МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 октября 2021 года N 737/пр

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению субъектами Российской Федерации оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на соответствие нормативам



В целях организации регулярного сбора сведений о состоянии систем очистки сточных вод на территории Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на соответствие нормативам.

2. Признать приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 67/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Оздоровление реки Волги", оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам" утратившим силу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 г.

Министр
И.Э.Файзуллин

     

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 11 октября 2021 года N 737/пр

     

Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на соответствие нормативам

     

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях установления порядка проведения субъектами Российской Федерации оценки состояния объектов систем очистки сточных вод на соответствие нормативам, установленным законодательством Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды (далее соответственно - оценка состояния систем, нормативы).

1.2. Оценку состояния систем рекомендуется проводить ежегодно в целях выявления на территории субъектов Российской Федерации централизованных систем водоотведения, нуждающихся в реконструкции (модернизации), и установления необходимости строительства новых объектов и систем водоотведения.

1.3. Полученную по итогам проведенной оценки состояния систем информацию субъектам Российской Федерации рекомендуется:

1.3.1. размещать в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ", АИС). Данные рекомендуется предоставлять по состоянию на первый день, следующий за отчетным годом, по формам согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящим методическим рекомендациям.

________________

АИС "Реформа ЖКХ" размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) по адресу: http://ais.reformagkh.ru/, разработана, обслуживается и используется Фондом для формирования сводных аналитических отчетов, для публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления в Минстрой России информации, в том числе о состоянии объектов систем водоснабжения и водоотведения.

1.3.2. представлять в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного лица, по формам отчетности согласно приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям.

1.4. Фонду рекомендуется обеспечить:

1.4.1. методическое и информационное сопровождение субъектов Российской Федерации по вопросам проведения оценки состояния систем;

1.4.2. доступ Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) к размещенным в АИС "Реформа ЖКХ" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведениям о результатах оценки состояния систем;

1.4.3. реализацию в АИС "Реформа ЖКХ" сервисов интеграционного межсистемного взаимодействия в целях получения Минстроем России и другими юридическими лицами (по согласованию с Минстроем России) накапливаемых сведений в рамках настоящего приказа.

2. Основные цели и задачи оценки состояния систем

2.1. В качестве задач проведения оценки состояния систем рекомендуется рассматривать:

- определение фактических значений показателей качества очистки сточных вод, в том числе сбрасываемых в реку Волгу;

- определение фактического технико-экономического состояния систем водоотведения, в том числе осуществляющих сброс сточных вод в реку Волгу, а также очистных сооружений таких систем;

- получение данных для подготовки региональных программ субъектов Российской Федерации по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений канализации для организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - предприятия ВКХ);

- получение данных для оценки эффективности реализации указанных региональных программ.

2.2. В качестве объекта оценки рекомендуется рассматривать централизованные системы водоотведения смешанных (городских) и поверхностных сточных вод. В качестве предмета оценки состояния систем рекомендуется рассматривать показатели качества очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, в том числе в реку Волгу, очистными сооружениями предприятий ВКХ.

3. Субъекты и участники оценки состояния объектов

3.1. В качестве субъектов проводимой оценки рекомендуется рассматривать:

- Минстрой России;

- Государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, действующую в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";

- Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор);

- Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3.2. К участникам оценки состояния систем рекомендуется относить:

- территориальные органы Росприроднадзора;

- муниципальные образования в субъектах Российской Федерации, на территории которых имеются централизованные системы водоотведения (городское поселение, сельское поселение, городской округ);

- предприятия ВКХ и иные специализированные организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации централизованных систем водоотведения городских и поверхностных сточных вод (далее - предприятия ВКХ);

- специализированные организации, осуществляющие вывоз жидких бытовых отходов;

- специализированные и иные (в том числе экспертные) организации, привлекаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в оценке состояния систем.

4. Рекомендуемый порядок проведения оценки состояния объектов

4.1. В рамках проведения оценки состояния систем субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществлять проведение мониторинга состояния объектов систем очистки сточных вод (далее - мониторинг).

Рекомендуемые формы, в соответствии с которыми может быть представлена информация, полученная в рамках проведения мониторинга, приведены в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.

