ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛОЖЕНИЕ
от 28 июля 2021 года N 765-П
О взаимодействии Центрального каталога кредитных историй и бюро кредитных историй
(с изменениями на 17 ноября 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
указанием Банка России от 17 ноября 2021 года N 5996-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 30.12.2021) (вступило в силу с 1 января 2022 года).
____________________________________________________________________
Настоящее Положение на основании статьи 6_1, части 1_2 статьи 10 и части 13 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.44; 2020, N 31, ст.5061) устанавливает:
порядок взаимодействия Центрального каталога кредитных историй с информационными системами бюро кредитных историй;
формы и порядок представления в Центральный каталог кредитных историй информации из бюро кредитных историй;
порядок направления бюро кредитных историй титульной части кредитной истории и изменений в титульную часть кредитной истории в Центральный каталог кредитных историй;
порядок устранения бюро кредитных историй несоответствий в направленной в Банк России информации по несуществующим или неверно идентифицированным физическим лицам.
1.1. Взаимодействие Центрального каталога кредитных историй (далее - Центральный каталог) и бюро кредитных историй (далее - бюро) осуществляется посредством обмена сообщениями (информацией) между информационной системой бюро и Центральным каталогом.
1.2. Для целей организации предусмотренного пунктом 1.1 настоящего Положения взаимодействия бюро должно направить в Банк России уведомление о предоставлении доступа к Центральному каталогу (далее - уведомление о доступе), содержащее следующие сведения:
номер бюро в государственном реестре бюро кредитных историй;
полное наименование бюро;
адрес сайта бюро в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (при наличии);
фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), номер телефона и адрес электронной почты сотрудника бюро, уполномоченного взаимодействовать с Банком России по вопросам использования Центрального каталога.
1.3. Бюро должно направить уведомление о доступе через личный кабинет на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, определенным на основании частей первой и восьмой статьи 76_9-11 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2021, N 27, ст.5187) (далее - личный кабинет).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года указанием Банка России от 17 ноября 2021 года N 5996-У. - См. предыдущую редакцию)
1.4. Банк России предоставляет бюро доступ к Центральному каталогу не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о доступе.
1.5. В случае изменения сведений, предусмотренных абзацем четвертым или пятым пункта 1.2 настоящего Положения, бюро должно направить в Банк России новые сведения через личный кабинет не позднее двух рабочих дней со дня их изменения.
1.6. Предусмотренное пунктом 1.1 настоящего Положения взаимодействие организуется через личный кабинет или посредством направления сообщений по электронной почте, содержащих приложенный к ним файл и имеющих поле "Тема" (далее - электронные сообщения), в порядке, предусмотренном настоящей главой.
1.7. Бюро должно направлять электронные сообщения в Центральный каталог по адресу электронной почты bkickki@cbr.ru.
1.8. Центральный каталог должен направлять электронные сообщения в бюро по адресу электронной почты, с которого бюро направило электронное сообщение.
1.9. Электронное сообщение должно соответствовать техническим требованиям, размещенным на сайте Банка России в сети "Интернет" (далее - технические требования).
1.10. Бюро и Центральный каталог должны защищать передаваемый по электронной почте файл с использованием средств криптографической защиты информации согласно техническим требованиям.
1.11. Бюро и Центральный каталог должны подписывать файл усиленной неквалифицированной электронной подписью.
1.12. Для проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи бюро или Центральный каталог должны с использованием средств криптографической защиты информации провести автоматическую проверку:
принадлежности усиленной неквалифицированной электронной подписи отправителю файла;
отсутствия изменения файла после его подписания.
1.13. Центральный каталог должен провести проверки доставленного электронного сообщения в соответствии с перечнем проверок электронного сообщения, предусмотренным приложением 1 к настоящему Положению (далее - проверки).
Центральный каталог должен провести проверки в той последовательности, в какой они указаны в приложении 1 к настоящему Положению.
1.14. Не прошедшее проверки электронное сообщение не признается представленным в Центральный каталог.
1.15. Центральный каталог должен провести обработку прошедшего проверки электронного сообщения в соответствии с техническими требованиями (далее - обработка).
1.16. По окончании проверок и обработки электронного сообщения бюро извещается Центральным каталогом об обработке или о невозможности обработки электронного сообщения (далее - извещение о результатах обработки), за исключением случая, если электронное сообщение не прошло проверку, предусмотренную пунктом 1 приложения 1 к настоящему Положению.
1.17. Извещение о результатах обработки должно включать в себя сведения, предусмотренные пунктом 1 приложения 2 к настоящему Положению.
1.18. Проверки, обработка и направление бюро извещения о результатах обработки осуществляется Центральным каталогом не позднее двух рабочих дней со дня доставки в Центральный каталог электронного сообщения.
1.19. В случае если бюро не получило извещение о результатах обработки в указанный в пункте 1.18 настоящего Положения срок, бюро должно направить электронное сообщение в Центральный каталог повторно.
1.20. В случае если Центральный каталог известил бюро о невозможности обработки электронного сообщения, бюро перед повторным направлением электронного сообщения должно устранить причину невозможности обработки Центральным каталогом электронного сообщения, указанную в извещении о результатах обработки (далее - причина ошибки).
1.21. Бюро должно уведомить Банк России о наступлении любого из следующих обстоятельств:
бюро не может устранить причину ошибки;
в указанный в пункте 1.18 настоящего Положения срок бюро не получило извещение о результатах обработки после повторного направления электронного сообщения в Центральный каталог.
1.22. Уведомление о невозможности устранить причину ошибки либо о неполучении извещения о результатах обработки (далее - уведомление о проблеме) должно содержать сведения, предусмотренные пунктом 3 приложения 2 к настоящему Положению.
