Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 28 июня 2021 года N 535

Об утверждении Положения по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах



В целях организации работ по созданию, развитию, внедрению, эксплуатации, сопровождению и выводу из эксплуатации информационно-программных средств

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах (далее - Положение).

2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, руководителям учреждений, находящихся в ведении ФТС России, обеспечить выполнение Положения.

3. Признать утратившими силу:

приказ ФТС России от 13 марта 2015 г. N 423 "Об утверждении Положения по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах";

приказ ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 13 марта 2015 г. N 423";

приказ ФТС России от 28 июля 2017 г. N 1238 "О внесении изменений в Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах, утвержденное приказом ФТС России от 13 марта 2015 г. N 423";

приказ ФТС России от 7 апреля 2020 г. N 361 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 13 марта 2015 г. N 423".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Терещенко Д.В.

Руководитель
В.И.Булавин



Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФТС России
от 28 июня 2021 года N 535



Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах

1. Общие положения

     

1. Настоящее Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах (далее - Положение) разработано в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3448; 2021, N 11, ст.1708) и постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст.4241; 2020, N 42, ст.6615) и устанавливает единый подход для структурных подразделений ФТС России, таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) и учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждения ФТС России), в вопросах создания, внедрения, развития, эксплуатации, сопровождения и вывода из эксплуатации информационно-программных средств (далее - ИПС), предназначенных для реализации информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в составе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО), а также в других информационных системах таможенных органов.

2. Положение предназначено для использования должностными лицами и работниками структурных подразделений ФТС России, таможенных органов, учреждений ФТС России, участвующих в решении вопросов создания, внедрения, эксплуатации, развития и (или) сопровождения ИПС, развития ИКТ.

3. Положение определяет:

содержание и организацию основных процессов жизненного цикла (далее - ЖЦ) ИПС;

участников ЖЦ ИПС и их основные функции (приложение N 1 к Положению);

типовое описание содержания заявок на создание и развитие ИПС (приложение N 2 к Положению);

проведение испытаний ИПС (приложение N 3 к Положению).

4. При организации мероприятий по реализации процессов ЖЦ ИПС должностными лицами и работниками структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений ФТС России используется информационно-программное средство, обеспечивающее деятельность Фонда алгоритмов и программ ФТС России (далее - ФАП ФТС России).

2. Основные процессы ЖЦ ИПС, их участники и организация работ по их реализации

     

5. ЖЦ ИПС состоит из совокупности взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния информационной системы от принятия решения о ее создании и до окончания ее эксплуатации (вывода из эксплуатации), включая хранение содержащейся в ее базах данных информации.

6. К основным процессам ЖЦ ИПС относятся:

создание ИПС;

ввод ИПС в эксплуатацию;

эксплуатация и сопровождение ИПС;

развитие ИПС;

вывод ИПС из эксплуатации (в том числе хранение содержащейся в его базах данных информации).

7. Участники ЖЦ ИПС и их основные функции приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.

8. При реализации процессов ЖЦ ИПС до 1 апреля текущего года Главным управлением информационных технологий ФТС России формируется проект плана мероприятий на очередной календарный (финансовый) год и трехлетний плановый период по развитию и сопровождению ИПС, входящих в ЕАИС ТО (далее - План по развитию и сопровождению). После доведения лимитов бюджетных обязательств формируется уточненный План по развитию и сопровождению, который утверждается заместителем руководителя ФТС России, курирующим работу по развитию и использованию информационных систем и информационных технологий.

9. Главное управление информационных технологий ФТС России в течение 5 рабочих дней после утверждения Плана по развитию и сопровождению обеспечивает его доведение до структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений ФТС России.

2.1. Создание ИПС

     

10. Основаниями для организации работ по созданию ИПС являются:

международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в сфере таможенного дела;

решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) и Совета ЕЭК;

нормативные правовые акты Российской Федерации;

целевые программы развития таможенной службы Российской Федерации;

межведомственные соглашения ФТС России по вопросам сотрудничества и взаимодействия;

решения коллегии ФТС России, руководства ФТС России.

11. При наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящего Положения, структурное подразделение ФТС России формирует заявку на создание ИПС и направляет ее в Главное управление информационных технологий ФТС России.

Заявка формируется с учетом необходимости достижения показателей цифровой трансформации, предусмотренных мероприятиями ведомственной программы цифровой трансформации, утверждаемой приказом ФТС России.

Требования к содержанию заявки определены в приложении N 2 к настоящему Положению.

