МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2021 года N 482

Об утверждении методических рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения



В целях реализации федерального проекта "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях" национального проекта "Безопасные качественные дороги"

приказываю:

утвердить методические рекомендации по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения.

Первый заместитель Министра
А.А.Костюк



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 30 декабря 2021 года N 482



Методические рекомендации по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения



I. Основные понятия


Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:

1) контракт на транспортную работу - государственный (муниципальный) контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом или ГНЭТ, который предусматривает обязанность подрядчика перечислять заказчику полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа;

2) ГНЭТ - городской наземный электрический транспорт (трамвай, троллейбус);

3) городская агломерация - совокупность компактно расположенных населенных пунктов, главным образом, городских, и территорий между ними, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями;

4) качество транспортного обслуживания - интегральная оценка уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, выраженная в совокупности характеристик безопасности, надежности, скорости, пунктуальности, комфорта, а также экологичности перевозок;

5) маршрутная сеть - совокупность маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и ГНЭТ, функционирующих на территории городской агломерации;

6) пассажирский транспорт общего пользования в городской агломерации (далее - пассажирский транспорт) - функционирующая на территории городской агломерации устойчивая система регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и ГНЭТ;

7) перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник простого товарищества, выполняющий работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и (или) ГНЭТ по регулируемым или нерегулируемым тарифам;

8) транспортное обслуживание населения - выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом или ГНЭТ;

9) интеллектуальная транспортная система (далее - ИТС) - информационная система (совокупность информационных систем), интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии, технологии управления и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации эффективных сценариев управления транспортной системой города (субъекта Российской Федерации), конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспортных средств.

II. Общие положения


Пассажирский транспорт является составной частью производственной инфраструктуры городских агломераций. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием повышения качества жизни населения и поступательного социально-экономического развития экономики городских агломераций.

Целью настоящих Методических рекомендаций является оказание содействия в оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций по параметрам территориальной и ценовой доступности, пересадочности, комфорта поездок, а также повышение устойчивости пассажирских перевозок за счет создания долгосрочных предсказуемых условий работы для перевозчиков.

В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются следующие компоненты систем транспортного обслуживания городских агломераций:

1) модель управления и организации транспортного обслуживания населения;

2) маршрутная сеть;

3) подвижной состав пассажирского транспорта;

4) инфраструктура пассажирского транспорта;

5) ИТС.

К городским агломерациям разного размера могут быть рекомендованы различные целевые значения показателей качества транспортного обслуживания населения. Для целей настоящих Методических рекомендаций выделяются следующие группы городских агломераций по численности населения:

крупнейшие - от 1 млн человек;

крупные - от 250 тыс. до 1 млн человек;

большие и средние - от 50 тыс. до 250 тыс. человек;

малые - менее 50 тыс. человек.

III. Управление и организация транспортного обслуживания населения


Основу правового регулирования вопросов, связанных с созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, составляют:

1) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

2) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (до 1 января 2023 года);

3) Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (с 1 января 2023 года);

4) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).

Указанные законодательные акты определяют компетенцию исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области планирования и организации перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Законом N 220-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с:

1) установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок;

2) допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок;

3) использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры;

4) организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Для решения вопросов, связанных с организацией транспортного обслуживания населения на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Законом N 220-ФЗ предусматривается возможность регулирования законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правоотношений по организации регулярных перевозок.

Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и ГНЭТ между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 2 Закона N 220-ФЗ).

Передача полномочий органов местного самоуправления на уровень субъекта Российской Федерации может предоставить наибольшие преимущества в случае, если для городской агломерации выполняется одно или несколько из следующих условий:

1) в городской агломерации функционирует развитая система межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, многие из которых дублируются на части пути следования муниципальными маршрутами регулярных перевозок;

2) на уровне субъекта Российской Федерации сосредоточены более развитые компетенции в сфере управления системой транспортного обслуживания населения;

3) в городской агломерации планируется реализация концессионных проектов в сфере пассажирского транспорта.

Совершенствование модели управления и организации транспортного обслуживания населения - необходимое условие повышения эффективности функционирования пассажирского транспорта. Оно предполагает оптимизацию государственного (муниципального) регулирования пассажирских перевозок, а также обеспечение возможности привлечения внебюджетных источников финансирования, а также лучших практик в управлении перевозками.

Таблица 1. Рекомендуемые целевые параметры качества управления и организации транспортного обслуживания населения

Городские агломерации

Безопасность и надежность

Скорость и пунктуальность

Комфорт и удобство

Экологи-
чность

Доступность и инклюзивность

Число погибших и раненых в ДТП с участием пассажирского транспорта

Пунктуальность транспортного обслуживания*

Индекс качества контрактов на транспортную работу**

-

Ценовая доступность проезда***

Все

0

100%

1

-

<7%

_________________

* Пунктуальность транспортного обслуживания оценивается для маршрутов с интенсивностью движения более 4 ед./час как доля выполненных рейсов к общему числу рейсов, предусмотренных расписанием в этот час за календарный месяц, для маршрутов с интенсивностью менее 4 ед./час - как доля рейсов пассажирского транспорта, отправившихся из начального остановочного пункта и прибывших в конечный остановочный пункт в соответствии с расписанием либо с задержкой не более 3 мин и (или) опережением графика не более 1 мин, относительно времени, предусмотренного расписанием, к общему числу рейсов, предусмотренных расписанием за календарный месяц.

