Недействующий

О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

I. По улучшению планирования капитального строительства и строительного производства


1. Установить, что основной формой государственного планирования капитального строительства является пятилетний план, разрабатываемый и утверждаемый в установленном порядке по каждому министерству и ведомству СССР и союзной республике с разбивкой по годам.

В пятилетних планах капитального строительства, утверждаемых министерствами и ведомствами СССР и союзными республиками, начиная с плана на 1971-1975 годы, должны устанавливаться для каждой стройки задания по вводу в действие мощностей и основных фондов, а также объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ на весь срок строительства, с распределением по годам в соответствии с нормами продолжительности строительства, в том числе и по стройкам, сроки завершения которых выходят за пределы пятилетки.

На основе пятилетних планов капитальных вложений и заданий по вводу в действие мощностей и основных фондов Госпланом СССР с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик разрабатываются и утверждаются пятилетние планы подрядных строительно-монтажных работ с разбивкой по годам, а также по министерствам и ведомствам СССР и союзным республикам, которые должны доводиться ими до каждой стройки и строительно-монтажной организации и являться для них рабочими планами.

Задания пятилетнего плана по капитальному строительству конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах.

Госплану СССР сообщать министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик уточненные объемы капитальных вложений на планируемый год не позднее мая года, предшествующего планируемому.

Вопросы о строительстве новых объектов, не предусмотренных пятилетним планом, могут рассматриваться только в порядке исключения одновременно с годовыми планами в связи с возникшей необходимостью создания того или иного нового производства, открытием новых месторождений природных ресурсов или увеличением ресурсов сырья для переработки, коренными изменениями в технологии производства, новыми крупными достижениями в науке и технике, имеющими общегосударственное значение. При этом вместе с предложениями о строительстве новых объектов должны представляться технико-экономические обоснования и предложения об источниках финансирования и материально-технического обеспечения строительства этих объектов и о подготовке мощностей строительно-монтажных организаций.

Установить, что, начиная с 1970 года, задания по вводу в действие производственных мощностей и объектов должны предусматриваться в планах развития народного хозяйства как министерствам и ведомствам-заказчикам, так и министерствам и ведомствам, осуществляющим строительно-монтажные работы.

В целях повышения ответственности планирующих органов, министерств и ведомств - заказчиков и подрядчиков за стабильность планов установить, что изменения утвержденных годовых планов капитальных вложений и подрядных строительно-монтажных работ по стройкам и объектам могут производиться, начиная с 1970 года, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик до 15 февраля текущего года и только в связи с итогами выполнения плана предшествующего года.

Распределение по кварталам годового объема подрядных строительно-монтажных работ, установленного стройкам и объектам, осуществляется строительно-монтажными организациями по согласованию с заказчиками с учетом установленных сроков ввода в действие мощностей и объектов.

2. В целях наиболее полной увязки плана капитального строительства с другими разделами народнохозяйственного плана и надлежащего обеспечения строящихся объектов оборудованием, строительными материалами, механизмами, рабочей силой и финансовыми средствами обязать Госплан СССР, Госснаб СССР, министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик, начиная с 1971 года:

а) определять при разработке проектов народнохозяйственных планов общий объем капитальных вложений с учетом всех источников финансирования (включая средства колхозов), сбалансированный с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и мощностями строительно-монтажных организаций;

б) разрабатывать балансы производственных мощностей, балансы оборудования в натуральном и стоимостном выражении, балансы материалов для нужд капитального строительства, составлять расчеты мощностей государственных и межколхозных строительно-монтажных организаций по союзным республикам, краям, областям и районам сосредоточенного строительства и использовать их при разработке и уточнении планов капитального строительства.

3. Признать необходимым перейти с 1971 года по вновь начинаемым стройкам производственного назначения на новый порядок планирования капитального строительства, при котором титульные списки строек, разработанные на основе проектов и смет, с распределением заданий по вводу в действие мощностей, основных фондов, капитальных вложений и строительно-монтажных работ по годам в соответствии с нормами продолжительности строительства, должны являться неизменными плановыми документами на весь период строительства. На основе этих титульных списков заключаются договоры подряда, выделяются фонды на материально-технические ресурсы, осуществляется непрерывное финансирование и предоставляются кредиты банка.

