Пассажирские автомобильные перевозки в Ростовской области осуществляются 140 крупными, средними и малыми транспортными предприятиями, парк которых составляет 2915 единиц подвижного состава большой и средней вместимости: 2579 автобусов, 167 троллейбусов, 169 трамваев. Также на маршрутах работают 4313 автобусов малой и особо малой вместимости в режиме "маршрутного такси".
Городской электрический транспорт функционирует в 4 городах Ростовской области: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск, Таганрог.
Автобусные перевозки являются самым массовым и доступным видом регулярного общественного пассажирского транспорта. Каждый день грузовым и пассажирским автомобильным транспортом перевозится около 40 тыс. тонн грузов и более 1 млн. пассажиров.
Согласно постановлению Администрации Ростовской области от 02.10.2009 N 501 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" органы местного самоуправления осуществляют на конкурсной основе допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление перевозок пассажиров, к обслуживанию регулярных автобусных маршрутов.
Наиболее высоким уровнем конкуренции отличается городской и межмуниципальный пассажирский автомобильный транспорт общего пользования.
Действия перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров по маршрутам без наличия договоров с уполномоченным органом исполнительной власти области и органами местного самоуправления, без утвержденных расписаний и маршрутов движения, содержат все признаки недобросовестной конкуренции, а именно:
перевозка пассажиров без расписаний, утвержденных в установленном порядке, противоречит положениям действующего законодательства, обязывающего перевозчиков осуществлять данный вид деятельности только на законных основаниях;
самовольное выставление перевозчиками транспортных средств на маршруты с целью получения преимуществ по отношению к перевозчикам, осуществляющим перевозочную деятельность по утвержденным местной администрацией расписаниям движения транспортных средств. Поскольку количество пассажиров, пользующихся услугами автомобильного транспорта по межмуниципальным и муниципальным маршрутам, практически неизменно, а для обеспечения минимально-допустимых интервалов движения транспортных средств число выходов (расписаний) на каждом маршруте регламентировано, то самовольное выставление перевозчиками своих транспортных средств приводит к причинению убытков законным перевозчикам.
Кроме того, указанные действия сопровождаются перегрузкой дорожной сети транспортными средствами малой вместимости, особенно в часы "пик", отсутствием гарантий надлежащего обслуживания и безопасности перевозок пассажиров.
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке, стабильно, развитие происходит низкими темпами. В первую очередь это связано с регулированием транспортного обслуживания населения на федеральном и муниципальном уровнях. По имеющимся прогнозам данная отрасль становится все более привлекательной, о чем свидетельствуют новые небольшие предприятия, занимающие отдельные ниши. Мощность фирм-конкурентов довольно высока, однако следует отметить, что в большей степени конкуренция на рынке зависит от действия органов местного самоуправления, направленные на поддержку отдельных перевозчиков, без проведения публичных процедур, лишения права одного перевозчика обслуживать конкретные маршруты с передачей права обслуживания такого маршрута другому хозяйствующему субъекту без проведения публичных процедур.
Принимая во внимание данный факт, можно сказать о том, что конкурентная среда в отрасли из-за отсутствия справедливого распределения работ слабо развита.
Однако степень стандартизации услуг, предлагаемых на рынке, действует в направлении активизации конкуренции.
В целях обеспечения равных условий для участия перевозчиков в обслуживании пригородных и междугородных внутриобластных маршрутов регулярных перевозок в Ростовской области принято постановление Администрации Ростовской области от 21.05.2010 N 330 "О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 02.10.2009 N 501 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом", в соответствии с которым утверждено положение о проведении конкурсов на право обслуживания пригородных и междугородних внутриобластных маршрутов регулярных перевозок в Ростовской области.
Также данным постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано разработать подобные положения об организации перевозок на муниципальном уровне.
Основной целью развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок является повышение качества и доступности транспортных услуг, в том числе ценовой. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
разработка методического обеспечения регулирования тарифов (экономически обоснованных и социальных) на услуги пассажирского транспорта;
обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к конкурсному распределению вновь созданных маршрутов;
четкое и детальное определение прав и обязанностей уполномоченных областных органов власти и органов местного самоуправления по исполнению ими полномочий по организации, регулированию и контролю регулярных пассажирских автоперевозок.