ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2021 года N 2534
О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации
(с изменениями на 29 декабря 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 года N 2373 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 05.02.2024, ст.831).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Установить, что соглашение, которое предусматривает меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, заключаемое в 2022 году Министерством финансов Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (далее соответственно - соглашение, дотация), подписывается в следующем порядке:
а) соглашение подписывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию в 2022 году, и представляется в Министерство финансов Российской Федерации до 18 января 2022 г. В случае направления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) до 18 января 2022 г. официального отказа от получения в 2022 году дотации соглашение не заключается;
б) соглашение подписывается Министерством финансов Российской Федерации не позднее 4 февраля 2022 г.
2. Установить, что соглашение должно предусматривать:
а) обязательства субъекта Российской Федерации, получающего дотацию, по перечню согласно приложению N 1;
б) обязательства Министерства финансов Российской Федерации рассматривать документы, представляемые высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию, касающиеся обязательств субъекта Российской Федерации, возникших из соглашения, и готовить заключения на эти документы.
3. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию, направлять в Министерство финансов Российской Федерации:
а) годовой отчет об исполнении обязательств субъекта Российской Федерации, предусмотренных пунктами 1, 2 (за исключением подпунктов "б" - "г" и "з") и 5 приложения N 1 к настоящему постановлению, до 31 марта 2023 г.;
б) отчет об исполнении обязательств субъекта Российской Федерации, предусмотренных подпунктами "б" - "г" и "з" пункта 2, пунктами 3 и 4 приложения N 1 к настоящему постановлению, - ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с апреля 2022 г.
4. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять ежеквартально, начиная с первого полугодия 2022 года, мониторинг исполнения субъектами Российской Федерации по перечню согласно приложению N 2 обязательств, предусмотренных пунктом 4 приложения N 1 к настоящему постановлению, а также исполнения субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 2 приложения N 1 к настоящему постановлению.
5. Установить в качестве мер ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации, получающим дотацию, обязательств, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, применение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) меры дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанных обязательств.
Меры ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации, получающим дотацию, обязательств, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, не применяются по отношению к субъектам Российской Федерации, указанным в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756".
(Абзац дополнительно включен с 13 февраля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 года N 2373)
6. Установить, что субъект Российской Федерации, получающий дотацию, освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением, в случае прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), подписавшего это соглашение, и избрания (назначения) в 2022 году другого лица высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
7. Субъекты Российской Федерации, предусмотренные приложением N 2 к настоящему постановлению, освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного абзацем четвертым подпункта "а" пункта 4 приложения N 1 к настоящему постановлению, в части установления и исполнения расходных обязательств, установленных до 1 января 2018 г. и связанных с реализацией дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан в рамках участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
8. В случае непредставления в Министерство финансов Российской Федерации до 18 января 2022 г. высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию, соглашения, подписанного указанным должностным лицом, объем дотации на 2022 год в размере 10 процентов дотации, предусмотренной на 2022 год, сокращается путем внесения изменений в распределение дотаций, утвержденное Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
В случае направления в Министерство финансов Российской Федерации до 18 января 2022 г. высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию, официального отказа от получения в 2022 году дотации объем дотации, предусмотренной на 2022 год, сокращается в полном объеме путем внесения изменений в распределение дотаций, утвержденное Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
9. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Перечень обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации
1. Обязательства по осуществлению мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, предусматривающие:
а) обеспечение до 22 августа 2022 г. проведения оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", и представления ее результатов в Министерство финансов Российской Федерации;
б) актуализацию плана по отмене неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) в случае, если по результатам оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, выявлены неэффективные налоговые льготы (пониженные ставки по налогам);
в) обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по итогам исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за 2022 год по сравнению с уровнем исполнения 2021 года (в процентах);
г) направление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Министерство финансов Российской Федерации на заключение, а для субъектов Российской Федерации, у которых по состоянию на 1 января 2022 г. доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации составляет более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, и для субъектов Российской Федерации, указанных в приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2534 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" (далее - приложение N 2) (за исключением Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Тыва, Чеченской Республики и Камчатского края), - на согласование проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (доходы по видам доходов; расходы по разделам, подразделам, видам расходов; дефицит или профицит, источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации по видам источников; программа государственных заимствований и основные направления долговой политики субъекта Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), учитывающего бюджетный эффект от реализации мероприятий плана по росту доходного потенциала субъекта Российской Федерации и (или) оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации, не позднее 11 октября 2022 г.
