ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 1983 года N 467
О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве РСФСР, усилении борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и обеспечении сохранности горюче-смазочных материалов
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7
____________________________________________________________________
Совет Министров РСФСР отмечает, что за последние годы автомобильный транспорт получил широкое развитие и превратился в одно из важнейших звеньев единой транспортной системы. В настоящее время в РСФСР им перевозится свыше 82% всех народнохозяйственных грузов (в тоннах).
Значительно укрепилась материально-техническая база автомобильного транспорта. Парк автотранспортных средств систематически пополняется новыми современными автомобилями, в том числе большой грузоподъемности, мощными автотягачами, самосвалами и самосвальными автопоездами. Повышается технический уровень автомобилей.
Вместе с тем в организации работы грузового автомобильного транспорта, и особенно в использовании подвижного состава, имеют место серьезные недостатки.
Все еще не получили должного развития прогрессивные методы организации транспортного процесса, и прежде всего централизованные перевозки грузов. Не обеспечиваются преимущественное развитие автомобильного транспорта общего пользования и концентрация подвижного состава в крупных автохозяйствах.
По-прежнему велики порожние пробеги и сверхнормативные простои автомобилей под погрузкой и выгрузкой, допускаются многочисленные случаи нерациональной эксплуатации автотранспортных средств, использование их не по назначению и даже в корыстных целях.
Значительная часть автомобилей продолжает эксплуатироваться с неисправными и неопломбированными спидометрами. Таких нарушений особенно много в автохозяйствах Министерства сельского хозяйства РСФСР, Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерства пищевой промышленности РСФСР, Госкомсельхозтехники РСФСР и Роспотребсоюза.
Руководители автотранспортных предприятий не обеспечивают необходимого контроля за работой спидометрового оборудования и содержанием его в исправном состоянии.
Не были приняты должные меры к повышению качества планирования и организации учета работы автомобильного транспорта, обеспечению рационального, экономного расходования горюче-смазочных материалов. Неудовлетворительным остается нормирование расхода автомобильного топлива.
Все это ведет к снижению эффективности работы автомобильного транспорта, способствует созданию условий для приписок невыполненных объемов перевозок, приводит к потерям и хищениям горюче-смазочных материалов и в конечном итоге наносит большой материальный и моральный ущерб. Проведенные проверки показывают, что подобные факты имеют место практически в каждом втором автохозяйстве. Причем значительная часть расхищаемого автомобильного топлива реализуется владельцам индивидуальных транспортных средств. За последние годы выявлены десятки тысяч подобных правонарушений.
Такое положение в значительной степени связано с недостаточным развитием сети автозаправочных станций. В настоящее время таких станций нет во многих городах и поселках городского типа, в большинстве сельских районов, и подавляющая часть проживающих на селе граждан использует для заправки своих транспортных средств бензин, принадлежащий колхозам, совхозам и другим государственным и общественным предприятиям и организациям. Крайне плохо обстоит дело с обеспечением горюче-смазочными материалами имеющихся у граждан катеров и моторных лодок. На многих автозаправочных станциях грубо нарушается порядок отпуска автомобильного бензина, допускаются факты хищений и других злоупотреблений.
Перечисленные недостатки в работе автомобильного транспорта и в обеспечении населения нефтепродуктами вызваны прежде всего ослаблением дисциплины и требовательности, бесконтрольностью предприятий и объединений в использовании автотранспортных средств, безответственным отношением министерств и ведомств РСФСР к организации автомобильных перевозок, сокращению транспортных издержек, экономии горюче-смазочных материалов. По этим же причинам не были выполнены многие ранее принятые решения по вопросам улучшения работы автомобильного транспорта и обеспечения сохранности нефтепродуктов.
Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы не обеспечили отвода земельных участков под строительство автозаправочных станций в удобных для обслуживания населения местах и с учетом снижения затрат на их строительство и эксплуатацию, а также допускали закрытие и снос действующих автозаправочных станций без предварительного строительства новых станций.
Все еще на низком уровне ведется на автотранспортных и нефтесбытовых предприятиях политико-воспитательная работа. На большинстве из них не создана обстановка нетерпимости к припискам, использованию автомобилей в целях личной наживы, расхищению автомобильного топлива. Эти нарушения зачастую рассматриваются как малозначительные и к виновным лицам не принимаются надлежащие меры.
Министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы не спрашивают строго с руководителей автохозяйств, предприятий промышленности, строительства и других отраслей, допускающих бесхозяйственное отношение к использованию автотранспортных средств, разбазаривание горюче-смазочных материалов, приписки невыполненных объемов перевозок, не дают принципиальной оценки подобным фактам.
Придавая особое значение укреплению государственной дисциплины на автомобильном транспорте и учитывая его возрастающую роль в народном хозяйстве РСФСР, Совет Министров РСФСР считает, что повышение эффективности использования автотранспортных средств, ликвидация приписок при перевозках грузов, обеспечение сохранности и экономного расходования горюче-смазочных материалов должны стать неотложной заботой Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, всех министерств и ведомств РСФСР.
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1983 года N 759 Совет Министров РСФСР
постановляет:
1. Обязать Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы, министерства и ведомства РСФСР, руководствуясь решениями XXVI съезда КПСС, ноябрьского (1982 год) и июньского (1983 год) Пленумов ЦК КПСС, обеспечить коренное улучшение организации, планирования и учета работы грузового автомобильного транспорта, ликвидацию сверхнормативных простоев и сокращение порожних пробегов автомобилей, усиление контроля за эффективностью их эксплуатации, искоренение приписок при перевозках грузов, а также потерь и расхищения бензина и других горюче-смазочных материалов, укрепление дисциплины на автотранспортных и нефтесбытовых предприятиях, предприятиях-грузоотправителях и грузополучателях.
Руководителям автотранспортных и нефтесбытовых предприятий, опираясь на воспитательную силу трудовых коллективов, повести решительную борьбу со всякого рода нарушениями трудовой и производственной дисциплины, нерадивым отношением к своим обязанностям, фактам бесхозяйственности и расточительства.
2. В целях улучшения использования автомобильного парка и усиления режима экономии в расходовании горюче-смазочных материалов Госплану РСФСР предусматривать начиная с 1985 года в проектах годовых планов для имеющих автотранспортные предприятия (автохозяйства) республиканских, непромышленных союзно-республиканских министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов (кроме автомобильного транспорта общего пользования, порядок планирования работы которого определен постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 октября 1982 года N 942 и постановлением Совета Министров РСФСР от 3 января 1983 года N 2) объем перевозок грузов автомобильным транспортом, задания по росту производительности подвижного состава и нормы расхода автомобильного топлива на транспортную работу.
3. В целях дальнейшего развития и упорядочения централизованных перевозок грузов Госплану РСФСР начиная с 1984 года предусматривать в проектах планов:
Министерству автомобильного транспорта РСФСР и Московскому горисполкому объемы централизованных перевозок грузов для подведомственных предприятий автомобильного транспорта общего пользования;
министерствам и ведомствам РСФСР, Московскому и Ленинградскому горисполкомам для предприятий-грузоотправителей задания по централизованной доставке автомобильным транспортом грузов получателям, имея в виду довести к 1990 году уровень централизованной доставки грузов до 70 процентов.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 5 августа 1983 года N 759 установили, что:
а) впредь к централизованным перевозкам относятся:
перевозки, при которых одно предприятие автомобильного транспорта общего пользования своим подвижным составом или, осуществляя единое оперативное руководство перевозками, подвижным составом других автотранспортных предприятий обеспечивает доставку грузов (с транспортно-экспедиционным обслуживанием) от одного грузоотправителя всем грузополучателям или одному грузополучателю от всех грузоотправителей;
перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом общего пользования по завозу (вывозу) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани), аэропорты, а также регулярные междугородные перевозки;
б) централизованные перевозки грузов могут также выполняться автотранспортными предприятиями: Госснаба СССР при доставке грузов потребителям со своих предприятий, Госкомсельхозтехники СССР и объединения "Союзсельхозхимия" Министерства сельского хозяйства СССР - грузов для сельского хозяйства и автотранспортными предприятиями строительных министерств - строительных грузов с подведомственных промышленных предприятий.
