Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 28 июня 2021 года N 535
Об утверждении Положения по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах
В целях организации работ по созданию, развитию, внедрению, эксплуатации, сопровождению и выводу из эксплуатации информационно-программных средств
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах (далее - Положение).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, руководителям учреждений, находящихся в ведении ФТС России, обеспечить выполнение Положения.
3. Признать утратившими силу:
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Терещенко Д.В.
Руководитель
В.И.Булавин
УТВЕРЖДЕНО
приказом ФТС России
от 28 июня 2021 года N 535
Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах
1. Настоящее Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах (далее - Положение) разработано в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3448; 2021, N 11, ст.1708) и постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст.4241; 2020, N 42, ст.6615) и устанавливает единый подход для структурных подразделений ФТС России, таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) и учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждения ФТС России), в вопросах создания, внедрения, развития, эксплуатации, сопровождения и вывода из эксплуатации информационно-программных средств (далее - ИПС), предназначенных для реализации информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в составе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО), а также в других информационных системах таможенных органов.
2. Положение предназначено для использования должностными лицами и работниками структурных подразделений ФТС России, таможенных органов, учреждений ФТС России, участвующих в решении вопросов создания, внедрения, эксплуатации, развития и (или) сопровождения ИПС, развития ИКТ.
3. Положение определяет:
содержание и организацию основных процессов жизненного цикла (далее - ЖЦ) ИПС;
участников ЖЦ ИПС и их основные функции (приложение N 1 к Положению);
типовое описание содержания заявок на создание и развитие ИПС (приложение N 2 к Положению);
проведение испытаний ИПС (приложение N 3 к Положению).
4. При организации мероприятий по реализации процессов ЖЦ ИПС должностными лицами и работниками структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений ФТС России используется информационно-программное средство, обеспечивающее деятельность Фонда алгоритмов и программ ФТС России (далее - ФАП ФТС России).
5. ЖЦ ИПС состоит из совокупности взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния информационной системы от принятия решения о ее создании и до окончания ее эксплуатации (вывода из эксплуатации), включая хранение содержащейся в ее базах данных информации.
6. К основным процессам ЖЦ ИПС относятся:
создание ИПС;
ввод ИПС в эксплуатацию;
эксплуатация и сопровождение ИПС;
развитие ИПС;
вывод ИПС из эксплуатации (в том числе хранение содержащейся в его базах данных информации).
7. Участники ЖЦ ИПС и их основные функции приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
8. При реализации процессов ЖЦ ИПС до 1 апреля текущего года Главным управлением информационных технологий ФТС России формируется проект плана мероприятий на очередной календарный (финансовый) год и трехлетний плановый период по развитию и сопровождению ИПС, входящих в ЕАИС ТО (далее - План по развитию и сопровождению). После доведения лимитов бюджетных обязательств формируется уточненный План по развитию и сопровождению, который утверждается заместителем руководителя ФТС России, курирующим работу по развитию и использованию информационных систем и информационных технологий.
9. Главное управление информационных технологий ФТС России в течение 5 рабочих дней после утверждения Плана по развитию и сопровождению обеспечивает его доведение до структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений ФТС России.
10. Основаниями для организации работ по созданию ИПС являются:
международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в сфере таможенного дела;
решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) и Совета ЕЭК;
нормативные правовые акты Российской Федерации;
целевые программы развития таможенной службы Российской Федерации;
межведомственные соглашения ФТС России по вопросам сотрудничества и взаимодействия;
решения коллегии ФТС России, руководства ФТС России.
11. При наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящего Положения, структурное подразделение ФТС России формирует заявку на создание ИПС и направляет ее в Главное управление информационных технологий ФТС России.
Заявка формируется с учетом необходимости достижения показателей цифровой трансформации, предусмотренных мероприятиями ведомственной программы цифровой трансформации, утверждаемой приказом ФТС России.
Требования к содержанию заявки определены в приложении N 2 к настоящему Положению.
Формирование заявки осуществляется с использованием комплекса программных средств информационно-поисковой системы ФАП ФТС России в соответствии с технической и эксплуатационной документацией к нему.
