СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 1977 года N 491
О мерах по усилению борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом, с потерями и расхищением автомобильного бензина и других горюче-смазочных материалов и по улучшению работы автозаправочных станций
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Совет Министров СССР отмечает, что министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик не осуществляют должного контроля за использованием грузовых автомобилей и соблюдением порядка учета их работы. Имеют место простои автомобилей под погрузочно-разгрузочными работами, порожние пробеги, неполное использование грузоподъемности и эксплуатация автомобилей с неисправными спидометрами, приписки в товарно-транспортных документах, а также перерасход и расхищение автомобильного бензина и других горюче-смазочных материалов.
Советы Министров союзных республик недостаточно уделяют внимания совершенствованию организации отпуска горюче-смазочных материалов владельцам транспортных средств, а также развитию сети автозаправочных станций, особенно в сельской местности, и заправочных станций для водно-моторного транспорта. На автозаправочных станциях допускаются нарушения порядка отпуска горюче-смазочных материалов и хищения их.
В целях усиления борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом, с потерями и расхищением автомобильного бензина и других горюче-смазочных материалов и улучшения работы автозаправочных станций Совет Министров СССР
постановляет:
1. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить:
а) улучшение использования грузового автомобильного парка, и в первую очередь автомобильных тягачей, полуприцепов и прицепов различного назначения; ликвидацию сверхнормативных простоев автомобилей под погрузочно-разгрузочными работами путем более широкого и эффективного использования средств механизации при производстве этих работ, заблаговременной подготовки грузоотправителями грузов к отправке и своевременного оформления товарно-транспортных документов; загрузку подвижного состава до его полной грузоподъемности.
Госплану СССР и Министерству автомобильной промышленности предусмотреть при разработке проектов планов развития народного хозяйства на 1978-1980 годы значительное увеличение производства автомобильных тягачей разной грузоподъемности и полуприцепов к ним различного назначения (цистерн, рефрижераторов, панелевозов, блоковозов, фермовозов, бортовых полуприцепов с тентом и др.);
б) осуществление на предприятиях и в организациях, имеющих автомобильный транспорт или использующих автомобильный транспорт других министерств и ведомств, ежедневного контроля за правильностью учета работы автомобильного транспорта;
в) строгое ведение автотранспортными предприятиями и организациями, грузоотправителями и грузополучателями учетных карточек выполнения плана перевозок грузов, предусмотренных уставами автомобильного транспорта союзных республик;
г) оснащение спидометрами всех автомобилей, на которых перевозятся грузы, осуществление ежедневного контроля за их исправностью и опломбированием, введение с 1 января 1978 года на всех предприятиях и в организациях, независимо от количества имеющихся у них автомобилей, журнала учета работы и опломбирования спидометров, с возложением ответственности за его ведение на руководителей автотранспортных предприятий (цехов);
д) принятие строгих мер к лицам, виновным в приписках при перевозках грузов автомобильным транспортом, нарушающим порядок учета работы автомобильного транспорта, допускающим эксплуатацию автомобилей с неисправными или неопломбированными спидометрами и нерациональное расходование горюче-смазочных материалов.
2. Министерству финансов СССР, Госбанку СССР и ЦСУ СССР разработать с участием Госплана СССР, Госснаба СССР, Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств и утвердить в 1977 году инструкцию о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, а также формы товарно-транспортных документов и путевого листа.
При разработке указанных документов исходить из того, что по грузам товарного характера товарно-транспортные накладные должны быть единственными документами для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для расчетов за эти перевозки. По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, перевозочным документом должен быть акт замера или акт взвешивания. Эти накладные и акты должны быть документами строгой отчетности, иметь единый раздел, отражающий работу автомобильного транспорта и приспособленный для механизированного учета этой работы, а также предусматривать четкое распределение обязанностей между автотранспортными предприятиями, грузоотправителями и грузополучателями по их заполнению. При этом грузоотправители и грузополучатели должны нести ответственность за достоверность данных о весе перевозимого груза и количестве грузовых мест, указанных ими в товарно-транспортных документах, а автотранспортные предприятия - за правильность указанных в этих документах расстояния перевозки и тарифного класса груза.
Если по грузам нетоварного характера невозможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, то данные о работе автомобильного транспорта отражаются в путевых листах и расчеты за выполненные перевозки этих грузов производятся по повременным тарифам.
3. Обязать министерства, ведомства и исполкомы местных Советов депутатов трудящихся обеспечить проведение не реже одного раза в квартал подведомственными предприятиями и организациями - грузоотправителями (грузополучателями) сверки данных, на основании которых автотранспортные предприятия выписывают счета на оплату перевозок грузов, с фактически перевезенным этими предприятиями количеством груза.
Результаты сверки оформлять соответствующим актом. ЦСУ СССР и Министерству финансов СССР разработать и утвердить форму такого акта, а также порядок его составления.
Установить, что суммы, излишне полученные автотранспортными предприятиями в результате приписок при перевозках грузов, вносятся в доход бюджета.
