МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 января 2021 года N Р-23

Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году



Во исполнение пункта 4 правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году.

2. Признать утратившим силу распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2019 г. N Р-117 "Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020 году".

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
Д.Е.Грибов



УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 января 2021 года N Р-23



Методические рекомендации по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году



     1. Общие положения. Термины и определения


Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее соответственно - Мероприятие, отдельные общеобразовательные организации).

Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок органами государственного контроля (надзора).

Приведенные в настоящих методических рекомендациях требования являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации Мероприятия вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.

Вместе с тем методические рекомендации призваны унифицировать деятельность отдельных общеобразовательных организаций, региональных ведомственных проектных офисов и региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по реализации Мероприятия.

Для целей настоящего документа применяемые в нем термины и определения имеют следующее значение:

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающийся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

отдельная общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;

сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) - форма реализации образовательных программ, обеспечивающая возможность их освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

     2. Принципы, требования и задачи реализации Мероприятия


Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в отдельных общеобразовательных организациях необходимо создать в них оптимальные условия обучения, воспитания и коррекции, способствующие не только максимальному овладению академическими знаниями, но и формированию жизненных компетенций.

Создание образовательной среды, не только сохраняющей, но и укрепляющей здоровье обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, подстраиваясь под особенности здоровья, развития и возможности каждого обучающегося, является одним из главных условий функционирования отдельной общеобразовательной организации.

Целью реализации Мероприятия является создание современных условий для обучения и воспитания обучающихся через обновление инфраструктуры отдельных общеобразовательных организаций, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.

Основной задачей реализации Мероприятия является обновление оборудования/оснащение:

помещений/мастерских для реализации предметной области "Технология" (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям);

помещений психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью;

учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.

В 2021 году в Мероприятии принимают участие отдельные общеобразовательные организации, включенные в реестр отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, утвержденный заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю.Синюгиной 9 октября 2019 г.

Субсидия из федерального бюджета на реализацию Мероприятия может быть направлена только в организации, включенные в указанный реестр, и только на реализацию указанных выше задач.

Каждой участвующей в Мероприятии отдельной общеобразовательной организации необходимо:

1) провести мониторинг актуального материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды (форма мониторинга - Приложение 2);

2) определить необходимый перечень оборудования и средств обучения с учетом результатов мониторинга и приоритетности задач Мероприятия (примерный перечень - Приложение 3);

3) разработать программу развития с учетом изменения подходов к организации деятельности. По результатам реализации Мероприятия отдельные общеобразовательные организации должны стать региональными учебно-методическими (ресурсными) центрами, оказывающими методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям с использованием дистанционных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ (Приложение 4).

При проведении методических мероприятий необходимым условием является использование фирменного стиля мероприятия "Доброшкола" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

При проведении работ по зонированию оснащаемых помещений отдельной общеобразовательной организации использование фирменного стиля мероприятия "Доброшкола" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" допускается в виде таблички на двери оснащаемого помещения.

Руководство по дизайну образовательного пространства, а также Руководство по фирменному стилю размещены на портале оператора Мероприятия ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики РАО" (https://ikp-rao.ru/nacionalnyj-proekt-obrazovanie/).

     3. Особенности реализации Мероприятия в зависимости от категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Отдельные общеобразовательные организации создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.

В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ определяются особенности реализации Мероприятия, которые отражаются в программе развития отдельной общеобразовательной организации.

К особенностям относятся: мероприятия по обеспечению специальных зон для обучения и развития, оснащению специализированным учебным и коррекционно-развивающим оборудованием, введению новых профилей трудового обучения и др.

На основе данных, полученных в результате мониторинга материально-технического и кадрового состояния отдельной общеобразовательной организации, планируются необходимые для обновления инфраструктуры мероприятия.

Для отдельных общеобразовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее актуальным при реализации мероприятия является оснащение трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология", в том числе для введения новых профилей трудового обучения.