1.23. Бюро должно направить уведомление о проблеме через личный кабинет не позднее рабочего дня, следующего за днем наступления любого из обстоятельств, указанных в пункте 1.21 настоящего Положения.
1.24. Одно уведомление о проблеме может содержать сведения в отношении нескольких электронных сообщений. В этом случае сведения, предусмотренные пунктом 3 приложения 2 к настоящему Положению, должны быть указаны бюро в уведомлении о проблеме отдельно для каждого электронного сообщения.
2.1. Бюро должно передавать в Центральный каталог следующую информацию о субъектах кредитных историй (далее - субъекты):
титульную часть каждой хранящейся в бюро кредитной истории (далее - титульная часть) субъекта и изменения в титульную часть;
сведения об аннулировании титульной части;
код субъекта, порядок формирования, замены и аннулирования которого определяется в соответствии с частью 4_3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.44; 2020, N 31, ст.5061) (далее - Федеральный закон "О кредитных историях"), и сведения об аннулировании кода субъекта.
2.2. Бюро должно передавать информацию о субъектах, предусмотренную пунктом 2.1 настоящего Положения (далее - информация о субъектах), электронным сообщением.
2.3. Бюро должно включать информацию о субъектах в приложенный к электронному сообщению файл.
Изменения информации о субъектах должны включаться бюро в отдельный файл для каждого события, сведения о котором входят в состав кредитной истории в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.44; 2021, N 27, ст.5187) (далее - событие).
2.4. Каждой титульной части, коду субъекта и сведениям об их аннулировании бюро должно присваивать следующий код операции:
1 - передача титульной части, относящейся к лицу, сведений о котором нет в Центральном каталоге, либо передача кода субъекта;
2 - изменение титульной части или кода субъекта, кроме исправления ошибки в информации о субъекте;
3 - исправление ошибки в информации о субъекте;
4 - сведения об аннулировании титульной части, переданной бюро в Центральный каталог, или кода субъекта.
2.5. При изменении, аннулировании или исправлении ошибки в информации о субъекте бюро должно включить в передаваемый в Центральный каталог файл изменяемую (аннулируемую, исправляемую) информацию о субъекте.
2.6. Информация о субъекте должна передаваться бюро в Центральный каталог согласно хронологическому порядку событий, вследствие которых она сформирована.
2.7. В соответствии с частями 1 и 1_1 статьи 10 Федерального закона "О кредитных историях" бюро должно передавать в Центральный каталог информацию о субъекте не позднее двух рабочих дней со дня ее формирования, изменения или аннулирования.
2.8. При передаче сведений об аннулировании титульной части файл должен содержать:
отметку об аннулировании титульной части с указанием кода операции "4";
титульную часть в полном объеме;
основание аннулирования титульной части согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.44; 2020, N 31, ст.5061).
2.9. В случае направления бюро в Центральный каталог электронного сообщения, содержащего сведения об аннулировании титульной части, извещение о результатах обработки должно содержать сведения, предусмотренные абзацами вторым - четвертым пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению.
2.10. В случае выявления бюро ошибки в направленной в Центральный каталог информации о субъектах бюро должно не позднее пяти рабочих дней со дня выявления ошибки передать в Центральный каталог достоверную информацию о субъектах.
В случае выявления бюро ошибки в части несоответствий направленной в Центральный каталог титульной части субъекта - физического лица устранение несоответствий осуществляется бюро в порядке, установленном главой 3 настоящего Положения.
В случае выявления бюро ошибки в части несоответствий направленной в Центральный каталог титульной части субъекта - юридического лица устранение несоответствий осуществляется бюро в порядке, аналогичном порядку устранения несоответствий в титульных частях субъекта - физического лица.
3.1. Несоответствия в направленной бюро в Банк России информации по несуществующим или неверно идентифицированным физическим лицам (далее - несоответствия в направленной бюро в Банк России информации) могут быть выявлены бюро либо Банком России.
3.2. Для выявления несоответствий в направленной бюро в Банк России информации бюро проводит одну из следующих проверок:
выборочную проверку в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения;
сплошную проверку в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Положения.
3.3. Выборочная проверка проводится бюро с соблюдением следующих требований.
3.3.1. Бюро должно направлять в Банк России запрос о выборочной проверке отдельных титульных частей субъектов - физических лиц с указанием показателей, предусмотренных пунктом 4 приложения 2 настоящего Положения (далее - ключевые показатели).
3.3.2. Бюро должно направлять в Банк России запросы о выборочной проверке в количестве, не превышающем количество запросов, установленное в технических требованиях.
3.3.3. Бюро должно направлять запрос о выборочной проверке электронным сообщением.
3.3.4. Банк России не позднее двух рабочих дней со дня получения запроса о выборочной проверке должен направить электронным сообщением в бюро следующую информацию:
ключевые показатели, указанные в запросе о выборочной проверке;
титульную часть субъекта - физического лица из Центрального каталога, которая соответствует запросу о выборочной проверке;
сведения о дате получения Банком России запроса о выборочной проверке и значении поля "Тема" для указанного запроса.
В случае если в Центральном каталоге имеется несколько соответствующих запросу о выборочной проверке титульных частей субъекта - физического лица, Банк России должен передать бюро все титульные части указанного субъекта - физического лица.
3.3.5. Полученную от Банка России в соответствии с подпунктом 3.3.4 настоящего пункта титульную часть субъекта - физического лица бюро должно сверить с титульными частями субъектов - физических лиц, которые хранятся в указанном бюро (далее - выборочная сверка).