Обязательство субъекта Российской Федерации, у которого по состоянию на 1 января 2022 г. доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации составляет более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, и для субъектов Российской Федерации, указанных в приложении N 2 (за исключением Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Тыва, Чеченской Республики и Камчатского края), не вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанный в абзаце первом настоящего подпункта проект закона без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации;
д) направление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Министерство финансов Российской Федерации на заключение, а для субъектов Российской Федерации, у которых по состоянию на 1 января 2022 г. доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации составляет более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, и для субъектов Российской Федерации, указанных в приложении N 2, - на согласование проектов законов субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов до внесения указанных проектов законов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обязательство для субъекта Российской Федерации, у которого по состоянию на 1 января 2022 г. доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации составляет более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, и для субъектов Российской Федерации, указанных в приложении N 2, не вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанные в абзаце первом настоящего подпункта проекты законов без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации;
е) направление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), указанного в приложении N 2 (за исключением Республики Крым и г.Севастополя), в Министерство финансов Российской Федерации на заключение о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, внесенного в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обязательство для субъектов Российской Федерации, указанных в приложении N 2 (за исключением Республики Крым и г.Севастополя), не допускать принятия указанного в абзаце первом настоящего подпункта проекта закона без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
2. Обязательства по осуществлению мер, направленных на оптимизацию расходов бюджета субъекта Российской Федерации, предусматривающие:
а) соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных Правительством Российской Федерации;
б) утверждение до 1 апреля 2022 г. плана ("дорожной карты") по погашению (реструктуризации) кредиторской задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации (без учета объема просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности) на 2022-2024 годы с учетом показателя доли просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2022-2024 годах (установленного с учетом математического округления до сотых долей процента (до второго знака после запятой), предусмотренного государственной программой Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", с установлением ежеквартальных целевых показателей по снижению (неувеличению) просроченной кредиторской задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, для субъектов Российской Федерации, у которых по состоянию на 1 января 2022 г. имеется просроченная кредиторская задолженность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации (без учета объема просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности);
в) обеспечение реализации в 2022 году мероприятий плана ("дорожной карты") по погашению (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации (без учета объема просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности) с учетом ежеквартального достижения установленных целевых показателей;
г) отсутствие по состоянию на 1-е число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения деятельности которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением иных источников финансирования), в части расходов на оплату труда, уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам, а также обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, выплаты на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
д) обеспечение реализации в 2022 году мероприятий плана по росту доходного потенциала субъекта Российской Федерации и (или) оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации;
е) принятие мер по увеличению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
ж) обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающих:
соблюдение требований к предельным значениям дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, установленных статьей 92_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
соблюдение требований к предельному объему заимствований субъекта Российской Федерации, установленных статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом требований пункта 3 статьи 106 и пункта 3 статьи 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
соблюдение требований, установленных пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
соблюдение требований, установленных пунктом 8 статьи 137 и пунктом 8 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
з) организацию проведения территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации, у которых образовалась просроченная кредиторская задолженность по расходам на оплату труда и (или) уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам, на основании соглашения о применении режима первоочередных расходов, заключенного высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с территориальным органом Федерального казначейства, предусмотренного пунктом 3 настоящего перечня.
3. Соглашение о применении режима первоочередных расходов, заключенное высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с территориальным органом Федерального казначейства, должно включать следующие положения:
об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации;
о проведении и санкционировании операций по расходам бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные этими учреждениями из бюджета субъекта Российской Федерации;
о недопустимости проведения перечислений (за исключением кассовых выплат по кодам видов расходов, включенным в перечень первоочередных расходов, являющийся неотъемлемой частью соглашения) в случае наличия у бюджетного (автономного) учреждения субъекта Российской Федерации просроченной задолженности по расходам на оплату труда и уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам;
о проведении перечислений по оплате труда и иным выплатам работникам бюджетного или автономного учреждения с одновременным перечислением средств в уплату страховых взносов.
Соглашение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, вступает в силу с момента образования у бюджетного (автономного) учреждения субъекта Российской Федерации просроченной задолженности по расходам на оплату труда и уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам.
4. Обязательства субъектов Российской Федерации, указанных в приложении N 2, устанавливаемые в дополнение к обязательствам, предусмотренным пунктами 1-3 настоящего перечня:
а) обязательства по соблюдению требований бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающие в том числе:
обеспечение вступления в силу с начала 2022 года закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;