Недействующий

О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 1969 года N 389

О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что капитальное строительство имеет важное значение в развитии народного хозяйства СССР и в решении главной экономической задачи, поставленной XXIII съездом КПСС.

В соответствии с планами развития народного хозяйства в нашей стране осуществляется огромная программа капитальных работ. На расширение и совершенствование основных фондов в народном хозяйстве ежегодно расходуется около 20 процентов национального дохода. В 1968 году капитальные вложения составили 61,5 млрд.рублей, что в 5,6 раза превышает их объем в 1950 году.

За период с 1950 по 1968 год построено 12,5 тысячи крупных промышленных предприятий, много транспортных магистралей, мелиоративных и сельскохозяйственных объектов, в их числе Западно-Сибирский и Череповецкий металлургические заводы, крупнейшие в мире Братская и Красноярская гидроэлектростанции, нефтепровод "Дружба", газопроводы Бухара - Урал и Средняя Азия - Центр, крупные ирригационные системы в Средней Азии и на юге страны.

На построенных и реконструированных за эти годы предприятиях производится более чем три четверти всего объема чугуна, стали, проката, тракторов и около 90 процентов минеральных удобрений; практически заново организовано производство химических волокон, электронных приборов, средств автоматизации. Основные фонды в народном хозяйстве возросли за этот период в 4,6 раза, а в промышленности - в 6,4 раза. Жилищный фонд в городах и рабочих поселках увеличился в 2,8 раза.

Создана мощная строительная индустрия, основу которой составляют крупные строительно-монтажные организации, оснащенные высокопроизводительными машинами и механизмами и располагающие квалифицированными кадрами строителей и монтажников.

На современном этапе создания материально-технической базы коммунизма при таком огромном размахе капитального строительства особое значение приобретают всемерное повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков их окупаемости, обеспечение наибольшего прироста продукции на каждый затраченный рубль капитальных вложений. Для этого необходимо привести ныне действующие формы и методы планирования капитального строительства и организации строительного производства в полное соответствие с потребностями непрерывно развивающейся экономики страны и устранить имеющиеся в этом деле существенные недостатки.

При планировании и осуществлении строительства все еще не обеспечивается должная увязка объемов капитальных вложений с финансовыми и материально-техническими ресурсами и мощностями строительно-монтажных организаций, допускается распыление средств, в результате чего одновременно строится гораздо больше объектов, чем позволяют имеющиеся ресурсы.

Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик допускают включение в планы капитального строительства таких объектов, народнохозяйственная целесообразность которых не обоснована необходимыми технико-экономическими расчетами. Нередко решения о строительстве новых объектов принимаются исходя лишь из ведомственных и местнических соображений.

Некоторые местные партийные и советские органы вместо строгого контроля за выполнением установленных народнохозяйственным планом заданий по вводу в действие мощностей допускают отвлечение сил и ресурсов строительно-монтажных организаций на строительство второстепенных объектов, зачастую не предусмотренных планом и не обеспеченных материально-техническими ресурсами и денежными средствами.

Снизилась ответственность министерств и ведомств за качество проектов и смет и за их исполнение. Проектная документация разрабатывается с большим опозданием против установленных сроков, имеют место частые переделки проектов в ходе строительства, что приводит к бросовым затратам, удлинению сроков и удорожанию строительства. Проектные организации во многих случаях неправильно определяют сметную стоимость проектируемых объектов, в результате чего утверждаемые сметы не отражают действительной стоимости строительства и нередко пересматриваются, что ведет к дезорганизации планирования капитального строительства.

Роль сметы как основного документа, определяющего стоимость строительства и твердую цену для расчетов между подрядчиком и заказчиком за выполненные работы, принижена.

Крупные недостатки имеются в организации строительного производства. Все еще низка производительность труда в строительстве. На многих стройках машины и механизмы используются неудовлетворительно, применяется большое количество ручного труда и допускаются значительные потери рабочего времени. С большими перебоями обеспечиваются стройки материалами, а в то же время имеющиеся материалы расходуются крайне неэкономно.

Многие строительно-монтажные организации систематически не выполняют плановых заданий по строительству объектов и вводу в действие производственных мощностей. Построенные объекты часто сдаются в эксплуатацию с большими недоделками, а качество выполняемых работ во многих случаях остается низким.

В ряде районов развитие баз строительно-монтажных организаций и предприятий промышленности строительных материалов отстает от потребностей строительства. Вместе с тем средства, выделяемые на эти цели, из года в год не осваиваются и задания по вводу в действие мощностей не выполняются.

Хозяйственный расчет в строительно-монтажных организациях и их договорные отношения с заказчиками носят в значительной мере формальный характер.

Придавая важное значение дальнейшему совершенствованию планирования капитального строительства и усилению экономического стимулирования строительного производства, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют: