МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 марта 2022 года N 101
О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, и Комплексом мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 833-р, в целях снижения смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний, а также создания условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников
приказываю:
1. Утвердить Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда согласно приложению.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
проводить мониторинг условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации;
представлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
3. Департаменту условий и охраны труда (Г.В.Молебнов) обеспечить единое методическое сопровождение общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
4. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 1107 "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда";
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В.Вовченко.
Министр
А.О.Котяков
Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда
1. Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - Положение) разработано в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, и Комплексом мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 833-р.
2. Положение определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - мониторинг).
3. Целью мониторинга является комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее улучшению.
4. Основными объектами мониторинга являются:
а) состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
б) уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
в) установление инвалидности лицам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
г) предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
д) социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
е) федеральный государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
ж) государственная экспертиза условий труда;
з) разработка и совершенствование нормативной правовой базы по охране труда субъектов Российской Федерации;
и) разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда;
к) информационное обеспечение охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда;
л) проведение специальной оценки условий труда;
м) реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
н) профессиональная подготовка специалистов и обучение работников по охране труда;
о) предоставление досрочных пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
п) осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
р) развитие социального партнерства в сфере охраны труда;
с) развитие международного сотрудничества в области охраны труда.
5. Проведение мониторинга обеспечивает:
а) осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда;
б) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации;
в) информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профсоюзов, организаций и граждан о результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации.
6. Мониторинг проводится Минтрудом России с участием:
а) Федеральной службы по труду и занятости;
б) Фонда социального страхования Российской Федерации;
в) Пенсионного фонда Российской Федерации;
г) ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России;
д) ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России;
е) иных органов и организаций в пределах их компетенции.
7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, принимающим участие в мониторинге, рекомендуется представлять ежегодно сведения, необходимые для проведения мониторинга, перечень которых предусмотрен пунктами 1-12 приложения N 1 к Положению в срок до 30 марта, пунктом 13 приложения N 1 к Положению - до 1 марта, а пунктом 14 приложения N 1 к Положению - до 10 июня года, следующего за отчетным.
Сведения представляются в ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России по установленным формам на бумажном носителе и в электронном виде путем заполнения электронных форм, размещенных на сайте ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России по адресу http://monitoring.vcot.info.
Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России представляют в Минтруд России сведения, необходимые для проведения мониторинга, на основании форм отчетности, перечень которых предусмотрен приложением N 2 к Положению, по субъектам Российской Федерации в электронном виде в формате Excel.
8. Минтруд России осуществляет:
а) единое методическое обеспечение мониторинга;
б) сбор, обработку, анализ и распространение информации об условиях и охране труда;
в) подготовку предложений по реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний и сохранение профессионального здоровья работников, с участием социальных партнеров;
г) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации;
д) размещение результатов мониторинга на официальном сайте Минтруда России.
Перечень сведений, необходимых для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, рекомендуемых для представления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
1. Сведения о состоянии экономики субъекта Российской Федерации, перспективах ее развития, проблемах в области охраны труда, управленческих инструментах их решения.
2. Сведения о разработке и совершенствовании нормативной правовой базы по охране труда субъекта Российской Федерации, включающие информацию о:
а) законе об охране труда субъекта Российской Федерации или его аналоге;
б) других законах, регулирующих вопросы социально-трудовой сферы в субъекте Российской Федерации;
в) нормативном документе о наделении органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда;
г) разработке (актуализации действующих) законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда.
3. Сведения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда:
а) о количестве обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), в том числе по видам экспертиз (экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда, экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, экспертиза фактических условий труда);
б) об организациях, в которых была осуществлена государственная экспертиза условий труда, о количестве рабочих мест и численности работников, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, в том числе по видам экспертиз;
в) о количестве проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и(или) опасных производственных факторов;
г) о количестве выданных заключений по запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз;
д) о количестве отрицательных заключений (наличие нарушений) по рассмотренным запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз;
е) о численности государственных экспертов и количестве судебных заседаний, к участию в которых в качестве экспертов привлекались специалисты отделов государственной экспертизы условий труда;
ж) о наличии собственных исследовательских (измерительных) лабораторий;
з) о количестве запросов, для рассмотрения которых привлекались аккредитованные измерительные лаборатории для проведения измерений факторов рабочей среды и производственного процесса;
и) о количестве разногласий между работодателем и работников в рамках проведения государственной экспертизы условий труда;
к) о повышении квалификации лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.