МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 ноября 2021 года N 378

Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов



В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2011, N 25, ст.3534; 2017, N 52, ст.7923), подпунктом 5.2.53.13 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2009, N 3, ст.378),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о дипломировании членов экипажей морских судов.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов" (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный N 24456);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 мая 2015 г. N 167 "О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 г. N 62" (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2015 г., регистрационный N 39849).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Министр
В.Г.Савельев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

30 ноября 2021 года,

регистрационный N 66102

     

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 8 ноября 2021 года N 378

     

Положение о дипломировании членов экипажей морских судов

     

I. Общие положения

1. Положение о дипломировании членов экипажей морских судов разработано в целях реализации Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее - Конвенция ПДНВ), пункта 3 Стандарта A3.2 "Питание и столовое обслуживание" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве в части подготовки и квалификации судовых поваров (далее - КТМС), Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (далее - Полярный кодекс), Международного кодекса по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурной вспышки (далее - Кодекс МГТ), а также Конвенции Международного союза электросвязи.

________________

Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (постановление Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, ст.64, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2016, N 0001201607200017). Вступила в силу для СССР 28 апреля 1984 года в соответствии с пунктом 1 статьи XIV Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты от 7 июля 1978 года.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст.3073). Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 20 августа 2013 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст.4429).

Резолюция N MSC.385(94) Международной морской организации "Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)" принята 21 ноября 2014 г. Кодекс, одобренный данным документом, вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2017 года (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 декабря 2017 г., N 0001201712260021).

Резолюция N MSC.391(95) Международной морской организации "Принятие Международного кодекса по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурной вспышки (Кодекс МГТ)" принята 11 июня 2015 г. Кодекс, одобренный данным документом, приобрел обязательную силу согласно главам II-1, II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст.2768).

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст.1211). Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 августа 1995 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст.5370).

2. Настоящее Положение устанавливает требования к наличию подготовки (квалификации), стажу работы на судне, проведению квалификационных испытаний кандидатов на получение квалификационных документов, порядок приема заявлений и выдачи квалификационных документов, льготных разрешений, подтверждений о признании дипломов, выданных иностранным государством, внесения в квалификационные документы записей, в том числе ограничений, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, и порядок их снятия, а также порядок продления и учета квалификационных документов для членов экипажей судов, используемых в целях торгового мореплавания (далее - морские суда), за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и спортивных парусных судов (далее - дипломирование).

3. Квалификационные документы, выданные иностранными государствами - участниками Конвенции ПДНВ, подтверждаются капитаном морского порта на основании запросов на его имя в случаях, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании Российской Федерацией квалификационных документов, выданных соответствующим иностранным государством, и официального подтверждения морской администрацией иностранного государства факта выдачи и действительности квалификационного документа, который заявлен для признания, с выдачей подтверждения о признании квалификационного документа, выданного иностранным государством, для работы на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Квалификационные документы, выданные в соответствии с настоящим Положением, в случаях, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании соответствующим иностранным государством квалификационных документов, выданных Российской Федерацией, подтверждаются по запросам в соответствии с пунктами 14 и 15 Правила I/2 Конвенции ПДНВ.

Квалификационные документы, выданные в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62, действуют до окончания срока их действия.

________________

Приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов" (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный N 24456) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 13 мая 2015 г. N 167 (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2015 г., регистрационный N 39849).

4. Выдача льготных разрешений, предусмотренных статьей VIII Конвенции ПДНВ, производится в соответствии с правилами, указанными в главе XI настоящего Положения.

II. Организация дипломирования

5. Организацию деятельности по дипломированию в соответствии с Конвенцией ПДНВ и настоящим Положением осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта в том числе с помощью цифровых технологий.

________________

Пункт 1 и подпункт 5.3.6 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3261; 2011, N 47, 6660).


Программы подготовки, предусмотренные настоящим Положением для получения квалификационных документов, а также правилами V/2, VI/1, VI/4 и VI/6 Конвенции ПДНВ, должны быть согласованы Росморречфлотом. Программы подготовки в соответствии с Правилом VI/4 Конвенции ПДНВ, предусмотренные настоящим Положением, согласовываются также с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

________________

Часть 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 30, ст.4134).


Росморречфлот публикует в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" программы подготовки (включая программы подготовки в соответствии с Правилом VI/4 Конвенции ПДНВ) и перечни вопросов для квалификационных испытаний, предусмотренные настоящим Положением.

6. Форма квалификационных документов, выдаваемых капитанами морских портов, установлена пунктом 1 раздела A-I/2 Кодекса ПДНВ и в соответствии с пунктом 6 Правила I/2 Конвенции ПДНВ включает подтверждение, требуемое статьей VI Конвенции ПДНВ. Оформление и печать квалификационных документов осуществляются дипломными отделами службы капитана морского порта по образцам, представляемым Росморречфлотом. Квалификационные документы могут выдаваться в электронной форме.