4. Министерству автомобильного транспорта РСФСР:
разработать с участием Министерства автомобильных дорог РСФСР и по согласованию с Госпланом РСФСР в 3-месячный срок представить в Совет Министров РСФСР на утверждение перечень автомобильных дорог, на которых междугородные перевозки грузов выполняются, как правило, автомобильным транспортом общего пользования;
осуществить меры, исключающие к 1990 году участие ведомственного автомобильного транспорта в перевозках между пунктами, расположенными на указанных дорогах.
5. В целях более эффективного использования автомобильного транспорта при перевозках мелких партий грузов и предотвращения приписок невыполненных объемов перевозок Министерству автомобильного транспорта РСФСР, Госкомсельхозтехнике РСФСР и Московскому горисполкому организовать начиная с 1984 года обслуживание предприятий, организаций и учреждений по разовым заявкам на перевозку таких партий грузов автомобилями, работающими по принципу грузовых таксомоторов.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 5 августа 1983 года N 759 поручили Государственному комитету СССР по ценам, Министерству финансов СССР и Госбанку СССР определить с участием Министерства автомобильного транспорта РСФСР порядок расчетов предприятий, организаций и учреждений с автотранспортными предприятиями (автохозяйствами) за пользование автомобилями, работающими по принципу грузовых таксомоторов.
6. Министерствам и ведомствам РСФСР в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 года N 598 и постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1968 года N 642 принимать меры к укрупнению подведомственных им мелких автотранспортных предприятий (автохозяйств).
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 5 августа 1983 года N 759:
поручили Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам рассмотреть в 1983-1984 годах с участием соответствующих министерств и ведомств СССР и других заинтересованных организаций, а также органов управления автотранспортом общего пользования вопрос об эффективности использования автотранспортных средств в действующих на соответствующей территории ведомственных автохозяйствах и по результатам рассмотрения принимать в необходимых случаях решения о ликвидации мелких нерентабельных автохозяйств независимо от их ведомственной принадлежности, а также о передаче предприятиям автомобильного транспорта общего пользования объемом перевозок грузов, грузовых автомобилей, производственной базы, численности работников и фонда заработной платы с возложением на них обязанностей по обслуживанию предприятий и организаций, которые передали грузовые автомобили;
установили, что передаче в соответствии с настоящим пунктом не подлежат автомобили, выполняющие технологические перевозки, автомобили, принадлежащие предприятиям и организациям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации, расположенным в сельской местности, а также предприятиям оборонных отраслей промышленности.
7. Министерству автомобильного транспорта РСФСР и Московскому горисполкому принять меры к повышению роли диспетчерской службы автомобильного транспорта общего пользования в осуществлении контроля за эффективным использованием автотранспортных средств (независимо от их ведомственной принадлежности) и к укомплектованию этой службы квалифицированными работниками.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 5 августа 1983 года N 759 установили, что фонд заработной платы линейных диспетчеров и затраты на содержание средств оперативной диспетчерской связи на автомобильном транспорте общего пользования не включаются в предельные ассигнования на содержание аппарата управления, а численность диспетчеров - в лимит численности работников этого аппарата.
8. Обязать министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы обеспечить:
внедрение с 1 января 1985 года новых форм товарно-транспортных документов;
усиление контроля за работой автотранспортных средств, рациональным расходованием горюче-смазочных материалов, а также правильным оформлением товарно-транспортных документов и проведением в установленном порядке сверок выполненных объемов перевозок.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 5 августа 1983 года N 759:
а) поручили Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, ЦСУ СССР и Министерству автомобильного транспорта РСФСР в 4-месячный срок пересмотреть по согласованию с Госпланом СССР и Госснабом СССР инструкцию о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом и формы товарно-транспортных документов, имея в виду существенно упростить их и создать условия для возможности механизированной обработки этих документов;
б) установили, что:
за неправильное оформление товарно-транспортных документов, повлекшее за собой приписки невыполненных объемов работ по перевозке грузов и несоблюдение установленного порядка сверки выполненных объемов перевозок, работники, на которых возложено осуществление таких функций, и должностные лица, ответственные за организацию этой работы, лишаются на срок до одного года всех видов премий и вознаграждений по итогам работы за год;
при выявлении приписок наряду с внесением в бюджет незаконно полученных сумм:
автотранспортные предприятия, неправильно указавшие в товарно-транспортных документах расстояние перевозки и класс перевозимого груза, возвращают грузоотправителю (грузополучателю) излишне полученную провозную плату;
предприятия-грузоотправители и грузополучатели, неправильно указавшие в товарно-транспортных документах вес (массу) перевозимого груза и количество грузовых мест, возмещают автотранспортным предприятиям излишне выплаченные в связи с этим заработную плату, премии и стоимость списанных горюче-смазочных материалов.
