ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 8 ноября 2021 года N 192/2021-ОЗ
О внесении изменений в некоторые законы Московской области
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 21 октября 2021 года N 17/4-П
Внести в Закон Московской области N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (с изменениями, внесенными законами Московской области N 26/2008-ОЗ, N 163/2008-ОЗ, N 237/2008-ОЗ, N 241/2008-ОЗ, N 81/2009-ОЗ, N 129/2010-ОЗ, N 97/2011-ОЗ, N 224/2011-ОЗ, N 151/2012-ОЗ, N 103/2013-ОЗ, N 71/2014-ОЗ, N 201/2014-ОЗ, N 207/2014-ОЗ, N 47/2015-ОЗ, N 106/2015-ОЗ, N 19/2016-ОЗ, N 58/2016-ОЗ, N 91/2016-ОЗ, N 202/2016-ОЗ, N 129/2017-ОЗ, N 235/2017-ОЗ, N 230/2018-ОЗ, N 154/2019-ОЗ, N 84/2020-ОЗ, N 259/2020-ОЗ, N 55/2021-ОЗ, N 80/2021-ОЗ, N 133/2021-ОЗ, N 157/2021-ОЗ) следующие изменения:
1) абзац пятый статьи 2 после слов "оказывающие социальные услуги," дополнить словами "созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области,";
2) часть 2 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Положение о государственных учреждениях Московской области и центрах Московской области, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утверждается Правительством Московской области.";
3) в статье 4:
а) часть 1 после слов "в государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнить словами ", в организации, оказывающие социальные услуги, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области,";
б) в части 4:
абзац первый после слов "на оплату жизненно необходимых услуг" дополнить словами ", в том числе на оплату проживания в жилом помещении в семье опекуна, попечителя, приемных родителей,";
абзац второй после слов "на оплату жизненно необходимых услуг" дополнить словами ", в том числе на оплату проживания в жилом помещении в семье опекуна, попечителя, приемных родителей,";
4) в абзаце третьем части 3 статьи 7 слова "или патронатными воспитателями" исключить;
5) в статье 8:
а) в части 5:
в абзаце первом слова "Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования)" заменить словами "Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, наделенный статусом органа опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган по опеке и попечительству)";
абзац третий изложить в следующей редакции:
"Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом по опеке и попечительству. В порядке, определяемом Правительством Московской области, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу по опеке и попечительству организацией.";
б) в абзаце втором части 6 слова "уполномоченного органа в сфере образования" заменить словами "уполномоченного органа по опеке и попечительству";
6) в части 3 статьи 10 слова "центральному исполнительному органу государственной власти Московской области, наделенному Правительством Московской области полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" заменить словами "уполномоченному органу по опеке и попечительству";
7) статью 11_2 изложить в следующей редакции:
"Статья 11_2. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий
1. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе:
1) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий (в том числе административные регламенты);
2) вносить предложения по принятию, изменению нормативных правовых актов Московской области по вопросам переданных государственных полномочий;
3) запрашивать и получать от муниципальных и частных организаций информацию, необходимую для осуществления государственных полномочий;
4) дополнительно использовать собственные финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 8 настоящего Закона, за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом дополнительное финансирование переданных полномочий за счет средств местных бюджетов не является основанием для выделения дополнительных средств из бюджета Московской области.
2. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны:
1) обеспечивать эффективное использование субвенций, предоставленных из бюджета Московской области на осуществление государственных полномочий;
2) не допускать нецелевое использование субвенций, предоставленных из бюджета Московской области на осуществление государственных полномочий;
3) представлять материалы, документы и необходимую информацию по вопросам осуществления государственных полномочий:
по субвенциям, предоставленным в соответствии с частями 2, 3 статьи 12 настоящего Закона, - уполномоченному органу по опеке и попечительству;
по субвенциям, предоставленным в соответствии с частью 6 статьи 12 настоящего Закона, - центральному исполнительному органу государственной власти Московской области, осуществляющему управление в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования);
4) утверждать муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и направлять до 20 мая текущего финансового года:
в уполномоченный орган по опеке и попечительству - прогнозируемую численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в муниципальных и частных организациях, в том числе детей, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности, и которые временно помещаются в муниципальные и частные организации по заявлению законных представителей, и на период их нахождения в указанных организациях находятся на полном государственном обеспечении (далее - дети, временно помещенные в муниципальные и частные организации);
в уполномоченный орган в сфере образования - прогнозируемую численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования в Московской области.";
8) статью 12 дополнить частью 1_1 следующего содержания:
"1_1. Прогнозируемая численность лиц, полученная на основании абзацев второго и третьего пункта 4 части 2 статьи 11_2 настоящего закона, учитывается при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, объемов расходов бюджета Московской области на предоставление субвенций, указанных в частях 2 и 6 статьи 12 настоящего Закона, и на основании которой:
уполномоченным органом по опеке и попечительству утверждается прогнозируемая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в муниципальных и частных организациях, в том числе детей, временно помещенных в муниципальные и частные организации;
уполномоченным органом в сфере образования утверждается прогнозируемая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования в Московской области.";
9) абзац пятнадцатый части 3 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"Субвенция на предоставление жилых помещений перечисляется главным распорядителем средств бюджета Московской области - уполномоченным органом по опеке и попечительству.";
10) статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий и ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за исполнением государственных полномочий
1. Уполномоченный орган по опеке и попечительству осуществляет государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления следующих государственных полномочий:
1) указанных в абзацах втором, четвертом, пятом части 1 статьи 11 настоящего Закона;
2) указанного в абзаце третьем части 1 статьи 11 настоящего Закона в случае выпуска детей из муниципальной или частной организации в Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Уполномоченный орган в сфере образования осуществляет государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления следующих государственных полномочий:
1) указанного в абзаце третьем части 1 статьи 11 настоящего Закона в случае выпуска лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципальной или частной образовательной организации высшего образования в Московской области;
2) указанного в абзаце восьмом части 1 статьи 11 настоящего Закона.
3. Уполномоченный орган в сфере образования, уполномоченный орган по опеке и попечительству в рамках осуществления указанного в части 1 и 2 настоящей статьи государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
1) в случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке;
2) проводить проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей материальных и финансовых средств;
3) запрашивать и получать в установленные сроки материалы, документы и необходимую информацию, связанные с осуществлением государственных полномочий.
4. Органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган по опеке и попечительству отчеты о предоставлении субвенций, предоставленных в соответствии с частями 2, 3 статьи 12 настоящего Закона, в уполномоченный орган в сфере образования - отчеты о предоставлении субвенций, предоставленных в соответствии с частью 6 статьи 12 настоящего Закона.
Отчеты представляются по форме и в сроки, устанавливаемые Правительством Московской области.
5. Уполномоченный орган в сфере образования, уполномоченный орган по опеке и попечительству при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
1) координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
2) оказывать методическую и консультационную помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий.
6. Уполномоченный орган по опеке и попечительству представляет в уполномоченный орган в сферах экономики, стратегического планирования, финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах сводный отчет о предоставлении субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Закона по форме и в сроки, установленные Правительством Московской области.
Уполномоченный орган в сфере образования представляет в уполномоченный орган в сферах экономики, стратегического планирования, финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах сводный отчет о предоставлении субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области в соответствии с частью 6 статьи 12 настоящего Закона по форме и в сроки, установленные Правительством Московской области.
7. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами со стороны органов государственной власти Московской области.";
11) в части 1 статьи 14 слова "на уполномоченный орган в сфере образования" заменить словами "на уполномоченный орган по опеке и попечительству".
Внести в Закон Московской области N 94/2013-ОЗ "Об образовании" (с изменениями, внесенными законами Московской области N 127/2013-ОЗ, N 51/2014-ОЗ, N 201/2014-ОЗ, N 38/2015-ОЗ, N 106/2015-ОЗ, N 217/2015-ОЗ, N 96/2016-ОЗ, N 203/2016-ОЗ, N 129/2017-ОЗ, N 41/2018-ОЗ, N 115/2018-ОЗ, N 166/2018-ОЗ, N 238/2018-ОЗ, N 146/2019-ОЗ, N 229/2019-ОЗ, N 50/2020-ОЗ, N 108/2020-ОЗ, N 143/2020-ОЗ, N 204/2020-ОЗ, N 227/2020-ОЗ, N 198/2020-ОЗ, N 258/2020-ОЗ, N 113/2021-ОЗ, N 114/2021-ОЗ) следующее изменение:
часть 4 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся образовательных организаций на территории Московской области, в том числе при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения, в целях охраны их здоровья, оздоровления и отдыха предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.".
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Правительства Московской области
www.mosreg.ru, 11.11.2021