Стройки, начатые до 1971 года и имеющие особое значение для народного хозяйства, переводятся на указанный порядок планирования по предложениям Госплана СССР, представляемым в Совет Министров СССР вместе с проектами планов развития народного хозяйства СССР на соответствующие годы.

Госплану СССР, Госснабу СССР, Министерству финансов СССР, Стройбанку СССР и Госбанку СССР разработать и утвердить в I квартале 1970 года положение о порядке планирования, финансирования и материально-технического обеспечения указанных строек.

Проекты титульных списков строек разрабатываются и представляются организациями-заказчиками в вышестоящие организации по согласованию с генеральными подрядчиками.

4. В целях более эффективного использования капитальных вложений и ускорения ввода в действие производственных мощностей поручить Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в проектах народнохозяйственных планов показатель по объему незавершенного строительства по министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик.

Обязать министров и руководителей ведомств СССР и Советы Министров союзных республик разработать и осуществить необходимые мероприятия по значительному сокращению объемов незавершенного строительства за счет концентрации капитальных вложений и материальных ресурсов, прежде всего на завершении ранее начатых строек, имеющих большой процент технической готовности и важное значение для народного хозяйства, а также за счет сокращения сроков продолжительности строительства, с тем, чтобы в ближайшие 3-4 года довести объем незавершенного строительства до размеров, установленных нормативами.

Госстрою СССР совместно с министерствами и ведомствами СССР закончить разработку нормативов заделов в строительстве по отраслям промышленности и народного хозяйства, а также по видам строительства и утвердить их в 1969 году по согласованию с Госпланом СССР.

5. Установить, что смета на строительство должна являться основным и неизменным документом на весь период строительства, на основе которого осуществляются планирование капитальных вложений, финансирование строительства и расчеты между подрядчиком и заказчиком за выполненные работы.

Смета должна служить основой для дальнейшего укрепления хозяйственного расчета в строительстве и оценки деятельности подрядных строительно-монтажных организаций и заказчиков.

Сметы на строительство должны до утверждения предварительно согласовываться с подрядными организациями и приниматься ими до начала строительства. После приемки подрядными организациями этих смет утвержденная стоимость строительства объектов является окончательной. Экономия, достигнутая против сметы по строительно-монтажным работам (включая резерв на непредвиденные работы и затраты), выполняемым подрядными организациями, после завершения строительства в соответствии с проектом и принятия готового объекта заказчиком остается у этих организаций.

6. В целях укрепления плановой дисциплины и хозрасчетных отношений между подрядными строительно-монтажными организациями и заказчиками, а также повышения взаимной материальной ответственности за своевременное и полное выполнение принятых обязательств считать необходимым повысить значение генерального договора подряда как основного документа, регулирующего взаимоотношения между заказчиком и подрядной организацией.

Генеральный договор подряда заключается на весь период строительства. Объемы работ и сроки ввода в эксплуатацию строящихся объектов, комплексов и предприятий в целом в генеральных договорах подряда должны соответствовать утвержденным титульным спискам.

7. Осуществить в ближайшие годы коренную перестройку системы материально-технического обеспечения капитального строительства путем перехода на снабжение строек материалами через органы материально-технического снабжения Госснаба СССР по заказам строительных организаций в соответствии с их потребностью, определяемой проектами и сметами.

При этом основным критерием контроля за использованием материалов на строительство каждого объекта должно служить расходование выделенных на эти цели средств в строгом соответствии со сметой.

Госснабу СССР совместно с заинтересованными министерствами перевести с 1970 года в порядке опыта на указанную систему снабжения фондируемыми и планируемыми материалами строительные организации Главцентротяжстроя Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, объединения "Татстрой" Министерства промышленного строительства СССР, Главволговятскстроя Министерства строительства СССР, Министерства промышленного строительства Белорусской ССР, Министерства строительства Латвийской ССР и Министерства сельского строительства Латвийской ССР.

Госплану СССР совместно с Госснабом СССР и строительными министерствами СССР, исходя из установленных для этих организаций объемов работ, определять по действующим нормативам потребность указанных организаций в материалах и передавать Госснабу СССР фонды на эти материалы за счет уменьшения фондов соответствующим министерствам СССР.