Основной целью образования указанной категории обучающихся является получение ими не просто профессионально ориентированного образования, а рабочей профессии, необходимой для их дальнейшего профессионального обучения и/или трудоустройства. Рекомендуется также использование инфраструктуры, созданной в рамках мероприятий, во внеурочное время как пространства для развития цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности. Кроме того, созданная инфраструктура может быть использована для реализации программ профессионального обучения с получением указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования ("первой профессии").

Для планирования реализации мероприятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, совместно с региональными службами занятости населения необходимо провести анализ востребованных на рынке труда региона профессий, по которым в перспективе будет возможно трудоустройство лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Также необходимо в комплексе проанализировать возможности профессионального обучения в системе профессионального образования.

Для отдельных общеобразовательных организаций для обучающихся иных нозологических групп (для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра) целесообразно в первую очередь создать условия для работы специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.

Для повышения качества образования и создания современной образовательной среды образовательные организации могут приобретать оборудование для компьютерного класса, спортивного зала/зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов.

Для всех отдельных общеобразовательных организаций рекомендуется создание условий для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ; для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.

Примерный перечень оборудования и средств обучения содержит оборудование для отдельных общеобразовательных организаций, в том числе по профилям профессий, востребованных для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью; он носит рекомендательный характер.

Примерный перечень оборудования и средств обучения отдельной общеобразовательной организации составляется по результатам мониторинга материально-технической базы организации с учетом программы ее развития и особенностей реализации.

Субъект Российской Федерации согласовывает перечень и количество оборудования (инфраструктурный лист) для реализации Мероприятия с оператором Мероприятия ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики РАО".

При проведении закупок учебного оборудования и средств обучения необходимо руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими юридическими лицами.

     4. Принципы создания условий для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ


В соответствии с российским законодательством об образовании в Российской Федерации общее и дополнительное образование обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью может быть организовано в том числе с применением электронного обучения и ДОТ, сетевой формы, которые позволяют гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию, организовать образовательный процесс в удобное время и в удобном месте по индивидуальному учебному плану и расписанию.

Правовые основы реализации электронного обучения и применения ДОТ содержатся:

в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) (статья 16 Закона об образовании);

в порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816.

Письмом от 12 сентября 2012 г. N ИР-778/07 в адрес заместителей руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации была направлена информация о принятии исчерпывающих организационно-правовых мер, обеспечивающих, начиная с 1 января 2013 г., создание условий для функционирования и дальнейшего развития системы дистанционного образования детей-инвалидов, в том числе предусмотрении в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2013 год и последующие годы средств на указанные цели (включая расходы, связанные с заменой вышедшего из строя компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования, приобретением оборудования для новых рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, обучением педагогических работников и родителей, функционированием центров дистанционного образования детей-инвалидов, обеспечением доступа детей-инвалидов к электронным образовательным ресурсам, оплатой трафика, и другие расходы).

Моделями реализации ДОТ при организации образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью являются:

1. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками регионального Центра дистанционного обучения (далее - ЦДО);

2. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками отдельной общеобразовательной организации, в которую зачислен обучающийся с ОВЗ, а ЦДО осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательной организации.

3. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками различных организаций на основе совместно разработанного ими учебного плана. Базой организации ДОТ при сетевой форме реализации образовательных программ определяется одна из организаций - участников сетевой формы.

При этом существует 2 варианта распределения ответственности между участниками образовательных отношений по обеспечению организации образовательного процесса:

1) отдельная общеобразовательная организация полностью берет на себя все функции по организации процесса обучения с использованием ДОТ, включая создание необходимой инфраструктуры (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.);

2) образовательный процесс на основе использования ДОТ осуществляется на базе отдельной общеобразовательной организации, а вся необходимая инфраструктура (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.) выделена и осуществляется специально созданной для этой цели организацией, например, ЦДО.

Перечисленным моделям дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов. В каждом случае выстраивается своя система деятельности, определяется концепция образовательного процесса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»