Формирование заявки осуществляется с использованием комплекса программных средств информационно-поисковой системы ФАП ФТС России в соответствии с технической и эксплуатационной документацией к нему.

При подготовке заявки на этапах ее создания, согласования и утверждения с использованием комплекса программных средств информационно-поисковой системы ФАП может быть установлен различный состав сведений для их указания.

12. Решение о целесообразности реализации заявки принимается на заседании Научно-технического совета при ФТС России (далее - НТС).

НТС вправе самостоятельно инициировать проведение работ по созданию ИПС.

13. Процесс создания ИПС начинается после заключения государственного контракта с исполнителем на выполнение опытно-конструкторской работы и включает следующие этапы:

подготовку и издание правового акта ФТС России об исполнении государственного контракта;

выполнение работ в соответствии с условиями государственного контракта;

проведение испытаний;

приемку работ, выполненных исполнителем.

14. Порядок проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ регламентируется отдельным правовым актом ФТС России.

15. Проведение испытаний ИПС осуществляется в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению.

16. Приемка результатов работ, выполненных по государственному контракту, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по результатам испытаний ИПС, проверки состава и содержания документов на ИПС, их соответствия требованиям технического задания.

17. Научно-техническая продукция, полученная в ходе научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, работ по развитию и сопровождению информационно-программных средств, выполняемых по заказу ФТС России за счет средств федерального бюджета, подлежит обязательной передаче в ФАП ФТС России.

18. Постановка ИПС на баланс производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

2.2. Ввод ИПС в эксплуатацию

     

19. Основанием для ввода ИПС в эксплуатацию является правовой акт ФТС России о вводе ИПС в эксплуатацию, определяющий:

1) объекты для эксплуатации ИПС;

2) основные мероприятия по внедрению ИПС, срок выполнения, ответственных исполнителей;

3) дату начала эксплуатации ИПС;

4) задачи:

структурного подразделения ФТС России, ответственного за ИПС;

Главного управления информационных технологий ФТС России;

Центрального информационно-технического таможенного управления;

структурных подразделений ФТС России, таможенных органов, учреждений ФТС России.

20. Правовой акт ФТС России о вводе в эксплуатацию ИПС издается в сроки:

1) установленные решениями коллегии ФТС России, НТС ФТС России, поручениями руководства ФТС России или в иные сроки, согласованные с руководством ФТС России;

2) не позднее двух недель со дня приемки ИПС (включая документацию на ИПС), выполненных исполнителем опытно-конструкторских работ (далее - ОКР), если в соответствии с государственным контрактом на выполнение ОКР предусмотрено внедрение ИПС на объектах эксплуатации или объектах пилотной зоны;

3) не позднее трех недель со дня приемки ИПС (включая документацию на ИПС), выполненных исполнителем ОКР, если в соответствии с государственным контрактом на выполнение ОКР не предусмотрено внедрение ИПС на объектах эксплуатации и для внедрения ИПС не требуется проведение централизованной (децентрализованной) закупки и поставки на объекты эксплуатации средств вычислительной техники (далее - СВТ) и (или) других средств, необходимых для использования ИПС;

4) не позднее месяца после централизованной поставки или децентрализованной закупки и подготовки к эксплуатации СВТ и (или) других средств, необходимых для эксплуатации ИПС.

21. Срок начала эксплуатации ИПС не может быть ранее срока окончания последнего подготовительного мероприятия, предусмотренного правовым актом ФТС России о вводе ИПС в эксплуатацию.

2.3. Эксплуатация и сопровождение ИПС

     

22. Эксплуатация и сопровождение ИПС является процессом ЖЦ ИПС, который начинается с внедрения ИПС на объектах эксплуатации и завершается изданием правового акта ФТС России о выводе ИПС из эксплуатации.

23. Стадия эксплуатации ИПС предусматривает использование ИПС должностными лицами и работниками структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений ФТС России в своей деятельности (далее - пользователи ИПС).

Эксплуатация ИПС осуществляется в соответствии с рабочей и эксплуатационной документацией на ИПС.

________________

Оформление рабочей и эксплуатационной документации на ИПС осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению научно-технической продукции, разработанной в процессе создания, развития или сопровождения ИПС, и ее передаче в ФАП ФТС России, утвержденными Центральным информационно-техническим таможенным управлением

24. Эксплуатация может осуществляться на уровне Главного центра обработки данных ФТС России или на уровне информационно-вычислительной инфраструктуры соответствующих таможенных органов и учреждений ФТС России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»