ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 9 июля 2021 года N 670/21

Об отмене распоряжений Комитета по ценам и тарифам Московской области от 01.12.2020 N 228-Р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области в сфере теплоснабжения", от 18.12.2019 N 382-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2024 годы", от 19.12.2018 N 369-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы", от 19.12.2017 N 307-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2022 годы"

(с изменениями на 29 июля 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФАС России (Федеральной антимонопольной службы) от 29 июля 2021 года N 752/21.

____________________________________________________________________



В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением (исх. N 03-04-02/98 от 18.02.2021; рег. N 33186/21 от 02.03.2021) о споре (разногласиях) между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Детский дом отдыха "Непецино" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - регулируемая организация, ФГБУ "ДДО "Непецино") и Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее - орган регулирования, Комитет) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (исх. N 03-04-02/98 от 18.02.2021; рег. N 33186/21 от 02.03.2021), а также письменных пояснений Комитета (рег. от 29.03.2021 N 49722-М/21), ФАС России установлено следующее.

По результатам анализа распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 01.12.2020 N 228-Р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области в сфере теплоснабжения" ФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основами ценообразования N 1075, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Для регулируемых организаций долгосрочные тарифы устанавливаются на долгосрочный период регулирования на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования.

Так, распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2019 N 382-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2024 годы", от 19.12.2018 N 369-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы", от 19.12.2017 N 307-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2022 годы" установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы в сфере теплоснабжения для регулируемых организаций.

Пунктом 51 Основ ценообразования N 1075 установлено, что долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами и)-л) пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 01.12.2020 N 228-Р в распоряжения от 18.12.2019 N 382-Р, от 19.12.2018 N 369-Р и от 19.12.2017 N 307-Р были внесены изменения в долгосрочные параметры регулирования, в том числе базового уровня операционных расходов, показателей энергосбережения и энергетической эффективности следующих регулируемых организаций:

1. ФГБУ "РРЦ" Детство Минздрава России";

2. АО "Московский АРЗ ДОСААФ";

3. ФКУ "ЦОБХР МВД России";

4. ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА";

5. АО "Легион";

6. ООО "Апраксин Центр";

7. АО "ДоКон";

8. ФКУЗ "Санаторий "Зеленая роща" МВД России";

9. ПАО КМЗ;

10. ООО "Павлово-Посадский шелк";

11. БАНК РОССИИ (Оздоровительное объединение "Солнечный городок");

12. Войсковая часть 3641;

13. Свято-Троицкая Сергиева Лавра;

14. ОАО "Химволокно";

15. АО "ВЕГЕТТА";

16. АО "ЦНИП СДМ";

17. АО "НПК "КБМ";

18. ФГБУ "ДДО "Непецино";

19. АО "БЭЗ";

20. ГБСУ СО МО "Куровской психоневрологический интернат";

21. АКАДЕМИЯ ГПС МЧС РОССИИ;

22. ФГБОУ ВО "РГУТИС".

Пунктом 52 Основ ценообразования N 1075 предусмотрено в течение долгосрочного периода регулирования проведение ежегодной корректировки долгосрочного тарифа, учитывающей отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Таким образом, отсутствуют основания пересмотра долгосрочных параметров регулирования, утвержденных распоряжениями Комитета от 18.12.2019 N 382-Р, от 19.12.2018 N 369-Р и от 19.12.2017 N 307-Р.

Согласно письменным пояснениям Комитета (рег. от 29.03.2021 N 49722-М/21), при анализе объемов полезного отпуска тепловой энергии регулируемых организаций органом регулирования было выявлено наличие отпуска тепловой энергии на собственное производство.

В связи с этим, из расчета полезного отпуска тепловой энергии Комитетом были исключены объемы тепловой энергии на собственное производство и, соответственно, скорректированы затраты регулируемых организаций исходя из доли полезного отпуска на собственное производство.