Информацию, полученную в рамках мониторинга, рекомендуется размещать в АИС "Реформа ЖКХ" путем внесения такой информации в формы мониторинга, содержащиеся в АИС:

"ОВ-Система";

"ОВ-ЦСВП, ГО";

"ОВ-ДК";

"ОВ-Сети ГК";

"ОВ-Предприятие ВКХ";

"ОВ-ОСК";

"ОВ-Параметры";

"ОВ-объекты ЦСВП".

4.1.1. Форму мониторинга "ОВ-Система" рекомендуется заполнять в отношении муниципальных образований (городских, сельских поселений, городских округов), на территории которых расположены объекты, относящиеся к централизованным системам водоотведения, в том числе межмуниципальным системам водоотведения смешанных (городских) сточных вод. Для централизованных систем водоотведения поверхностных вод сведения о наличии указанных систем рекомендуется отражать индивидуально для каждого муниципального образования без объединения в межмуниципальные системы.

Бытовые, общесплавные и комбинированные системы рекомендуется относить к централизованным системам водоотведения смешанных (городских) сточных вод, дождевые системы - к централизованным системам водоотведения поверхностных сточных вод.

4.1.2. Форму мониторинга "ЦСВП, ГО" (централизованные системы водоотведения поселений, городских округов) рекомендуется заполнять в отношении централизованных систем водоотведения смешанных (городских) сточных вод с учетом принадлежности к муниципальном образованиям. В отношении межмуниципальных систем водоотведения сведения рекомендуется вносить отдельно по каждому муниципальному образованию, сточные воды с территории которого попадают в указанную систему. В случае наличия в муниципальном образовании нескольких независимых централизованных систем водоотведения (за исключением дождевой канализации), сведения о каждой из них рекомендуется вносить отдельно.

4.1.3. Форму мониторинга "ОВ-ДК" рекомендуется заполнять по каждому муниципальному образованию (городскому, сельскому поселению, городскому округу), имеющему централизованную систему водоотведения поверхностных вод (дождевую канализацию), которая не относится к общесплавной или комбинированной системам водоотведения. В случае, если на территории муниципального образования эксплуатируется несколько независимых систем дождевой канализации, сведения о них рекомендуется вносить в совокупности по всему муниципальному образованию.

Сведения о дождевой канализации рекомендуется заполнять с учетом информации специализированных организаций, обеспечивающих эксплуатацию централизованных систем дождевой канализации (эксплуатирующих организаций), в том числе организаций водопроводно-канализационного хозяйства, если к их компетенции относится эксплуатация указанных систем, а также территориальных органов Росприроднадзора.

При отсутствии точных сведений об объемах отводимых поверхностных сточных вод, в том числе при отсутствии приборов учета, объем отводимых поверхностных вод рекомендуется определять в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 "Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила организации коммерческого учета) и приказом Минстроя России от 17 октября 2014 г. N 639/пр "Об утверждении методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод".

4.1.4. Форму мониторинга "ОВ-Сети ГК" рекомендуется заполнять с учетом принадлежности сетей водоотведения к муниципальному образованию и централизованной системе водоотведения. В отношении межмуниципальных систем водоотведения сведения по форме мониторинга "ОВ-Сети ГК" рекомендуется вносить отдельно по каждому муниципальному образованию, относящемуся к системе. В случае наличия в муниципальном образовании нескольких независимых централизованных систем водоотведения (за исключением дождевой канализации), сведения по форме мониторинга "ОВ-Сети ГК" рекомендуется вносить отдельно для каждой системы.

4.1.5. Информацию в форме мониторинга "ОВ-Предприятие ВКХ" рекомендуется представлять за отчетный год по каждой организации, оказывающей услуги водоотведения, в том числе услуги водоотведения поверхностных вод, населению и иным абонентам на территории муниципального образования. Внесение информации об организациях, эксплуатирующих производственные (локальные) системы водоотведения и не оказывающих услуги водоотведения иным потребителям, не предусматривается.

Сведения рекомендуется заполнять по данным предприятий ВКХ, специализированных организаций, оказывающих услуги вывоза жидких бытовых отходов, с учетом информации территориальных органов Росприроднадзора.

