленные федеральными законами, положения настоящей статьи не применяются.
Исчисление сроков, установленных статьей 7 настоящего Закона, начинается со дня поступления обращения в орган государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления в автономном округе, принявшие обращение к исполнению.
Срок рассмотрения обращения истекает в день извещения заявителя о результатах рассмотрения в устной форме или в день отправки извещения в письменной форме.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
1. Граждане подают свои обращения в те органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления в автономном округе и адресуют тем должностным лицам, к непосредственной компетенции которых относится их рассмотрение.
В том случае, если вопросы, поднимаемые в обращении, не входят в компетенцию органа, должностного лица, оно в пятидневный срок со дня поступления направляется тому органу или должностному лицу, к компетенции которого относится решение поставленных в нем вопросов.
2. Обратившимся лицам в таком случае на личном приеме или в письменном ответе сообщается, кому направлено на рассмотрение их обращение.
3. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам государственной власти автономного округа, органам местного самоуправления в автономном округе, их должностным лицам, действия (бездействие) или решения которых обжалуются.
1. Сведения, ставшие известными должностным лицам органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе при рассмотрении обращений граждан, не могут быть использованы во вред заявителям.
2. Запрещается использование и распространение информации о частной жизни граждан без их согласия.
1. В случае необходимости заявитель представляет доказательства, обосновывающие обращение.
Если представленных доказательств недостаточно, орган государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления в автономном округе, их должностные лица, рассматривающие обращение, предлагают заявителю представить дополнительные доказательства либо собирают их по собственной инициативе, когда заявитель ссылается на отсутствие возможности сбора дополнительной информации.
2. Общеизвестные обстоятельства и факты, а также обстоятельства и факты, установленные вступившим в законную силу судебным актом, не подлежат доказыванию.