Процесс реализации ПВФУ
7.1. Банк России рекомендует КО выстроить процессы регулярного расчета и мониторинга показателей, используемых для сигналов раннего предупреждения и индикаторов ВФУ. При нахождении в зеленой зоне ПВФУ КО целесообразно синхронизировать периодичность расчетов и мониторинга показателей с аналогичными регуляторными процессами (например, мониторинг показателей в рамках ВПОДК), при этом по мере повышения вероятности перехода в желтую зону частота проведения таких расчетов должна увеличиваться.
________________
См. рис.2.
КО рекомендуется закрепить во внутренних документах процедуры принятия решения о начале реализации ПВФУ, не предполагающие длительных и многоступенчатых этапов согласования и принятия решений различными структурными подразделениями и исполнительными органами КО.
________________
С учетом требований подпункта 3 пункта 3.2 приложения к Положению Банка России N 653-П.
Банк России рекомендует, чтобы процедура принятия решения о необходимости реализации ПВФУ была четко структурирована (включая перечень вовлеченных подразделений КО, их компетенции и сферы ответственности), а временной интервал между информированием Банка России о срабатывании индикаторов ВФУ и о принятии решения о начале реализации с указанием перечня конкретных мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости (включая объемы и сроки их реализации) не превышал 5 рабочих дней.
7.2. Банк России рекомендует КО определить конкретный порядок действий исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) в рамках реализации ПВФУ. При этом не рекомендуется допускать в ПВФУ возможность разработки указанных действий после срабатывания сигналов раннего предупреждения и индикаторов ВФУ, когда отсутствие заранее продуманного плана уже может обернуться для КО дополнительными рисками.
Информирование Банка России о событиях, связанных с началом реализации ПВФУ
7.3. В соответствии с пунктом 4.1 Положения Банка России N 653-П, КО направляет в Банк России два сообщения:
о наступлении событий, которые влекут применение мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости КО (то есть, о срабатывании индикаторов ВФУ, в том числе если КО пока не приступила к реализации ПВФУ), и
о принятии решения о начале реализации ПВФУ.
Указанные сообщения необходимо направлять в Банк России не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем срабатывания индикатора ВФУ или принятия решения о начале реализации ПВФУ.
________________
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Банка России N 653-П.
Мониторинг реализации ПВФУ
7.4. Банк России рекомендует КО предусмотреть в рамках ПВФУ систему контроля за реализацией мероприятий и осуществлять непрерывный мониторинг реализации каждого мероприятия со стороны исполнительных органов КО, а также, при необходимости, ее совета директоров (наблюдательного совета). По мнению Банка России, указанный контроль необходим для определения дополнительных мероприятий в случае, если предпринятые меры демонстрируют недостаточную эффективность для восстановления финансовой устойчивости КО.
________________
В соответствии со статьями 10 и 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", пунктом 2.1 Положения Банка России N 242-П в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях, а организационная структура кредитной организации в части распределения полномочий между членами совета директоров (наблюдательного совета) коллегиального исполнительного органа, определения полномочий единоличного исполнительного органа, полномочий, подотчетности и ответственности всех подразделений кредитной организации, служащих должна соответствовать характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, в том числе при осуществлении мероприятий ПВФУ.
С учетом подпункта 4.1.7 пункта 4.1 Положения Банка России N 242-П служба внутреннего аудита КО по собственной инициативе обязана докладывать совету директоров (наблюдательному совету), о вопросах, возникающих в ходе осуществления службой внутреннего аудита своих функций, в частности, проверки эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками, оценки экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций и других сделок, проверки процессов и процедур внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 4(1).1 Положения Банка России N 242-П служба внутреннего контроля КО осуществляет, в частности, мониторинг регуляторного риска, в том числе в части соблюдения требований внутренних документов КО. С учетом пункта 4(1).2 Положения Банка России N 242-П руководитель службы внутреннего контроля обязан информировать о выявленных нарушениях при управлении регуляторным риском единоличный и коллегиальный исполнительный орган кредитной организации, а также незамедлительно информировать единоличный и коллегиальный исполнительные органы кредитной организации, а в случаях, предусмотренных внутренними документами кредитной организации, - совет директоров (наблюдательный совет) о возникновении регуляторного риска, реализация которого может привести к возникновению существенных убытков у кредитной организации, в том числе в отношении мероприятий ПВФУ.
В соответствии с подпунктом 2.1.7 пункта 2.1 Положения Банка России N 716-П КО осуществляет мониторинг уровня операционного риска, в том числе контроль выполнения мероприятий, направленных на повышение качества системы управления операционным риском и уменьшение негативного влияния операционного риска.
Головной КО банковской группы, осуществляющей разработку ПВФУ на консолидированной основе, рекомендуется предусмотреть процедуру мониторинга реализации каждого мероприятия ПВФУ в отношении КО, являющихся участниками банковской группы.
Информирование Банка России о ходе реализации ПВФУ
7.5. КО, реализующим мероприятия ПВФУ, рекомендуется ежемесячно предоставлять в Банк России следующую информацию:
сведения о текущих значениях показателей, используемых для определения сигналов раннего предупреждения и индикаторов ВФУ (наличие или отсутствие срабатываний по показателям);
сведения о реализованных мероприятиях (с указанием их объемов и влияния на финансовое состояние);