4.1.6. Информацию в форме мониторинга "ОВ-ОСК" рекомендуется предоставлять по каждому очистному сооружению канализации на территории муниципального образования, включая сооружения очистки хозяйственно-бытовых и поверхностных вод. К очистным сооружениям канализации (ОСК) рекомендуется относить производственную площадку ОСК, включающую весь комплекс сооружений, обеспечивающих очистку и доочистку сточных вод, обработку осадка сточных вод, иные технологические и вспомогательные процессы, необходимые для надлежащего функционирования очистных сооружений.

В случае наличия на производственной площадке ОСК более одного комплекса взаимосвязанных последовательно расположенных технологических сооружений (от приемной камеры до сооружений обеззараживания сточных вод), способных обеспечивать очистку поступающих сточных вод независимо от работы иных очередей очистки (далее - очередь очистки), общие характеристики производственной площадки ОСК рекомендуется указывать по совокупности всех имеющихся в наличии очередей очистки, независимо от их статуса (эксплуатируется, на реконструкции, в резерве, законсервирован, выведен из эксплуатации). Не учитываются характеристики вновь строящихся очередей очистки, находящихся на этапе проектирования или строительства и не введенных в эксплуатацию в отчетном году.

Вид мероприятий, которые необходимо реализовать в отношении ОСК, рекомендуется определять по установленному в ходе проведения оценки очистных сооружений фактическому техническому состоянию и качеству очистки в сопоставлении с нормативами, с учетом имеющихся на отчетный год предписаний и заключений уполномоченных органов, в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения, программами комплексного развития коммунальной инфраструктуры, а также с учетом необходимости увеличения производительности сооружений, иных причин.

Форму мониторинга "ОВ-ОСК" рекомендуется заполнять с учетом информации предприятий ВКХ, а также территориальных органов Росприроднадзора.

4.1.7. Информацию в форме мониторинга "ОВ-Параметры" рекомендуется представлять по всем очистным сооружениям канализации, имеющимся на территории субъекта Российской Федерации. В случае, если в форме мониторинга "ОВ-ЦСВП, ГО" указано наличие прямых выпусков сточных вод (выпусков без очистки), а также в случае наличия в форме "ОВ-ДК" информации о выпусках дождевых вод, не прошедших очистку на очистных сооружениях поверхностных сточных вод, информацию об указанных объектах также рекомендуется вносить в форму "ОВ-Параметры".

Форму мониторинга "ОВ-Параметры" рекомендуется заполнять с учетом информации предприятий ВКХ, а также территориальных органов Росприроднадзора.

4.1.8. Информацию в форме мониторинга "ОВ-Объекты ЦСВП" рекомендуется представлять по каждому объекту системы водоотведения с учетом справочника этапов технологического процесса и объектов водоотведения, предусмотренного приказом Минстроя России от 4 июня 2020 г. N 305* "Об утверждении методических рекомендаций о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства".

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 4 июня 2020 года N 305/пр". - Примечание изготовителя базы данных.


Объект водоотведения рекомендуется рассматривать как элемент (часть) системы водоотведения, сформированный по принципу технологического единства, характеризующийся идентичными параметрами в рамках типа объектов, к которому он относится.

Технологический участок канализационных сетей в случае отличия какого-либо значимого параметра рекомендуется указывать как самостоятельный объект, связанный со смежными (предстоящими и последующими) объектами. Соединение технологических участков канализационных сетей со смежными объектами осуществляется посредством указания колодца (камеры), обеспечивающего их соединение.

Выпуск без очистки в качестве объекта системы водоотведения рекомендуется указывать в случае отсутствия очистных сооружений и осуществлении сброса неочищенных сточных вод от централизованной системы водоотведения посредством прямого выпуска. В случае пропуска сточных вод через непригодные к эксплуатации и (или) фактически не осуществляющие очистку сточных вод очистные сооружения канализации, данные объекты относятся к очистным сооружениям и подлежат описанию в полном объеме с учетом рекомендаций к заполнению формы мониторинга "ОВ-ОСК".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»