ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 сентября 2021 года N 2689-р
[О Концепции развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации (далее - Концепция).
2. Минпромторгу России:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции;
в 6-месячный срок разработать и утвердить методические рекомендации по организации оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
разработать меры по поддержке строительства, реконструкции, а также размещения оптовых продовольственных рынков;
руководствоваться положениями Концепции при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере развития внутренней торговли и обеспечения продовольственной безопасности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Концепция развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации
Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной политики в области создания и функционирования оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции.
Для целей настоящей Концепции под оптовым продовольственным рынком понимается предприятие, предоставляющее оборудованные торговые места и сервисные услуги конкурирующим между собой оптовым торговцам для осуществления ими оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в определенном месте, в определенное время и по установленным правилам.
Настоящая Концепция разработана в рамках реализации положений абзаца пятого пункта 2 подраздела III раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.
Настоящая Концепция исходит из необходимости формирования многоформатной инфраструктуры оптовой торговли продовольственными товарами, характеризующейся полнотой территориального охвата, высокой пропускной способностью, низкими удельными издержками и обеспечивающей гарантированные возможности сбыта продукции для сельскохозяйственных товаропроизводителей, и учитывает имеющееся отставание в развитии в системе дистрибуции такого важного формата как оптовые продовольственные рынки, выполняющие функции организаторов оптового оборота.
Настоящая Концепция является основой для организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и частных организаций в сфере создания и функционирования оптовых продовольственных рынков, реализации мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности.
Настоящая Концепция разработана с целью создания организационно-правовых и экономических условий развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации.
Концепция предусматривает создание для многоформатной розничной торговли и предприятий питания вне дома (общественного питания), гостиниц, объектов социальной сферы (больницы, школы, детские сады) крупных городов и агломераций эффективной системы дистрибуции свежей плодоовощной, мясной, рыбной и другой скоропортящейся продукции, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, на основе формирования современной товаропроводящей инфраструктуры и развития добросовестной конкуренции между профессиональными оптовиками и производителями на территории оптового рынка.
Реализация положений Концепции будет способствовать широкому сбыту скоропортящихся товаров, сокращению потерь произведенной продукции, обеспечению эффективного контроля качества продуктов (ветеринарный и фитосанитарный контроль), предоставлению необходимых сервисных услуг (банковские услуги, услуги упаковки и маркировки, маркетинга и др.) оптовым продавцам и покупателям.
Ключевыми задачами в области развития оптовых продовольственных рынков определяются:
совершенствование нормативного правового регулирования организации и осуществления деятельности оптовых продовольственных рынков;
развитие инфраструктуры оптовых продовольственных рынков;
государственная поддержка развития оптовых продовольственных рынков.
Основными участниками оптовых продовольственных рынков могут являться профессиональные оптовые торговцы, предприятия розничной торговли и питания вне дома, сельскохозяйственная и потребительская кооперация и т.д.
Под профессиональным оптовым торговцем для целей настоящей Концепции понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в том числе сбытовое подразделение или дистрибьютор товаропроизводителя, зарегистрированный на оптовом продовольственном рынке и осуществляющий на нем реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
При этом арендаторами торговых мест на оптовом продовольственном рынке могут быть владельцы (собственники) продовольственных товаров, а также агенты собственников и другие посредники.
Размещение оптовых продовольственных рынков должно тяготеть к зонам конечного потребления продукции, прежде всего к крупным агломерациям и городам.
Предполагается, что на оптовых продовольственных рынках не будет осуществляться торгово-закупочная деятельность. Задачами оптового продовольственного рынка будут предоставление помещений, необходимого оборудования и оказание других услуг для осуществления торговли оптовыми предприятиями на основе долгосрочной аренды складских и торговых помещений.
Основным функционалом оптовых продовольственных рынков должна стать организация оптового оборота.
Планируется, что на оптовых продовольственных рынках будут оказываться следующие услуги:
предоставление торговых мест (площадок) для организации торговли товаропроизводителям и поставщикам продукции;
предоставление торгового оборудования, складских помещений, холодильных камер, транспортных и погрузочных средств;
оказание содействия в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, взвешивание и размещение товара;
предпродажная подготовка (подработка) продукции, расфасовка и упаковка;
уборка и санитарная обработка торгового оборудования и инвентаря, производственных площадей и складских помещений;
предоставление услуг по обеспечению водой, светом, энергией, отоплением, мусоросборниками, кондиционированием воздуха, местами общественного пользования и других коммунальных услуг;
уборка территории, вывоз мусора, отходов и бракованной продукции;
предоставление железнодорожных подъездных путей и разгрузочных платформ, охраняемых автостоянок, транспортных услуг;
организация мест питания вне дома, предоставление гостиничных услуг;
охрана товаров, производственных и складских помещений, торгового и технологического оборудования;
консалтинговая помощь при осуществлении сделок, маркетинговые, логистические и другие виды услуг;
информационное и рекламное обеспечение торгово-закупочных операций, предоставление услуг связи;
обеспечение юридической и банковской поддержки участников торгово-закупочных операций.
Управление оптовым продовольственным рынком будет осуществляться организацией, которая создана в целях управления оптовым продовольственным рынком и обеспечения выполнения требований законодательства Российской Федерации к обустройству, оборудованию, содержанию оптового продовольственного рынка и организации оптового оборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Также на территории оптового продовольственного рынка наравне с оптовой возможно осуществление розничной торговли продовольственными товарами. При этом для розничной торговли целесообразно выделение отдельной зоны в пределах территории оптового продовольственного рынка.
В отличие от розничной торговли в законодательстве Российской Федерации специальное регулирование сферы оптовой торговли, а также терминология и порядок осуществления деятельности в указанной сфере отсутствуют. Существует лишь определение оптовой торговли, предусмотренное Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В целях формирования государственной политики по развитию оптовой торговли планируется закрепить в указанном Федеральном законе термин "оптовый рынок", а также отдельные вопросы регулирования оптовой торговли.
В целях обеспечения необходимых гарантий приобретения населением безопасных для здоровья продуктов питания предлагается установить требование о необходимости размещения и оборудования на территории оптового продовольственного рынка лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы.
Основными результатами реализации Концепции должны стать:
снижение издержек в сфере обращения продуктов питания, сокращение потерь произведенной продукции;
улучшение физической и экономической доступности товаров для населения;
развитие малого и среднего предпринимательства в сфере производства и обращения продуктов питания и повышение его престижа;
решение проблемы сбыта продукции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем рынке;
сокращение звенности в системе товародвижения через исключение лишних посредников;
сдерживание роста цен на скоропортящиеся продукты питания на основе развития добросовестной конкуренции, увеличение ассортимента и обеспечения качества товаров;
оптимизация товарных потоков в системе товародвижения и улучшение транспортной ситуации в городах.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 29.09.2021,
N 0001202109290035