ПРИНЯТ
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 2 декабря 2021 года N 137
1. Настоящий технический регламент распространяется на вновь разрабатываемые, модернизируемые, изготавливаемые подвижной состав метрополитена и его составные части (далее - продукция), выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) для использования на метрополитене.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются подвижной состав метрополитена и его составные части, непосредственно влияющие на безопасность такого подвижного состава.
Требования настоящего технического регламента распространяются на объекты технического регулирования по перечню согласно приложению N 1.
2. Настоящий технический регламент не распространяется:
а) на специальный (технологический) подвижной состав, принадлежащий организациям метрополитена, предназначенный для перемещения людей и материальных ценностей на территориях этих организаций, выполнения операций с подвижным составом метрополитена и выполнения различных технологических работ на инфраструктуре для собственных нужд организаций, и его составные части;
б) на подвижной состав метрополитена и его составные части, выпускаемые в обращение на таможенной территории Союза после вступления в силу настоящего технического регламента в соответствии с гражданско-правовыми договорами, заключенными до его вступления в силу;
в) на подвижной состав метрополитена, выпущенный в обращение на таможенной территории Союза до вступления в силу настоящего технического регламента (в том числе ремонтируемый);
г) на подвижной состав метрополитена, приобретаемый дополнительно к эксплуатируемому на дату вступления в силу настоящего технического регламента аналогичному подвижному составу метрополитена;
д) на составные части, изготавливаемые в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта подвижного состава метрополитена, указанного в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта.
3. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Союза требования к продукции, применяемые при ее проектировании и производстве, правила идентификации продукции, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также формы, схемы и процедуры оценки соответствия продукции.
Требования к эксплуатации подвижного состава метрополитена в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены) и нормативной документацией по технической эксплуатации метрополитенов.
Настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) продукции относительно ее назначения и безопасности.
4. Для целей применения настоящего технического регламента используются понятия, установленные Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), типовыми схемами оценки соответствия, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44 (далее - типовые схемы), а также понятия, которые означают следующее:
"автоматизированная система управления движением (АСУД)" - система, обеспечивающая управление и безопасность движения поезда по участку совместно с системами и устройствами централизованного управления инфраструктурой метрополитена, оснащенная бортовыми устройствами автоматического управления поездом (АУП) и автоматической защиты поезда (АЗП);
"автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости (АЛС-АРС)" - система устройств, обеспечивающая прием команд о предельно допустимой скорости движения подвижного состава метрополитена, контроль за соблюдением допустимой скорости движения, контроль бдительности машиниста и управление экстренным торможением;
"автоматический тормоз" - устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда (частей поезда) при разрыве тормозной магистрали (электрической петли безопасности) и при открытии (нажатии) устройства экстренного торможения (стоп-крана, срывного клапана, стоп-кнопки);
"аналогичная продукция", "аналогичный образец продукции" - изделие (образец) одного вида с рассматриваемым изделием (образцом), имеющее идентичные технические характеристики и наиболее близкое по конструкции и технологии изготовления;
"вагон метрополитена" - вагон, предназначенный для эксплуатации на линиях метрополитена;
"габарит подвижного состава метрополитена" - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса, как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии;
"длина тормозного пути при экстренном торможении" - расстояние, пройденное вагоном или нерасцепляемой группой вагонов с момента воздействия на органы управления тормозной системой по команде системы безопасности движения и постановки органа управления тормозной системой в положение максимальной тормозной силы до полной остановки;
"кабина управления" - отделенная перегородками часть кузова подвижного состава метрополитена, в которой расположены приборы и устройства для управления подвижным составом метрополитена, а также оборудовано рабочее место машиниста (при управлении подвижного состава машинистом);
"метрополитен" - вид транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электрической тяге по двум рельсам на подземных и открытых линиях без пересечения с другими видами транспорта на одном уровне;
"модернизация подвижного состава метрополитена и (или) его составных частей" - комплекс работ по улучшению технических характеристик вагонов метрополитена путем замены их составных частей на более совершенные с соблюдением требований безопасности;
"накаточный башмак" - приспособление, применяемое для подъема (закатывания) на рельсы подвижного состава метрополитена в случае его схода с рельсов;
"обоснование безопасности" - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий продукцию на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения ремонта;
"подвижной состав метрополитена" - моторвагонный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров на линиях метрополитена;
"поезд" - состав, сформированный из вагонов метрополитена, способный к автономной работе на линиях метрополитена, имеющий установленные сигналы и присвоенный номер;
"система обеспечения микроклимата" - комплекс технических средств и конструктивно-планировочных решений, обеспечивающий формирование и автоматическое поддержание параметров микроклимата в допустимых пределах;
"составная часть подвижного состава метрополитена" - деталь, сборочная единица, входящие в конструкцию подвижного состава метрополитена и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров, указанные в приложении N 1 к настоящему техническому регламенту;
"стояночный тормоз" - устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице подвижного состава метрополитена и предназначенное для ее закрепления на стоянке с целью предотвращения самопроизвольного ухода;
"типовой образец продукции" - образец, представляющий продукцию, относящуюся к одному виду по целевому или функциональному назначению, изготовленную одним изготовителем из одинаковых материалов по одним техническим документам и имеющую одну область применения;
"устройства управления, контроля и безопасности, программные средства подвижного состава метрополитена" - программно-аппаратные, аппаратные и программные средства, осуществляющие функции безопасности, контроля и управления;
"устройство экстренного торможения (стоп-кран, стоп-кнопка, срывной клапан)" - устройство, служащее для приведения в действие автоматических пневматических, электропневматических и электрических тормозов в случае необходимости экстренной остановки;
"эксплуатационные документы", "эксплуатационная документация" - конструкторские документы, которые в отдельности или в совокупности с другими документами определяют правила эксплуатации продукции и (или) отражают сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, гарантии и сведения, касающиеся ее эксплуатации в течение установленного срока службы.
