Не вступил в силу
Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2021 года N 1188

Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами



В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

2. Установить, что правила внутреннего контроля, действующие до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, в соответствие с требованиями, утверждаемыми настоящим постановлением, в течение 1 месяца со дня вступления в силу настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 2021 года N 1188



Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами



1. Настоящий документ определяет требования, предъявляемые при разработке адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациям и индивидуальными аудиторами, указанными в статье 7_1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - правила внутреннего контроля).

Для целей настоящего документа в отношении лиц, указанных в пункте 1 статьи 7_1 Федерального закона, используются термины "лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги", "организации, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги", "индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги".

2. Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, разрабатывают и реализуют правила внутреннего контроля в случае осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, установленных пунктом 1 статьи 7_1 Федерального закона.

3. Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждаются непосредственно адвокатом, нотариусом, руководителем организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, до начала осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, установленных пунктом 1 статьи 7_1 Федерального закона, а также руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором до начала оказания аудиторских услуг.

В случае подготовки или осуществления аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 1 статьи 7_1 Федерального закона, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы разрабатывают и утверждают единые правила внутреннего контроля с отражением в них особенностей осуществления внутреннего контроля для каждого вида осуществляемой деятельности.

Правила внутреннего контроля должны приводиться адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения не позднее 1 месяца со дня вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами, непосредственно относящимися к указанным лицам и влияющими на исполнение ими требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции правил внутреннего контроля.

4. Контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации обеспечивают:

непосредственно адвокаты, нотариусы;

руководители организаций, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги;

индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;

руководители аудиторских организаций;

индивидуальные аудиторы.

5. Правила внутреннего контроля являются документом, который оформляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью адвоката, нотариуса, руководителя организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуального предпринимателя, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора, регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и устанавливает порядок и сроки осуществления действий адвокатов, нотариусов, организаций, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, сотрудников таких организаций, индивидуальных предпринимателей и индивидуальных аудиторов при реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

6. Адвокаты, нотариусы, организации, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы вправе хранить правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, и в виде электронного образа документа. Правила внутреннего контроля на бумажном носителе заверяются подписью адвоката, нотариуса, руководителя организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора или уполномоченными лицами организации, индивидуального предпринимателя, индивидуального аудитора.

7. Правила внутреннего контроля должны содержать следующие обязательные программы:

а) программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля (далее - программа организации системы внутреннего контроля);

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее - программа идентификации);

в) программа изучения клиента;

г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее соответственно - риск, программа оценки и управления рисками);

д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - программа выявления операций);

е) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - программа замораживания (блокирования);

ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

з) программа проверки системы внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - программа хранения информации).

8. Программа организации системы внутреннего контроля включает:

а) порядок назначения специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля. Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, может быть назначено физическое лицо, являющееся сотрудником на основании трудового договора с адвокатом, нотариусом, организацией, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором и соответствующее квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Адвокаты, нотариусы, индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальные аудиторы вправе назначить себя специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в случае соответствия квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

б) порядок возложения обязанностей специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, на период его отсутствия (отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка). Лицо, на которое возлагаются обязанности специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля на период его отсутствия, должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

в) полномочия и обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;

г) полномочия и обязанности структурного подразделения, выполняющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (при наличии). Решение о создании структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения принимается лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациям самостоятельно исходя из особенностей структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) рисков совершения их клиентами сделок или финансовых операций, направленных на отмывание доходов и финансирование терроризма;

д) описание системы внутреннего контроля лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

е) порядок внесения изменений в правила внутреннего контроля.

9. Программа идентификации включает:

а) установление в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, определенных статьей 7 Федерального закона, и подтверждение достоверности этих сведений до приема на обслуживание клиента;

б) порядок принятия мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, и подтверждения достоверности полученных сведений;

в) проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений:

в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

в решениях о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, вынесенных межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма;

г) определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (далее - российские публичные должностные лица);

д) порядок выявления находящихся на обслуживании супругов, близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных), иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц;

е) оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, в соответствии с программой оценки и управления рисками.

10. В программе идентификации определяются порядок и способ документального фиксирования сведений (информации), получаемых адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

11. Программа изучения клиента предусматривает проведение мероприятий, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1_1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона. При этом под определением деловой репутации клиента, предусмотренной указанным подпунктом, понимается его оценка, основывающаяся на общедоступной информации.

12. В программе изучения клиента определяются способы и формы документального фиксирования сведений (информации), получаемых адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в результате изучения клиента.

13. Программа оценки и управления рисками включает:

а) методику оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска до приема на обслуживание;

б) порядок и сроки пересмотра присвоенной клиенту степени (уровня) риска в ходе его обслуживания в случае, если такой клиент принят на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений;

в) порядок применения в отношении клиента мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, с учетом присвоенной ему степени (уровня) риска;

г) порядок управления рисками;

д) порядок документального фиксирования результатов оценки и управления рисками.

14. Оценка рисков осуществляется как до приема на обслуживание клиента, так и в ходе обслуживания клиента.

15. Оценка рисков клиента осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков:

а) риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями;

б) риски, связанные с клиентами;

в) риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом.

16. Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать дополнительные категории рисков.

17. При оценке рисков проводится классификация клиентов по следующим степеням (уровням) риска:

а) высокий риск;

б) средний риск;

в) низкий риск.