ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2021 года N 1085

О федеральном государственном энергетическом надзоре



В соответствии со статьей 29_1 Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьей 4_1 Федерального закона "О теплоснабжении" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре.

2. Признать утратившими силу:

Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст.4119);

постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. N 701 "О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 31, ст.5019);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. N 32 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 4, ст.676);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. N 930 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 33, ст.5191);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 1445 "О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 50, ст.7760);

пункт 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 г. N 152 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст.780);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2217 "О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 52, ст.8892).

3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках федерального государственного энергетического надзора, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного энергетического надзора в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением пунктов 38-48 Положения, утвержденного настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 марта 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1085

     

Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре



1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора (далее - государственный надзор), за исключением государственного надзора, осуществляемого на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации.

2. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (далее - орган государственного надзора).

3. Предметом государственного надзора в сфере электроэнергетики является:

а) соблюдение субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, деятельность которых связана с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения, следующих обязательных требований:

требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при организации и осуществлении эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии и осуществлении функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, связанных с планированием и производством переключений на объектах электроэнергетики и в энергопринимающих установках потребителей электрической энергии, управлением электроэнергетическим режимом энергосистемы, предотвращением и ликвидацией аварийных электроэнергетических режимов, а также требований к подготовке и подтверждению готовности работников к работе в сфере электроэнергетики;

требований к безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, установленных правилами по охране труда;

требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

б) соблюдение субъектами электроэнергетики, осуществляющими эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения и правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", а также правил по охране труда применительно к объектам теплоснабжения;

в) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

4. Предметом государственного надзора в сфере теплоснабжения является:

а) соблюдение теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями обязательных требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также правилами по охране труда применительно к объектам теплоснабжения;

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

5. Объектами государственного надзора являются:

деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферах электроэнергетики и теплоснабжения;

продукция, машины, оборудование и (или) устройства, применяемые при осуществлении видов деятельности в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, работы и услуги, осуществляемые на объектах электроэнергетики и теплоснабжения;

здания, сооружения объектов электроэнергетики и теплоснабжения.

При осуществлении государственного надзора проводится оценка соблюдения обязательных требований, установленных:

статьями 5, 7, 8, 12 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011);

статьями 36 и 38-40 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

6. В отношении источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, государственный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

7. В отношении объектов теплоснабжения, являющихся опасными производственными объектами I, II, III классов опасности, плановые контрольные (надзорные) мероприятия по соблюдению требований безопасности в сфере теплоснабжения проводятся при осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности.

8. Государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.

9. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются:

а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

б) заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

е) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

и) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора.

10. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

выездная проверка;

документарная проверка.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

11. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

экспертиза;

эксперимент.

12. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

13. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, применяются положения, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

14. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении проверок имеют право:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о проведении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные в том числе в границах охранных зон объектов электроэнергетики, а также территории, здания, помещения, сооружения объектов теплоснабжения теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.

15. При осуществлении государственного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережений.

16. В случае необходимости проведения экспертной оценки технического состояния объектов электроэнергетики, оборудования и устройств при проведении органом государственного надзора контрольного (надзорного) мероприятия приостановление эксплуатации и ввод в работу указанных объектов, оборудования и устройств осуществляются с соблюдением требований Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике", Правил вывода объекта электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86 "Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»