При подготовке заявки на этапах ее создания, согласования и утверждения с использованием комплекса программных средств информационно-поисковой системы ФАП может быть установлен различный состав сведений для их указания.
12. Решение о целесообразности реализации заявки принимается на заседании Научно-технического совета при ФТС России (далее - НТС).
НТС вправе самостоятельно инициировать проведение работ по созданию ИПС.
13. Процесс создания ИПС начинается после заключения государственного контракта с исполнителем на выполнение опытно-конструкторской работы и включает следующие этапы:
подготовку и издание правового акта ФТС России об исполнении государственного контракта;
выполнение работ в соответствии с условиями государственного контракта;
проведение испытаний;
приемку работ, выполненных исполнителем.
14. Порядок проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ регламентируется отдельным правовым актом ФТС России.
15. Проведение испытаний ИПС осуществляется в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению.
16. Приемка результатов работ, выполненных по государственному контракту, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по результатам испытаний ИПС, проверки состава и содержания документов на ИПС, их соответствия требованиям технического задания.
17. Научно-техническая продукция, полученная в ходе научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, работ по развитию и сопровождению информационно-программных средств, выполняемых по заказу ФТС России за счет средств федерального бюджета, подлежит обязательной передаче в ФАП ФТС России.
18. Постановка ИПС на баланс производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
19. Основанием для ввода ИПС в эксплуатацию является правовой акт ФТС России о вводе ИПС в эксплуатацию, определяющий:
1) объекты для эксплуатации ИПС;
2) основные мероприятия по внедрению ИПС, срок выполнения, ответственных исполнителей;
3) дату начала эксплуатации ИПС;
4) задачи:
структурного подразделения ФТС России, ответственного за ИПС;
Главного управления информационных технологий ФТС России;
Центрального информационно-технического таможенного управления;
структурных подразделений ФТС России, таможенных органов, учреждений ФТС России.
20. Правовой акт ФТС России о вводе в эксплуатацию ИПС издается в сроки:
1) установленные решениями коллегии ФТС России, НТС ФТС России, поручениями руководства ФТС России или в иные сроки, согласованные с руководством ФТС России;
2) не позднее двух недель со дня приемки ИПС (включая документацию на ИПС), выполненных исполнителем опытно-конструкторских работ (далее - ОКР), если в соответствии с государственным контрактом на выполнение ОКР предусмотрено внедрение ИПС на объектах эксплуатации или объектах пилотной зоны;
3) не позднее трех недель со дня приемки ИПС (включая документацию на ИПС), выполненных исполнителем ОКР, если в соответствии с государственным контрактом на выполнение ОКР не предусмотрено внедрение ИПС на объектах эксплуатации и для внедрения ИПС не требуется проведение централизованной (децентрализованной) закупки и поставки на объекты эксплуатации средств вычислительной техники (далее - СВТ) и (или) других средств, необходимых для использования ИПС;
4) не позднее месяца после централизованной поставки или децентрализованной закупки и подготовки к эксплуатации СВТ и (или) других средств, необходимых для эксплуатации ИПС.
21. Срок начала эксплуатации ИПС не может быть ранее срока окончания последнего подготовительного мероприятия, предусмотренного правовым актом ФТС России о вводе ИПС в эксплуатацию.
22. Эксплуатация и сопровождение ИПС является процессом ЖЦ ИПС, который начинается с внедрения ИПС на объектах эксплуатации и завершается изданием правового акта ФТС России о выводе ИПС из эксплуатации.
23. Стадия эксплуатации ИПС предусматривает использование ИПС должностными лицами и работниками структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений ФТС России в своей деятельности (далее - пользователи ИПС).
Эксплуатация ИПС осуществляется в соответствии с рабочей и эксплуатационной документацией на ИПС.
________________
Оформление рабочей и эксплуатационной документации на ИПС осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению научно-технической продукции, разработанной в процессе создания, развития или сопровождения ИПС, и ее передаче в ФАП ФТС России, утвержденными Центральным информационно-техническим таможенным управлением
24. Эксплуатация может осуществляться на уровне Главного центра обработки данных ФТС России или на уровне информационно-вычислительной инфраструктуры соответствующих таможенных органов и учреждений ФТС России.