Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 8 ноября 2021 года N 777

Об утверждении Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об обороте розничной торговли продуктами питания



В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации об обороте розничной торговли продуктами питания.

2. Признать утратившим силу приказ Росстата 25 декабря 2015 г. N 653 "Об утверждении Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об обороте розничной торговли продуктами питания".

Руководитель
П.В.Малков



Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 8 ноября 2021 года N 777



Официальная статистическая методология формирования официальной статистической информации об обороте розничной торговли продуктами питания



Настоящая Методология разработана в целях информационного обеспечения мониторинга состояния продовольственной безопасности Российской Федерации по отдельным показателям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2021 г. N 296-р.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни.

Методология предназначена для формирования показателей "оборот розничной торговли продуктами питания" и "индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания" территориальными органами Росстата исключительно в статистических целях для формирования официальной статистической информации. Оборот розничной торговли продуктами питания является расчетным показателем и формируется с годовой периодичностью на основе данных об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по формам федерального статистического наблюдения.

Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование и предоставление (распространение) официальной статистической информации по показателям "оборот розничной торговли продуктами питания" и "индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания", является Росстат.

В соответствии с позициями 1.22.10 и 1.22.12 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, формирование официальной статистической информации по показателям "оборот розничной торговли продуктами питания" и "индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания" осуществляется на федеральном и региональном уровнях в целом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации с годовой периодичностью.

1. Общие положения


Определения и порядок формирования обобщающих (стоимостных) показателей статистики розничной торговли разработаны с учетом содержания вида деятельности "розничная торговля" в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КПЕС Ред.2), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст.

В соответствии с ОКВЭД2 (класс 47) розничная торговля определяется как деятельность по перепродаже товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. При этом выделяется "торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (код ОКВЭД2 47.11), "торговля розничная пищевыми продуктами, напитками, и табачными изделиями в специализированных магазинах" (47.2), "торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией" (47.81), "торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков" (47.9).

Настоящей Методологией устанавливается, что показателем, используемым для целей федерального статистического наблюдения за состоянием розничной торговли продовольственными товарами является оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, в общем виде представляющий собой выручку от реализации указанных товаров.

В оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями включаются:

стоимость товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение;

стоимость товаров, проданных при помощи информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (интернет-торговля, электронная торговля) по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от формы расчета и времени фактической оплаты товара покупателем;

стоимость товаров, проданных по почте; товары высылаются покупателю, который выбирает их по рекламным объявлениям, каталогам, образцам или другим видам рекламы;

стоимость товаров, проданных через торговые автоматы;

стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

стоимость кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, а также покупных товаров, которые были проданы организациями общественного питания через свои объекты розничной торговли (магазины, павильоны, палатки и тому подобное);

стоимость проданной порожней тары.

Оборот розничной торговли показывается, включая стоимость стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар.

Стоимость пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и тому подобным с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или другим, включается в оборот розничной торговли.

Не включаются в оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями:

стоимость товаров, выданных своим работникам в счет оплаты труда;

стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и тому подобным) и индивидуальным предпринимателям;

стоимость кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, а также покупных товаров, включенные в меню и проданные в обеденных залах ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров.

Данные об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями представляют как организации розничной торговли, так и организации других видов деятельности, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне товаров (в том числе полученных в соответствии с договором мены) или товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе. В случае отсутствия у организации торговых заведений в обороте розничной торговли учитывается реализация населению товаров собственного производства с применением контрольно-кассовой техники (например, со склада).

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

Для целей мониторинга обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации рассчитывается показатель "оборот розничной торговли продуктами питания", при этом под продуктами питания для целей настоящей методологии понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями формируется по данным форм федерального статистического наблюдения с месячной и годовой периодичностью, оборот розничной торговли продуктами питания является расчетным показателем и формируется с годовой периодичностью.

2. Источники формирования статистической информации


Информационной основой формирования показателя "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" являются унифицированные формы федерального статистического наблюдения, по которым представляют данные организации всех видов деятельности, и специализированные формы федерального статистического наблюдения, данные по которым представляют только торговые организации.

Таблица 1

Перечень унифицированных форм федерального статистического наблюдения, используемых при формировании показателя "Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями"

N п/п

Формы федерального статистического наблюдения

Индекс

Периодичность

Наименование

1

П-1

месячная

Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг

2

П-5(м)

квартальная

Основные сведения о деятельности организации

3

ПМ

квартальная

Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия

4

МП(микро)

годовая

Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия

________________

В период проведения сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса (один раз в пять лет) форма N МП(микро) признается утратившей силу. Для проведения расчетов за отчетный год используются итоги за год, предшествующий отчетному.

Помимо унифицированных форм используются специализированные формы статистического наблюдения.

Таблица 2

Перечень специализированных форм федерального статистического наблюдения, используемых при формировании показателя "Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями"

N

Формы федерального статистического наблюдения

п/п

Индекс

Периодичность

Наименование

1

3-ТОРГ(ПМ)

квартальная

Сведения о продаже товаров малыми предприятиями розничной торговли

2

3-рынок

квартальная

Сведения о числе торговых мест на рынках

3

3-ярмарка

квартальная

Сведения о числе торговых мест на ярмарках

4

Б-1

квартальная

Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке

5

1-ТОРГ

годовая

Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли

6

1-ИП(торговля)

1 раз в год

Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле

7

1-конъюнктура

квартальная

Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле



3. Алгоритм формирования показателя "Оборот розничной торговли продуктами питания"


Формирование оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне производятся по следующей формуле:

     , где:               (1)


- оборот розничной торговли продуктами питания по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

- оборот розничной торговли алкогольными напитками по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

- объемы розничной продажи табачными изделиями по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»