4. Министерствам, ведомствам и исполкомам местных Советов депутатов трудящихся ограничивать до одного квартала срок действия выдаваемых водителям автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, организациям и учреждениям, предварительно оплаченных единых (поясных) талонов на получение горюче-смазочных материалов.
5. Министерству автомобильной промышленности предусматривать в планах начиная с 1978 года производство спидометров и гибких валов к ним (приводов) и количествах, полностью обеспечивающих ремонтно-эксплуатационные нужды грузового автомобильного транспорта.
6. Министерству внутренних дел СССР усилить контроль за выполнением постановления Совета Министров СССР от 15 апреля 1959 года N 396 в части запрещения эксплуатации автомобилей с неисправными или неопломбированными спидометрами.
7. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся, руководителям нефтеснабсбытовых организаций:
а) разработать и осуществить меры по улучшению работы автозаправочных станций, обеспечению сохранности на них горюче-смазочных материалов, недопущению фактов их порчи и пересортицы и по усилению борьбы с расхищением этих материалов;
б) обеспечивать бесперебойный отпуск на автозаправочных станциях гражданам - владельцам транспортных средств горюче-смазочных материалов по талонам рыночного фонда.
Установить, что отпуск горюче-смазочных материалов гражданам - владельцам транспортных средств за наличные деньги производится на специально выделенных автозаправочных станциях, перечень которых утверждается руководителями главнефтеснабсбытов союзных республик;
в) создать и постоянно поддерживать на автозаправочных станциях необходимые запасы горюче-смазочных материалов в требуемом ассортименте, особенно на автозаправочных станциях, расположенных на туристских автомобильных маршрутах;
г) широко использовать для отпуска бензина передвижные автозаправочные станции, располагая их в городах и на магистральных автомобильных дорогах, особенно в местах массового скопления автомобильного транспорта, а также в районах расположения кооперативных гаражей, кемпингов, станций технического обслуживания автомобилей, открытых стоянок автомобилей, катеров и моторных лодок.
Госплану СССР предусматривать в планах начиная с 1979 года увеличение производства передвижных автозаправочных станций;
д) установить удобный для населения режим работы автозаправочных станций, организовать широкую рекламу и подробную информацию о расположении и режиме работы автозаправочных станций и пунктов продажи гражданам - владельцам транспортных средств талонов рыночного фонда на приобретение горюче-смазочных материалов, а также об ассортименте нефтепродуктов, имеющихся в продаже на указанных станциях;
е) обеспечить строгое соблюдение порядка подбора кадров для автозаправочных станций, особенно лиц, непосредственно осуществляющих отпуск (продажу) горюче-смазочных материалов.
8. Советам Министров союзных республик:
а) разработать и утвердить планы строительства в 1978-1980 годах (раздельно по годам) автозаправочных станций в городах и других населенных пунктах и на автомобильных дорогах в количествах, обеспечивающих бесперебойную заправку автотранспортных средств, предусмотрев в этих планах строительство малогабаритных автозаправочных станций для обслуживания легковых автомобилей, и установить систематический контроль за выполнением этих планов;
б) обеспечивать своевременный отвод земельных участков под строительство автозаправочных станций в удобных для обслуживания населения местах с учетом снижения затрат на их строительство и эксплуатацию;
в) запретить закрывать и сносить автозаправочные станции общего пользования без предварительного строительства силами и за счет средств заинтересованных организаций новых автозаправочных станций.
9. Государственному комитету стандартов Совета Министров СССР усилить государственный надзор за техническим состоянием и применением на автозаправочных станциях измерительной техники для учета отпуска бензина и других горюче-смазочных материалов.
10. Главнефтеснабу РСФСР обеспечить разработку в 1977-1978 годах и представление в Госстрой СССР на утверждение проектов типовых автозаправочных станций из сборных конструкций, имея в виду, что они должны быть оснащены новейшим оборудованием и приборами, а также типовых проектов малогабаритных автозаправочных станций сметной стоимостью до 50 тыс. рублей для отпуска автомобильного бензина гражданам - владельцам транспортных средств.
11. Министерству транспортного строительства и Советам Министров союзных республик предусматривать в проектах и сметах на строительство новых и реконструкцию действующих автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения строительство типовых автозаправочных станций общего пользования в соответствии со строительными нормами и правилами, обеспечить осуществление их строительства и передавать построенные автозаправочные станции для эксплуатации на баланс нефтеснабсбытовых организаций.
Госплану СССР предусматривать в планах начиная с 1978 года выделение Советам Министров союзных республик для строительства автозаправочных станций на автомобильных дорогах республиканского значения капитальных вложений по отрасли "Транспорт нефти и нефтепродуктов и снабжение народного хозяйства нефтепродуктами".
Запретить ввод в действие автомобильных дорог союзного и республиканского значения без автозаправочных станций.