Работники, виновные в причинении предприятиям ущерба в результате приписки невыполненного объема работ по перевозке грузов, возмещают этот ущерб в порядке, установленном действующим законодательством;
в) в целях усиления материальной заинтересованности работников в своевременной подготовке к отправке и приемке грузов, ускорении погрузочно-разгрузочных работ, а также в экономном расходовании горюче-смазочных материалов признали необходимым:
ввести материальное поощрение работников, занятых на приемке и отправке грузов, за сокращение простоев автомобилей против установленных норм и поручили Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Министерству финансов СССР в месячный срок определить с участием ВЦСПС конкретные размеры премий и порядок их выплаты;
увеличить размер вознаграждений, выплачиваемых работникам автомобильного транспорта за экономию бензина и дизельного топлива, до 95% их стоимости;
установить, что за перерасход топлива сверх утвержденных норм по вине работников автомобильного транспорта с них удерживается 100% стоимости перерасходованного автомобильного топлива.
9. Министерствам и ведомствам РСФСР, объединениям, предприятиям и организациям принять меры к дальнейшему развитию и совершенствованию бригадной формы организации и оплаты труда водителей грузовых автомобилей и переводу бригад на работу по методу бригадного подряда в условиях хозрасчета.
При этом система оплаты труда водителей в бригаде должна обеспечивать сочетание личной и коллективной материальной заинтересованности в достижении конечных результатов труда всего коллектива, в повышении его производительности и качества работы.
10. Министерствам и ведомствам РСФСР, имеющим в своем ведении грузовые автомобили, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам проанализировать эффективность применяемых и подведомственных автохозяйствах форм оплаты труда водителей грузовых автомобилей и в случаях, когда сдельная оплата труда не способствует обеспечению рационального использования автотранспортных средств и создает условия для приписок невыполненных объемов перевозок, принять меры к переводу их на повременно-премиальную систему оплаты труда.
11. Министерствам и ведомствам РСФСР, имеющим в своем ведении грузовые автомобили, Московскому и Ленинградскому горисполкомам в целях улучшения использования трудовых и материальных ресурсов при перевозках грузов автомобильным транспортом и совершенствования транспортного процесса обеспечить в 1984-1990 годах за счет сокращения простоев и порожних пробегов автомобилей, повышения производительности его работы и экономного расходования горюче-смазочных материалов, снижение себестоимости грузовых перевозок в соответствии с заданием, установленным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1983 года N 759, согласно приложению.
12. Госплану РСФСР начиная с 1984 года устанавливать в годовых планах министерствам и ведомствам РСФСР, имеющим грузовые автомобили, Московскому и Ленинградскому горисполкомам задания по увеличению объема перевозок, выполняемых автомобилями, работающими на дизельном топливе, имея в виду довести удельный вес этих перевозок в общем объеме грузооборота автомобильного транспорта в 1985 году до 50% и в 1990 году - до 60 процентов.
Предусматривать значительное увеличение перевозок автомобилями, работающими на сжатом природном газе.
13. Потребовать от министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, имеющих автотранспортные средства, наведения должного порядка в содержании и эксплуатации спидометрового оборудования, обеспечения в каждом автохозяйстве систематического контроля за его исправностью и правильностью показаний и строгом соответствии с положениями, предусмотренными постановлением Совета Министров СССР от 9 июня 1977 года N 491 и постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июля 1977 года N 382.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 5 августа 1983 года N 759 установили, что каждый случай выхода из строя спидометра и выпуска на линию автомобиля с неисправным или неопломбированным спидометром должен расследоваться администрацией автотранспортного предприятия (автохозяйства) с участием комитета профсоюза, а виновные в этих нарушениях лица - привлекаться в установленном порядке к строгой ответственности.