7. Для проведения квалификационных испытаний капитан морского порта создает под своим председательством морскую квалификационную комиссию (далее - МКК) в составе дипломного отдела, имеющего освидетельствованную систему стандартов качества дипломирования в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ. К работе в МКК могут привлекаться специалисты службы капитана морского порта, образовательных организаций, научных и общественных организаций и судовладельцев. По представлению Федерального агентства по рыболовству в состав МКК могут включаться специалисты в области рыболовства. По представлению Госкорпорации "Росатом" в состав МКК могут включаться специалисты в области эксплуатации паросиловых установок на судах с ядерными энергетическими установками. Перечень служб капитана морского порта, в которых создаются МКК, устанавливается Росморречфлотом.

8. Капитан морского порта организовывает учет заявлений, протоколов квалификационных испытаний, выданных квалификационных документов, изъятых, аннулированных или приостановленных квалификационных документов путем ведения дипломных дел на бумажных носителях и с использованием цифровых технологий. Данные о заявлениях, протоколах квалификационных испытаний и выдаваемых квалификационных документах регистрируются капитаном морского порта не позднее дня подачи заявления, выдачи протокола квалификационных испытаний или квалификационного документа.

В заявлениях, протоколах квалификационных испытаний и выдаваемых капитаном морского порта квалификационных документах указывается присвоенный учетный номер заявления, протокола квалификационных испытаний или квалификационного документа соответственно.

9. Квалификационные документы в соответствии с настоящим Положением выдаются лицам не моложе 18 лет, годным по состоянию здоровья для работы на морских судах и занятия должностей членов экипажей морских судов, предусмотренных настоящим Положением, получившим образование в российских образовательных организациях, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, систему стандартов качества подготовки, освидетельствованную классификационным обществом - членом Международной ассоциации классификационных обществ (далее - МАКО) в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ, осуществляющих подготовку по программам в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и настоящего Положения и признанных в установленном порядке, или иностранных учебных заведениях, соответствующих требованиям Конвенции ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании с соответствующим иностранным государством (далее - морские образовательные организации), прошедшим подготовку для экипажей морских судов в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и настоящим Положением в морских образовательных организациях и/или в российских учебно-тренажерных центрах (далее - УТЦ), имеющих систему стандартов качества подготовки, освидетельствованную классификационным обществом - членом МАКО в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ, и освидетельствованных в установленном порядке, а также соответствующим требованиям к стажу работы на судне согласно настоящему Положению.

________________

Приказ Минтранса России от 8 июня 2011 г. N 157 "Об утверждении Порядка признания организаций в целях наделения их полномочиями по освидетельствованию судов и организаций, осуществляющих подготовку членов экипажей морских судов в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года с поправками, а также по проведению проверок, связанных с освидетельствованием этих судов и организаций" (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2011 г., регистрационный N 21418) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 17 июля 2013 г. N 239 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2013 г., регистрационный N 29309).

Приказ Минтранса России от 10 февраля 2010 г. N 32 "Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров" (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17535).

10. Членам экипажей морских судов для занятия должностей на судне выдаются следующие квалификационные документы:

10.1. Дипломы судоводителей:

вахтенный помощник капитана морского судна валовой вместимостью 500 и более - уровень эксплуатации (Правило II/1 Конвенции ПДНВ);

старший помощник капитана морского судна валовой вместимостью от 500 до 3000 - уровень управления (пункт 3 Правила II/2 Конвенции ПДНВ);

капитан морского судна валовой вместимостью от 500 до 3000 - уровень управления (пункт 3 Правила II/2 Конвенции ПДНВ);

старший помощник капитана морского судна валовой вместимостью 3000 и более - уровень управления (пункт 1 Правила II/2 Конвенции ПДНВ);

капитан морского судна валовой вместимостью 3000 и более - уровень управления (пункт 1 Правила II/2 Конвенции ПДНВ);

вахтенный помощник капитана морского судна валовой вместимостью менее 500, занятого в прибрежном плавании (на удалении от берега до 50 морских миль и до 250 морских миль от побережья Российской Федерации), - уровень эксплуатации (пункт 3 Правила II/3 Конвенции ПДНВ);

капитан морского судна валовой вместимостью менее 500, занятого в прибрежном плавании, - уровень управления (пункт 5 Правила II/3 Конвенции ПДНВ);

судоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях;

судоводитель прогулочного судна.

10.2. Дипломы судовых механиков (далее - судомеханик):

вахтенный механик морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более - уровень эксплуатации (Правило III/1 Конвенции ПДНВ);

второй механик морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более - уровень управления (Правило III/2 Конвенции ПДНВ);

старший механик морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более - уровень управления (Правило III/2 Конвенции ПДНВ);

второй механик морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт - уровень управления (Правило III/3 Конвенции ПДНВ);

старший механик морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт - уровень управления (Правило III/3 Конвенции ПДНВ).

10.3. Диплом судового электромеханика (далее - электромеханик):

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»