12. Совету Министров РСФСР, Совету Министров Казахской ССР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Белорусской ССР, Совету Министров Грузинской ССР, Совету Министров Латвийской ССР, Совету Министров Азербайджанской ССР, Совету Министров Молдавской ССР и Совету Министров Киргизской ССР создать в 1977-1978 годах при главнефтеснабсбытах республик для строительства автозаправочных станций хозяйственным способом 17 передвижных механизированных колонн, укомплектовав их строительными механизмами, оборудованием и транспортными средствами, в том числе 6 колонн в РСФСР, 3 - в Казахской ССР, 2 - в Узбекской ССР и по одной колонне в Белорусской ССР, Грузинской ССР, Латвийской ССР, Азербайджанской ССР, Молдавской ССР и Киргизской ССР.
Оплату труда работников этих колонн производить в порядке, установленном в соответствии с пунктом 15 постановления Совета Министров СССР от 6 июня 1963 года N 629.
13. Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР обеспечить:
а) производство начиная с 1977 года для топливораздаточных и маслораздаточных колонок бензомаслоустойчивых шлангов высокого качества в количествах, удовлетворяющих потребность автозаправочных станций;
б) поставку начиная с 1980 года нефтеснабсбытовым организациям масел и смазок в необходимом ассортименте, в удобной упаковке и мелкой расфасовке (в количестве, не превышающем годовую потребность одного автомобиля).
14. Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления обеспечить доведение к 1980 году на Ливенском заводе жидкостных счетчиков производства топливораздаточных колонок до 20 тыс. штук и производства запасных частей к ним на сумму до 1 млн. рублей в год.
15. Совету Министров РСФСР обеспечить:
окончание разработки технической документации и строительство в 1977-1980 годах в с.Ферзиково Калужской области специализированного завода по производству сборных конструкций и узлов автозаправочных станций на общую сумму 13,5 млн. рублей в год;
разработку технической документации и строительство в 1977-1979 годах в г.Кстово Горьковской области завода по производству запасных частей к оборудованию автозаправочных станций на сумму 3 млн. рублей в год;
реконструкцию в 1977-1980 годах в г.Серпухове Московской области завода "Нефтеаппаратприбор" и строительство на территории завода производственного корпуса площадью 16 тыс.кв. метров для изготовления новых видов топливораздаточного оборудования и аппаратуры для автоматизации операций на автозаправочных станциях;
доведение к 1982 году на череповецком заводе "Красная звезда" мощности по производству маслораздаточных колонок до 25 тыс. штук в год.
16. Совету Министров Украинской ССР обеспечить доведение к 1980 году производства на Береговском опытно-экспериментальном заводе Укрсельхозтехники топливораздаточных колонок до 6,5 тыс. штук в год и запасных частей к ним на сумму 30 тыс. рублей и на Житомирском ремонтном заводе указанного объединения маслораздаточных колонок до 1,2 тыс. штук в год.
17. Совету Министров Молдавской ССР обеспечить расширение производства топливораздаточных колонок на Бендерском опытно-экспериментальном заводе Молдсельхозтехники, имея в виду довести выпуск их в 1980 году до 5 тыс. штук.
18. Совету Министров Узбекской ССР обеспечить разработку технической документации и строительство в 1977-1979 годах в Ташкентской области опытного специализированного завода по производству запасных частей к топливораздаточным колонкам, пультов дистанционного управления, электротехнического оборудования для нефтебаз и автозаправочных станций и сборных унифицированных конструкций для строительства автозаправочных станций на общую сумму 2,5 млн. рублей в год.
19. Обеспечить разработку и внедрение в порядке опыта в 1977-1979 годах систем отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях предприятиям, организациям и гражданам - владельцам транспортных средств: Главнефтеснабу РСФСР - в г.Новосибирске по кредитным картам и Совету Министров Азербайджанской ССР и Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления - в г.Баку по абонементным ключам с памятью.
Госснабу СССР по результатам работы автозаправочных станций по новым системам отпуска нефтепродуктов рассмотреть и решить вопрос о целесообразности организации отпуска нефтепродуктов по одной из указанных систем.
20. Министерству внешней торговли и Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике с участием Министерства автомобильной промышленности, Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления и Министерства автомобильного транспорта РСФСР провести переговоры с внешнеторговыми организациями Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики и Чехословацкой Социалистической Республики и при достижении договоренности закупить в 1978 году 1000 комплектов тахографов и дешифраторных установок к ним для использования их на грузовых автомобилях и автобусах на крупных автотранспортных предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерству автомобильной промышленности и Министерству автомобильного транспорта РСФСР изучить опыт эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов с тахографами и по результатам изучения внести в 1979 году в Совет Министров СССР предложения о целесообразности организации производства их в СССР или о поставке этих тахографов из социалистических стран.
21. Министерству внутренних дел СССР принять меры к усилению борьбы с хищением автомобильного бензина и других горюче-смазочных материалов, а также с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом.
22. Советам Министров союзных республик доложить в феврале 1978 года Совету Министров СССР о ходе выполнения настоящего постановления.
Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Книга постановлений Совета Министров
СССР за июнь 1977 года