ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 23 августа 2021 года N 285

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-011-21)



В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 2021, N 18, ст.3066), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2021, ст.10, N 1619),

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-011-21).

Руководитель
А.В.Трембицкий



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

28 сентября 2021 года,

регистрационный N 65164

     

     

          УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 23 августа 2021 года N 285

     

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-011-21)

     

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-011-21) (далее - Требования) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203), и устанавливают требования к структуре и содержанию ООБ (перечень сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Требованиям), а также к порядку его разработки и поддержания в соответствии с реальным состоянием судна АТО.

2. Требования распространяются на ООБ судов АТО, находящихся:

на этапе сооружения (строительства);

на этапе эксплуатации, обоснование безопасности сооружения (строительства) которых выполнялось в соответствии с настоящими Требованиями.

3. Настоящие Требования обязательны для исполнения ЭО, а также головными конструкторскими организациями и организациями - разработчиками проектов СВБ, судов АТО, участвующими в разработке ООБ.

II. Структура и содержание отчета по обоснованию безопасности судна атомно-технологического обслуживания

4. Информация, содержащаяся в ООБ, должна подтверждать соответствие судна АТО требованиям ФНП, а также установленным в техническом проекте судна АТО критериям и принципам обеспечения его безопасности.

5. В случае если в ООБ вместо представления информации в соответствии с настоящими Требованиями приводятся ссылки на документы, где содержится недостающая в ООБ информация, то данные документы должны представляться совместно с ООБ. Иные документы, которые содержат обоснование представленной в ООБ информации, на которые имеются ссылки в ООБ, представляются по запросу уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (далее - орган регулирования).

________________

Пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.

6. ООБ должен состоять из раздела "Введение" и 11 глав, а именно:

Глава 1. "Общая характеристика судна атомно-технологического обслуживания".

Глава 2. "Концепция обеспечения безопасности".

Глава 3. "Системы судна атомно-технологического обслуживания".

Глава 4. "Обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами".

Глава 5. "Защита от радиации".

Глава 6. "Ввод в эксплуатацию".

Глава 7. "Эксплуатация".

Глава 8. "Анализ нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии".

Глава 9. "Пределы и условия безопасной эксплуатации. Эксплуатационные пределы и условия".

Глава 10. "Обеспечение качества".

Глава 11. "Вывод из эксплуатации".

Требования к структуре и содержанию раздела "Введение" ООБ приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям.

Требования к структуре и содержанию глав 1-11 ООБ приведены в приложении N 3 к настоящим Требованиям.

7. При необходимости указания в нескольких главах (или разделах в пределах одной главы) ООБ сведений аналогичного содержания, такие сведения должны быть изложены в одной из глав (или разделов главы) ООБ, а в иных главах (или разделах главы) приведены ссылки на эти сведения.

Информация об отдельных системах приводится в соответствии с типовой структурой описания систем в ООБ, приведенной в приложении N 4 к настоящим Требованиям.

8. В ООБ приводится перечень программ для ЭВМ, использованных для построения расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность судов (далее - расчетные анализы безопасности), с указанием сведений об аттестационных паспортах программ для ЭВМ, оформленных по результатам экспертизы указанных программ в организации научно-технической поддержки органа регулирования.

Приведенная в ООБ информация о выполненных расчетных анализах безопасности должна подтверждать достаточность и полноту объема выполненных расчетных анализов, учет всех факторов, влияющих на результат, а также подтверждать, что программа для ЭВМ применена в указанной в аттестационном паспорте области применения.

9. Разработку ООБ осуществляет головная конструкторская организация для каждого проекта судна АТО на основании утвержденного технического проекта.

10. В комплекте документов, обосновывающих безопасность строительства или эксплуатации первого и последующих серийных судов АТО, представляется ООБ, откорректированный по результатам строительства головного судна АТО, или последняя актуальная версия ООБ.

11. ООБ по результатам строительства и ввода в эксплуатацию судна АТО должен быть откорректирован головной конструкторской организацией.

III. Требования к оформлению отчета по обоснованию безопасности судна атомно-технологического обслуживания

12. ООБ должен формироваться по отдельным главам (книгам). В случае наличия большого объема информации в одной главе допускается формировать ООБ по разделам и подразделам, сформированным в отдельные книги в составе главы.

13. На обложке каждой отдельной главы (книги), раздела или подраздела должно указываться полное наименование ООБ и название соответствующей отдельной главы (книги), раздела или подраздела, номер проекта судна АТО, название судна АТО (при его наличии).

В начале каждой отдельной главы (книги), раздела или подраздела должно приводиться полное оглавление всего ООБ.

В начале каждой отдельной главы (книги), раздела или подраздела следует приводить список сокращений, использованных в главе (книге), разделе или подразделе.

14. Нумерация страниц ООБ ведется по разделам или подразделам, представляющим самостоятельные части.

IV. Поддержание отчета по обоснованию безопасности судна атомно-технологического обслуживания в соответствии с реальным состоянием

15. ООБ должен соответствовать реальному состоянию судна АТО.

16. Внесение изменений в ООБ должно выполняться путем замены и введения новых страниц, а при необходимости разделов и книг. Внесение изменений путем исправлений в тексте ООБ не допускается.

При замене отдельных страниц в ООБ на каждой из них в правом верхнем углу на полях необходимо указывать порядковый номер редакции и дату выполнения замены (месяц, год).

В конце каждой главы или раздела и подраздела ООБ помещается лист регистрации изменений.

17. Изменения, вносимые в ООБ на этапе ввода в эксплуатацию судна АТО, должны быть согласованы с организациями, участвовавшими в его разработке, и утверждены головной конструкторской организацией.

Изменения, вносимые в ООБ на этапе эксплуатации судна АТО, осуществляются ЭО и должны быть согласованы с организациями, участвовавшими в его разработке, и утверждены ЭО.

Корректировка ООБ выполняется в случае внесения в проект судна АТО изменений, влияющих на обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Корректировка ООБ осуществляется путем внесения изменений в соответствующие разделы или подразделы ООБ.

Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к содержанию отчета по
обоснованию безопасности судов атомно-
технологического обслуживания",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 23 августа 2021 года N 285

     

Перечень сокращений



АТО - атомно-технологическое обслуживание

ЗПА - запроектная авария

ИС - исходное событие

НД - нормативный документ

ООБ - отчет по обоснованию безопасности судна атомно-технологического обслуживания

ОТВС - облученная тепловыделяющая сборка

ОЯТ - отработавшее ядерное топливо

ПО - программное обеспечение

РАО - радиоактивные отходы

РВ - радиоактивные вещества

СБ - система безопасности

СВБ - система, важная для безопасности

СФЗ - система физической защиты

ТВС - тепловыделяющая сборка

твэл - тепловыделяющий элемент

ФНП - федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

ЭВМ - электронная вычислительная машина

ЭО - эксплуатирующая организация

ЯМ - ядерные материалы

ЯТ - ядерное топливо

ЯЭУ - ядерная энергетическая установка

Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к содержанию отчета по
обоснованию безопасности судов
атомно-технологического обслуживания",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 23 августа 2021 года N 285

     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»