ПРИКАЗ
от 11 августа 2021 года N 543
____________________________________________________________________
Не действует с 31 декабря 2022 года -
см. пункт 2 настоящего документа
____________________________________________________________________
В соответствии с абзацем четвертым подпункта "в" пункта 6 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 50, ст.8240),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые критерии и порядок проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды.
2. Настоящий приказ действует до 31 декабря 2022 года.
Министр
С.С.Кравцов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 января 2022 года,
регистрационный N 67031
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 11 августа 2021 года N 543
Критерии и порядок проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды
1. Организационно-техническое и экспертно-аналитическое обеспечение проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов (далее - ЦОК и ОС), возлагается на федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" (далее - оператор экспертизы).
2. Контактная информация оператора экспертизы размещается на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
3. Поставщик цифрового образовательного контента и образовательных сервисов (далее - поставщик ЦОК и ОС) направляет заявление о проведении экспертизы ЦОК и ОС, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящим Критериям и порядку, в рамках цифровой образовательной среды (далее - заявка) с приложением к заявке:
ЦОК и ОС (в виде ссылок на сайты в сети "Интернет" с предоставлением доступа к ЦОК и ОС);
инструкции по использованию ЦОК и ОС;
методического пособия для педагогического работника, содержащего материалы по методике использования ЦОК и ОС.
4. Прием заявок на проведение экспертизы ЦОК и ОС осуществляется по адресу электронной почты Министерства просвещения Российской Федерации, указанному на официальном сайте в сети "Интернет".
5. Министерство просвещения Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки осуществляет проверку заявки на соответствие следующим критериям:
5.1. Комплектность заявки.
5.2. Наличие недостоверной информации, изложенной в заявке.
6. Министерство просвещения Российской Федерации по результатам проверки заявки на соответствие критериям, указанным в пункте 5 настоящих Критериев и порядка:
6.1. В случае соответствия заявки критериям направляет заявку оператору экспертизы в срок, указанный в пункте 5 настоящих Критериев и порядка.
6.2. В случае несоответствия заявки критериям уведомляет заявителя об отказе в приемке заявки с указанием конкретных причин в срок, указанный в пункте 5 настоящих Критериев и порядка.
7. Предметом экспертизы ЦОК и ОС является оценка их соответствия критериям проведения экспертизы ЦОК и ОС, предусмотренным пунктом 8 настоящих Критериев и порядка, требованиям к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц ЦОК, к ОС, а также требованиям к поставщикам ЦОК и ОС и порядку предоставления ЦОК и ОС.
________________
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 августа 2021 г. N 545 "Об утверждении требований к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2021 г., регистрационный номер 66294).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 августа 2021 г. N 544 "Об утверждении требований к поставщикам контента и образовательных сервисов и порядка предоставления цифрового образовательного контента и образовательных сервисов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2022, регистрационный N 67030).
8. Оператор экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки проводит экспертизу ЦОК и ОС с привлечением экспертов на соответствие следующим критериям:
8.1. Соответствие ЦОК федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
________________
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993), от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37714) и от 31 декабря 2015 г. N 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936), и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828); федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915) и от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937), и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828); федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532) и приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749) и от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64100), федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35847).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850).
8.2. Соответствие ЦОК примерной основной образовательной программе соответствующего уровня общего образования, в том числе примерной адаптированной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
8.3. Соответствие ЦОК предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).
8.4. Правильность отображения государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в ЦОК и ОС (при проведении экспертизы ЦОК и ОС, содержащих картографический материал).
________________
Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст.5718; 2016, N 1, ст.51).
8.5. Обеспечение соответствия содержания ЦОК требованиям по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах соответствующего уровня образования.
8.6. Отсутствие в ЦОК и ОС ошибок, опечаток, соответствие текста ЦОК и ОС нормам и правилам русского языка, отсутствие в ЦОК и ОС ненормативной лексики.
8.7. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), противоречащих(-ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(-ей) противоправное поведение.
8.8. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), направленных(-ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.
8.9. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), побуждающих(-ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).
8.10. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), побуждающих(-ей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.
8.11. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), побуждающих(-ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.
8.12. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), обосновывающих(-ей) или оправдывающих(-ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(-ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.
8.13. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), направленных(-ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма.
8.14. Отсутствие в ЦОК и ОС информации, отрицающей традиционные семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
8.15. Достоверность в содержании ЦОК научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.
8.16. Использование в содержании ЦОК понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.
8.17. Отсутствие в содержании ЦОК недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.
8.18. Отсутствие в содержании ЦОК фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.
8.19. Отсутствие в ЦОК и ОС рекламы и иных сведений (информации), направленных на продажу товаров и (или) услуг (за исключением социальной рекламы).
8.20. Наличие в ЦОК сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости).
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст.6887, 2021, N 12, ст.1982.
8.21. Отражение в ЦОК вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).
8.22. Направленность содержания ЦОК на формирование у учащихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.
8.23. Структурированность, логичность и последовательность содержания ЦОК и структуры ОС в изложении предметного материала.
8.24. Обеспечение возможности использования ОС при организации групповой деятельности учащихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.
8.25. Изложение материалов ЦОК и ОС с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития учащихся.
8.26. Обеспечение соответствия особым образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, в том числе в части формирования и развития жизненной компетенции (для ЦОК и ОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - специальные ЦОК и ОС).