Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 20 сентября 2021 года N 797

Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении

(с изменениями на 21 ноября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФТС России от 21 ноября 2022 года N 938 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2022, N 0001202212160004).

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 6 статьи 253 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5082), пунктом 1 и подпунктом 5.39 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636 "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст.3146, N 26, ст.4962),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Общее положение о региональном таможенном управлении.

2. Региональным таможенным управлениям осуществлять деятельность на основании Общего положения о региональном таможенном управлении, указанного в пункте 1 настоящего приказа.

3. Признать утратившими силу:

1) приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. N 832 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении" (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2018 г., регистрационный N 52275);

2) пункт 1 приложения к приказу ФТС России от 6 февраля 2019 г. N 197 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России по вопросам организации деятельности таможенных органов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 4 марта 2019 г., регистрационный N 53945);

3) пункт 1 приложения к приказу ФТС России от 30 августа 2019 г. N 1368 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России по вопросам организации деятельности таможенных органов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56003);

4) пункт 1 приложения к приказу ФТС России от 24 июля 2020 г. N 652 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России по вопросам организации деятельности таможенных органов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2020 г., регистрационный N 59416).

4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Струкова А.Б.

Руководитель
В.И.Булавин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

22 октября 2021 года,

регистрационный N 65550

     

     Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФТС России
от 20 сентября 2021 года N 797

     

Общее положение о региональном таможенном управлении

(с изменениями на 21 ноября 2022 года)

     

I. Общие положения

1. Региональное таможенное управление (далее - РТУ) является территориальным органом ФТС России, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенный орган) и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах полномочий, определенных настоящим положением.

2. Регион деятельности РТУ определяет ФТС России.

3. РТУ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, настоящим положением, а также международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

4. РТУ осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможни и таможенные посты, подчиненные РТУ (далее - подчиненные таможенные органы), во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями и иными организациями.

5. РТУ осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных органов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

II. Полномочия

6. РТУ осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) контроль осуществления подчиненными таможенными органами таможенных операций, связанных с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и их вывозом с таможенной территории Евразийского экономического союза, перевозкой товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза, а также помещением товаров под таможенную процедуру, единообразного применения порядка осуществления таможенных операций, соблюдения условий помещения под таможенные процедуры, использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и проведения таможенного контроля;

2) организацию и контроль за использованием подчиненными таможенными органами предварительной информации, поданной в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза различными видами транспорта;

3) организацию и проведение мероприятий, направленных на привлечение участников внешнеэкономической деятельности, а также иных заинтересованных лиц к применению перспективных таможенных технологий, организацию внедрения и применения подчиненными таможенными органами перспективных таможенных технологий;

4) участие в пределах компетенции в выработке предложений о порядке применения форм таможенного контроля, мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, иных мер, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.6843) (далее - кодекс Союза) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;

5) организацию, координацию, анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой в том числе на основе системы управления рисками, по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, защите прав на объекты интеллектуальной собственности, требований актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, установленных в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации;

6) организацию и координацию деятельности подчиненных таможенных органов по проведению контроля за осуществлением резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2021, N 27, ст.5171), валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;

7) обеспечение контроля за деятельностью подчиненных таможенных органов при осуществлении контроля внешнеторговых бартерных сделок и их учета;

8) организацию работы и взаимодействие таможенных органов по выявлению и пресечению сомнительных операций, направленных на незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации, в том числе в рамках мнимых (притворных) сделок с использованием номинальных лиц;

9) выявление схем незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации, в том числе в рамках мнимых (притворных) сделок с использованием номинальных лиц;

10) осуществление в рамках компетенции взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями, направление в установленном порядке международных запросов, в том числе в целях противодействия сомнительным операциям, направленным на незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации;

11) применение системы управления рисками в целях противодействия сомнительным операциям, направленным на незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации;

12) внесение в информационные ресурсы таможенных органов сведений о финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности резидентов, а также о выявленных признаках нарушения ими законодательства Российской Федерации и проведения сомнительных операций, направленных на незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации;

13) обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, во внешнеторговой деятельности;

14) учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

15) обеспечение в соответствии с международным договором государств - членов Евразийского экономического союза мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

16) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов Евразийского экономического союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

17) осуществление мониторинга работоспособности системы межведомственного электронного взаимодействия;

18) администрирование формирования регионального сегмента баз данных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, и их актуализацию;

19) формирование информационного ресурса рисковых поставок с допустимым риском несоблюдения запретов и ограничений по результатам действий должностных лиц при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;

20) методическое сопровождение совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля уполномоченными должностными лицами;

21) контроль за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при таможенном декларировании товаров в электронной форме;

22) взаимодействие с территориальными органами и агентами валютного контроля;

23) взаимодействие в целях повышения эффективности таможенного контроля с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, находящимися в регионе деятельности РТУ, и контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, и с их профессиональными объединениями (ассоциациями);

24) организацию и контроль администрирования подчиненными таможенными органами таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, соблюдения сроков осуществления возвратов (зачетов) денежных средств;

25) проведение таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, принятие решений в сфере таможенного дела в порядке и сроки, установленные актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и обеспечение применения мер по результатам таможенного контроля, направленных на исчисление (начисление) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин, прицепов к ним (далее - утилизационный сбор) и акциза по подакцизным товарам Евразийского экономического союза, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза (далее соответственно - акциз по маркированным товарам ЕАЭС, таможенные и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы), в целях их уплаты, взыскания либо возврата, а также иных мер, предусмотренных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации;

26) контроль правильности классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), определения происхождения товаров и соблюдения условий предоставления тарифных преференций при таможенном декларировании и в иных случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации;

27) контроль правильности исчисления (начисления) таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе в рамках системы управления рисками;

28) организацию и контроль выявления фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также установления обстоятельств, при наступлении которых обязанность по уплате таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежит исполнению, и обстоятельств, при наступлении которых указанная обязанность подлежит прекращению;

29) анализ причин возникновения задолженности по уплате таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

30) принятие к учету сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней и утилизационного сбора, обязанность по уплате которых не исполнена в срок, установленный актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (в случае выявления указанных сумм по результатам таможенного контроля, проведенного структурными подразделениями РТУ (при отсутствии факта таможенного декларирования товаров с применением декларации на товары);

31) принятие мер взыскания исчисленных (начисленных) и подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, а также принятие (отмена) решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства в связи с наличием задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов;

_______________

В случае создания в структуре службы федеральных таможенных доходов РТУ подразделения взыскания задолженности.

32) принятие мер взыскания задолженности по уплате утилизационного сбора;

33) организацию и контроль принятия мер взыскания исчисленных (начисленных) и подлежащих уплате сумм таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

34) организацию и контроль ведения учета фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками обязанности по уплате таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и мер, принятых в целях взыскания задолженности;

35) организацию и контроль признания сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней безнадежными к взысканию и их списания;

36) организацию и контроль за своевременностью и правомерностью принятия (отмены) подчиненными таможенными органами решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства в связи с наличием задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов;

37) организацию, координацию и контроль правомерности предоставления льгот (освобождений) по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, в том числе в рамках системы управления рисками, а также осуществление анализа и учета предоставленных льгот (освобождений) по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

38) организацию, координацию и контроль принятия подчиненными таможенными органами решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) отсрочки, рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, решений об аннулировании решений о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»