ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 года N 1080
О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
(с изменениями на 3 мая 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2024 года N 566 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2024, № 0001202405080020) (вступило в силу с 1 сентября 2024 года).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст.6246);
постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2014 г. N 837 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 35, ст.4758);
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. N 930 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 33, ст.5191).
3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
(с изменениями на 3 мая 2024 года)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (далее - государственный надзор).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2024 года N 566. - См. предыдущую редакцию)
2. Государственный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.
3. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных статьями 36, 38-40 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в части зданий и сооружений гидротехнических сооружений (далее - обязательные требования).
4. Государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления постоянного государственного контроля (надзора) и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.
5. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются:
а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
б) заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
е) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
ж) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
и) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора.
6. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора применяется система оценки и управления рисками с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
9. Гидротехнические сооружения в целях организации и осуществления государственного надзора подразделяются на классы в зависимости от класса ответственности гидротехнического сооружения, вероятного вреда при аварии гидротехнического сооружения и уровня безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с критериями классификации, установленными Правилами формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2024 года N 566. - См. предыдущую редакцию)
10. Присвоение класса гидротехническому сооружению, его изменение осуществляются при внесении сведений о гидротехническом сооружении (и (или) их обновлении) в Российский регистр гидротехнических сооружений после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
Учет гидротехнических сооружений осуществляется в Российском регистре гидротехнических сооружений в соответствии с Правилами формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений".
11. В зависимости от класса эксплуатируемого гидротехнического сооружения проведение плановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении гидротехнических сооружений I или II класса - не чаще одного раза в год;
в отношении гидротехнических сооружений III класса - не чаще одного раза в 3 года.
В отношении гидротехнических сооружений IV класса плановые проверки не проводятся.
12. В случае соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, критериям оценки добросовестности, указанным в пункте 49 настоящего Положения, устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:
а) в отношении гидротехнических сооружений I или II класса - не чаще одного раза в 2 года;
б) в отношении гидротехнических сооружений III класса - не чаще одного раза в 4 года.
13. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка;
документарная проверка.
14. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного надзора, являются:
руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
руководители, заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках государственного надзора осуществляются только в виде выездных проверок.
16. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка.
17. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
18. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
19. При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, доказательств нарушения обязательных требований при проведении выездных и документарных проверок принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки самостоятельно.
При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
20. При осуществлении в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы гидротехнических сооружений Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, проводящие контрольное (надзорное) мероприятие, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту экспертизы и необходимые условия для исследования.
21. Индивидуальный предприниматель, в отношении которого назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (под обстоятельством непреодолимой силы понимаются обстоятельства, определяемые в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затронули реализацию проведения указанного мероприятия), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.