Действующий

О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)

Прогноз потребности транспортной и смежных отраслей в трудовых ресурсах


Кадровое обеспечение реализации Стратегии и развитие системы транспортного образования осуществляется в соответствии с Концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 255-р. В настоящее время в транспортном секторе работают 2800 крупных и средних организаций, обслуживающих пассажиро- и грузоперевозки на железнодорожном, автомобильном, морском, внутреннем водном, воздушном и городском транспорте. Из них около 1200 организаций занимаются вспомогательной транспортной деятельностью, включая 239 организаций, занятых в сфере транспортной обработки грузов.

Всего в транспортном комплексе (за исключением трубопроводного транспорта) занято 4,5 млн. человек, из которых в сфере сухопутного транспорта (железнодорожный, автомобильный транспорт и городской транспорт) - 3254,4 тыс. человек (66 процентов), во вспомогательной транспортной деятельности - 1109,3 тыс. человек (23 процента), в сфере воздушного транспорта - 95,3 тыс. человек (1,9 процента), в сфере водного транспорта - 79,1 тыс. человек (1,6 процента). Ключевые вызовы, стоящие перед современным образованием и наукой в сфере транспорта, определяются:

технологической трансформацией транспортной отрасли и мировой экономики в целом;

качественным изменением структуры рынка труда и требований к компетенциям персонала транспортных компаний;

кардинальными сдвигами в подходах к организации образовательного процесса и внедрением новых образовательных технологий.

Текущее состояние и стратегические задачи развития транспортной отрасли определяют две базовые цели системы подготовки кадров:

обеспечение транспортной системы квалифицированным персоналом для ее устойчивой и бесперебойной работы;

формирование среды притяжения и подготовки будущих лидеров изменений отрасли.

Одними из ключевых факторов, влияющих на существующий баланс трудовых ресурсов, будут динамика изменения грузовых и пассажиропотоков, а также транспортно-экономический баланс. Исходя из прогнозов изменения грузовых и пассажирских потоков к 2035 году, которые подробно представлены в подразделе 2 раздела II Стратегии, ожидается создание новых рабочих мест в количестве 260 тыс. на горизонте до 2030 года при повышении требований к квалификации и умениям кадров ввиду внедрения новых технологий в транспорте.

Помимо роста грузо- и пассажиропотока, на количество трудовых ресурсов, задействованных в отрасли, окажут влияние две основные тенденции. Во-первых, ежегодное повышение производительности труда на 3-5 процентов вследствие повышения квалификации и результативности труда работников приведет к замедлению роста найма новых сотрудников. Во-вторых, в период до 2030 года возрастет доля используемого автономного транспорта, что, безусловно, скажется на уровне занятости в отрасли в целом. Наибольшее влияние прогнозируется в сегменте автомобильных перевозок в связи с относительно коротким жизненным циклом транспортных средств, а также более высокими удельными расходами на трудовые ресурсы. Кроме того, будут внедряться автономные транспортные средства на железнодорожном транспорте. Внедрение технологий автономного транспорта прогнозируется также в морском, и во внутреннем водном судоходстве тесно связано с развитием инфраструктуры интернета вещей и навигационных технологий.