ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 года N 1015
О федеральном государственном пробирном надзоре
(с изменениями на 1 декабря 2021 года)
(редакция, действующая с 1 марта 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 года N 1488 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.09.2021, N 0001202109060014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2154 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.12.2021, N 0001202112030040) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2154).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статьей 26_1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о федеральном государственном пробирном надзоре;
2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной пробирной палатой (ее территориальными органами) в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной пробирной палаты (ее территориальных органов), а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной пробирной палате (ее территориальным органам) в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Положение о федеральном государственном пробирном надзоре
(с изменениями на 1 декабря 2021 года)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного пробирного надзора.
2. Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Постоянный государственный контроль (надзор) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, осуществляется государственным учреждением, осуществляющим функции в сфере использования и обращения драгоценных камней, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
3. Предметом федерального государственного пробирного надзора является соблюдение:
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение, установленных Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использования и обращения драгоценных камней;
организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, лицензионных требований к указанным видам деятельности, установленных Положением о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) и Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями".
4. Учет объектов федерального государственного пробирного надзора - деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - объекты надзора, контролируемые лица), осуществляется посредством включения в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
При осуществлении федерального государственного пробирного надзора устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в отношении аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
5. Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется Федеральной пробирной палатой в соответствии с разделом II настоящего Положения.
Оценка результативности и эффективности деятельности Федеральной пробирной палаты по осуществлению федерального государственного пробирного надзора осуществляется на основе ключевых и индикативных показателей результативности и эффективности федерального государственного пробирного надзора.
Ключевой показатель федерального государственного пробирного надзора и его целевое значение представлены в приложении N 1_1.
Индикативные показатели федерального государственного пробирного надзора утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Постоянный государственный контроль (надзор) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, осуществляется федеральным казенным учреждением "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - Гохран России) в соответствии с разделом III настоящего Положения.
Оценка результативности и эффективности деятельности Гохрана России по осуществлению постоянного государственного контроля (надзора) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, осуществляется на основе ключевых и индикативных показателей результативности и эффективности постоянного государственного контроля (надзора) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней.
Ключевой показатель постоянного государственного контроля (надзора) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, и его целевые значения представлены в приложении N 6.
Индикативные показатели постоянного государственного контроля (надзора) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2154. - См. предыдущую редакцию)
6. Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется в том числе с применением государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК).
7. Федеральная пробирная палата осуществляет федеральный государственный пробирный надзор с применением критериев отнесения объектов надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее - критерии).
В целях осуществления федерального государственного пробирного надзора устанавливаются следующие категории риска:
чрезвычайно высокий риск;
высокий риск;
средний риск;
низкий риск.
8. Отнесение объектов надзора к категории риска приведено в приложении N 1.
При наличии сведений о реализации контролируемым лицом, отнесенным к категории высокого или среднего риска, мероприятий по исключению применения к деятельности таких лиц критериев риска, соответствующих категориям высокого или среднего риска, деятельность такого лица подлежит отнесению к категории низкого риска.
При предоставлении контролируемым лицом доступа Федеральной пробирной палаты к своим информационным ресурсам деятельность такого лица подлежит отнесению к категории низкого риска.
В случае если объект надзора не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
9. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту надзора категории риска, осуществляется на основании данных, имеющихся в распоряжении Федеральной пробирной палаты, а также с применением ГИИС ДМДК и утверждается соответствующим решением уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной пробирной палаты по согласованию с должностным лицом Федеральной пробирной палаты (далее - решение об отнесении к категории риска).
В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней в районах деятельности нескольких территориальных органов Федеральной пробирной палаты, отнесение объектов надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту надзора категории риска, осуществляется соответствующим решением уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной пробирной палаты по месту государственной регистрации контролируемого лица по согласованию с должностным лицом Федеральной пробирной палаты.
10. До принятия решения об отнесении к одной из категорий риска объект надзора считается отнесенным к категории низкого риска.
11. Проведение уполномоченными должностными лицами территориальных органов Федеральной пробирной палаты плановых мероприятий по контролю в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого уровня риска инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка - 2 раза в год;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2154. - См. предыдущую редакцию)
для категории высокого уровня риска инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка - 1 раз в 2 года;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2154. - См. предыдущую редакцию)
для категории среднего уровня риска инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка - 1 раз в 3 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2154. - См. предыдущую редакцию)
В отношении деятельности контролируемых лиц, которая отнесена к категории низкого риска, плановые мероприятия по контролю не проводятся.
12. Территориальные органы Федеральной пробирной палаты ведут перечень контролируемых лиц, который содержит следующую информацию:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
номер специального учета;
основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;
указание на категорию риска деятельности контролируемого лица, дата принятия решения об отнесении к категории риска деятельности контролируемого лица.
13. Федеральная пробирная палата размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и поддерживает в актуальном состоянии следующую информацию из перечня контролируемых лиц с распределением их по районам деятельности территориальных органов Федеральной пробирной палаты:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
номер специального учета;
основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;
указание на категорию риска деятельности контролируемого лица, дата принятия решения об отнесении к категории риска контролируемого лица.
14. По запросу контролируемого лица, деятельности которого присвоена определенная категория риска, территориальный орган Федеральной пробирной палаты предоставляет контролируемому лицу информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска.
15. Контролируемое лицо вправе подать в территориальный орган Федеральной пробирной палаты заявление об изменении присвоенной ранее категории риска при изменении критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска.
16. Федеральная пробирная палата ежегодно утверждает программу профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - программа профилактики нарушений обязательных требований) в сфере федерального государственного пробирного надзора, которая размещается на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети "Интернет".
17. При утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований Федеральная пробирная палата учитывает категории риска, к которым отнесена деятельность контролируемых лиц.
Федеральная пробирная палата может проводить следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;