Таким образом, распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 01.12.2020 N 228-Р базовый уровень операционных расходов регулируемых организаций был скорректирован пропорционально доли полезного отпуска тепловой энергии на собственное производство на 2021 год.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования N 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Кроме того, ФАС России отмечает, что и первоначально установленные распоряжениями Комитета от 18.12.2019 N 382-Р, от 19.12.2018 N 369-Р и от 19.12.2017 N 307-Р долгосрочные параметры регулирования для перечисленных выше регулируемых организаций также были приняты с нарушением пункта 22 Основ ценообразования N 1075, на основании полезного отпуска тепловой энергии, определенного с учетом объемов тепловой энергии на собственное производство.

На основании вышеизложенного, органу регулирования следует пересмотреть долгосрочные параметры регулирования регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, определить базовый уровень операционных расходов перечисленных выше регулируемых организаций на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно с учетом объемов тепловой энергии на собственное производство.

Помимо указанного выше, на основании проведенного анализа заявления ФГБУ "ДДО "Непецино" о споре (разногласиях) с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (исх. N 03-04-02/98 от 18.02.2021; рег. N 33186/21 от 02.03.2021), ФАС России выявлены также следующие нарушения.

1. Органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год в необходимой валовой выручке регулируемой организации не учтена расчетная предпринимательская прибыль.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования N 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования N 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования N 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Согласно пункту 48(2) Основ ценообразования N 1075 при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации:

являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;

владеющей объектом (объектами) теплоснабжения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

При этом, федеральное государственное бюджетное учреждение "Детский дом отдыха "Непецино" Управления делами Президента Российской Федерации не относится к перечисленным в пункте 48(2) Основ ценообразования N 1075 формам хозяйствующих субъектов.

Таким образом, при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию для ФГБУ "ДДО "Непецино" на 2021 год Комитетом по ценам и тарифам Московской области был нарушен пункт 74(1) Основ ценообразования N 1075.

2. Органом регулирования на 2021 год не учтены потери тепловой энергии в сетях в связи с отсутствием нормативных технологических потерь тепловой энергии, утвержденных распоряжением Министерства энергетики Московской области.

При этом, согласно распоряжению Комитета от 19.12.2017 N 307-Р технологические потери при передаче тепловой энергии являются долгосрочным параметром, которые в соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования N 1075 в течение долгосрочного периода не пересматриваются, и утверждены для ФГБУ "ДДО "Непецино" в размере 1361,0 тыс. Гкал.

На основании вышеизложенного, органу регулирования следует учесть нормативные технологические потери тепловой энергии в размере, утвержденном распоряжением Комитета от 19.12.2017 N 307-Р.

Таким образом, при расчете и установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2021 годы Комитетом по ценам и тарифам Московской области были нарушены пункты 22 и 51 Основ ценообразования N 1075.

Руководствуясь пунктом 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543,

приказываю:

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим пункты 22, 51 и 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.

2. Признать распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2019 N 382-Р, от 19.12.2018 N 369-Р, от 19.12.2017 N 307-Р и от 01.12.2020 N 228-Р принятыми с нарушением порядка, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.

3. Отменить с 01.09.2021 следующие распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области:

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФАС России (Федеральной антимонопольной службы) от 29 июля 2021 года N 752/21. - См. предыдущую редакцию)

3.1. от 01.12.2020 N 228-Р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области в сфере теплоснабжения" в части:

- пункта 1 в части изменения в приложение N 1 распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2019 N 382-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2024 годы" и приложение N 1 "Долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, установленных тарифов для теплоснабжающих организаций, на 2020-2024 годы";

- пункта 2 в части изменения в приложение N 1 распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2018 N 369-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы" и приложение N 3 "Долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, установленных тарифов для теплоснабжающих организаций, на 2019-2023 годы";

- пункта 3 в части изменения в приложение N 1 распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2017 N 307-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2022 годы" и приложение N 5 "Долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, установленных тарифов для теплоснабжающих организаций, на 2018-2022 годы".

3.2. от 18.12.2019 N 382-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2024 годы" в части:

- пункта 1, которым установлены долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов для теплоснабжающих организаций, на 2020-2024 годы (приложение N 1) и приложения 1 "Долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, установленных тарифов для теплоснабжающих организаций, на 2020-2024 годы".

3.3. от 19.12.2018 N 369-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы" в отношении перечисленных в мотивировочной части настоящего приказа регулируемых организаций в части:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»