** Индекс качества контрактов на транспортную работу рассчитывается как сумма баллов за 3 компонента индекса: 0,3 балла, если все муниципальные перевозки в крупнейшем городе городской агломерации осуществляются по регулируемым тарифам; 0,2 балла, если все в границах городской агломерации межмуниципальные маршруты регулярных перевозок осуществляются по регулируемым тарифам; 0,5 баллов, если в агломерации перевозки осуществляются по контрактам на транспортную работу.

*** Отношение стоимости безлимитного проездного билета на календарный месяц, предоставляющего право совершения неограниченного количества поездок в период срока его действия на всех маршрутах пассажирского транспорта (при отсутствии такого безлимитного билета - стоимость 22 разовых билетов), действующих в пределах городской агломерации, к величине среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположена городская агломерация.



В текущей модели управления и организации транспортного обслуживания населения приоритет государственной (муниципальной) политики зачастую отводится минимизации государственного (муниципального) участия в этой сфере: перевозчики самостоятельно определяют многие параметры перевозок, допускается нерегулируемый тариф и конкуренция на маршруте за пассажиропоток. В целевой модели управления и организации транспортного обслуживания населения приоритет рекомендуется отдавать повышению качества транспортного обслуживания населения.

К основным приоритетам совершенствования модели управления и организации транспортного обслуживания населения относятся:

1) регулируемый тариф на всех маршрутах в границах городской агломерации;

2) интеграция всех маршрутов регулярных перевозок в границах агломерации в единую тарифную систему (неограниченное число входов в течение заданного временного интервала); возможно применение принципа зонных тарифов; отношение стоимости месячного проездного к величине среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположена городская агломерация, не превышает 7%;

3) учет 100% оплаты проезда и оборудование всех транспортных средств системой безналичной оплаты в автоматизированных системах электронной оплаты проезда, эффективный механизм контроля оплаты проезда пассажирами;

4) установление в контрактах требований к безопасности вождения, пунктуальности и другим параметрам качества транспортного обслуживания;

5) приоритетное заключение контрактов на транспортную работу (как минимум, на маршрутах с потоком более 500 пассажиров в пиковый час в одном сечении);

6) централизованное планирование маршрутной сети с обоснованием ее соответствия региональному стандарту транспортного обслуживания населения, разработку которого рекомендуется осуществлять с учетом положений социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и ГНЭТ, утвержденным распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 г. N НА-19-р;

7) использование на каждом маршруте наиболее экономически эффективного типа транспортного средства;

8) цифровой публичный мониторинг соблюдения параметров указанных стандартов (скорость, пунктуальность, наполняемость физическая и ценовая доступность), пассажиропотока (оплата проезда, заполняемость), совершения дорожно-транспортных происшествий, внештатных ситуаций; система оперативной обратной связи с пассажирами (статическая и динамическая информация на сайтах и в мобильных приложениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на остановочных пунктах, в подвижном составе).

Совершенствование модели управления и организации транспортного обслуживания населения предполагает изменение экономических отношений между перевозчиками и органами власти.

При переходе в городских агломерациях на систему государственного (муниципального) заказа в сфере пассажирских перевозок важной задачей является подготовка к проведению и проведение конкурентных процедур в целях заключения государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Формирование лотов (в том числе при объединении в один лот нескольких маршрутов регулярных перевозок) для проведения конкурентных процедур рекомендуется проводить с учетом особенностей технологии организации регулярных перевозок, обеспечения равного доступа населения к услугам пассажирского транспорта, территории прохождения маршрута (маршрутов), определения параметров маршрута, включающих в себя вид, класс и количество транспортных средств, используемых на маршруте, требования к их характеристикам и оборудованию, объем работ.

Соблюдение указанной рекомендации при проведении торгов может обеспечить рациональное количество и состав лотов, не нарушая при этом принципов конкуренции.

В качестве организационно-правовых моделей управления и организации транспортного обслуживания населения в сфере ГНЭТ могут применяться следующие варианты:

1) заключение концессионного соглашения (соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве) с муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации (концессионная модель);

2) заключение государственного (муниципального) контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок и (или) управлением инфраструктурой ГНЭТ (контрактная модель).

Ключевое отличие указанных моделей состоит в том, что концессионная модель включает в себя инвестиционную составляющую, а именно: создание и (или) реконструкцию недвижимого имущества (трамвайных путей, депо, контактной сети), а контрактная модель в этой части может предполагать только приобретение перевозчиком транспортных средств для выполнения перевозок.

Контрактная модель имеет ряд правовых особенностей реализации. Инфраструктура ГНЭТ по сложившейся практике находится на праве хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в связи с чем потребуется заключение контрактов как с уполномоченными на организацию регулярных перевозок органами государственной власти (органами местного самоуправления), так и с соответствующим предприятием. В рамках единого конкурса модель может быть реализована, если перевозчиком будет являться соответствующее унитарное предприятие.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»