5. Продукция подлежит идентификации в целях ее отнесения к объектам технического регулирования настоящего технического регламента.
6. Идентификация продукции проводится:
аккредитованным органом по сертификации, включенным в единый реестр органов по оценке соответствия Союза (далее - орган по сертификации), - при сертификации продукции;
заявителем или по поручению заявителя органом по сертификации, либо аккредитованной испытательной лабораторией (центром), либо собственной испытательной лабораторией изготовителя - при декларировании продукции;
уполномоченным органом государства-члена - при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента.
7. Идентификация продукции проводится путем:
а) установления соответствия наименования, описания и назначения продукции наименованию и характеристикам продукции, являющейся объектом технического регулирования настоящего технического регламента;
б) сравнения требований, предъявляемых к продукции исходя из ее назначения, с требованиями настоящего технического регламента.
8. Продукция выпускается в обращение на рынке Союза при ее соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также других технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется.
9. Продукция, соответствие которой требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке Союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке Союза.
10. При проектировании подвижного состава метрополитена и его составных частей должна оцениваться степень риска транспортного происшествия расчетным, экспериментальным или экспертным путем, в том числе на основании данных, полученных в результате эксплуатации аналогичной продукции.
11. Безопасность подвижного состава метрополитена и его составных частей должна обеспечиваться путем:
а) проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с применением апробированных технических решений;
б) установления критериев предельных состояний продукции;
в) выбора в процессе проектирования материалов и веществ, применяемых при производстве продукции, с учетом параметров и условий ее эксплуатации;
г) установления назначенных сроков службы и (или) ресурсов продукции;
д) проведения исследований (испытаний) и измерений составных частей подвижного состава, указанных в приложении N 1 к настоящему техническому регламенту, на соответствие требованиям безопасности;
е) отработки методов контроля при производстве продукции;
ж) определения условий и способов утилизации продукции;
з) проведения оценки соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента.
12. Прочность, устойчивость и техническое состояние подвижного состава метрополитена и его составных частей должны обеспечивать безопасное движение поездов с конструкционными скоростями в пределах, допустимых для конкретных моделей (серий) вагонов.
13. При проектировании и производстве подвижного состава метрополитена и его составных частей необходимо обеспечить:
а) соблюдение габарита подвижного состава метрополитена с учетом габаритов приближения строений;
б) безопасную эксплуатацию с учетом внешних климатических и механических воздействий;
в) техническую совместимость с инфраструктурой метрополитена и другим подвижным составом метрополитена, эксплуатируемым в рамках этой инфраструктуры;
г) устойчивость от схода колеса с рельса;
д) устойчивость от опрокидывания, в том числе на криволинейных участках пути;
е) предотвращение самопроизвольного ухода с места стоянки;
ж) сцепление вагонов в поездах для передачи продольных усилий в режимах тяги и торможения подвижного состава метрополитена;
з) проход подвижного состава метрополитена в сцепленном положении по криволинейным участкам пути;
и) допустимую длину тормозного пути при экстренном торможении автоматическими тормозами;
к) предотвращение падения составных частей подвижного состава метрополитена на путь;
л) непревышение предельно допустимых значений сил тяги, торможения и величин ускорения;
м) санитарно-эпидемиологическую и экологическую безопасность;
н) электромагнитную совместимость электрооборудования в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
о) электромагнитную совместимость электрооборудования с устройствами автоматики и телемеханики метрополитена, устройствами электросвязи инфраструктуры метрополитена;
п) выполнение требований пожарной безопасности;
р) прочность при эксплуатационных режимах нагружения и воздействии;
с) отсутствие пластических деформаций при приложении продольных и вертикальных расчетных динамических нагрузок;