ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2021 года N 1009


Об утверждении Положения о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре)*

(с изменениями на 23 декабря 2021 года)

(редакция, действующая с 1 марта 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2021, N 0001202112280002) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию.



Правительство Российской Федерации

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию)

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральным казначейством (его территориальными органами) в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федерального казначейства (его территориальных органов) и бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному казначейству (его территориальным органам) в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Пункт утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 года N 1009

Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре)*

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию.



1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора) (далее - государственный контроль), по вопросам, предусмотренным частью 5 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию)

2. Государственный контроль осуществляет Федеральное казначейство и его территориальные органы.

3. Предметом государственного контроля является соблюдение аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее - аудиторская организация), требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - обязательные требования), а также исполнение решений Федерального казначейства (его территориальных органов) о применении мер воздействия, принимаемых по результатам государственного контроля.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию)

4. Должностными лицами Федерального казначейства (его территориальных органов), уполномоченными на принятие решения об осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориальных органов).

5. Должностными лицами Федерального казначейства (его территориальных органов), уполномоченными на осуществление государственного контроля, являются руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориальных органов), федеральные государственные гражданские служащие, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному контролю.

6. Объектом государственного контроля является деятельность, действия (бездействие) аудиторской организации по оказанию аудиторских и иных услуг, при осуществлении которых должны соблюдаться обязательные требования.

7. Учет объектов контроля осуществляется Федеральным казначейством на основании сведений из реестра аудиторских организаций, предусмотренного частью 2 статьи 5_1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию)

8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля объекты контроля относятся к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):

чрезвычайно высокий риск;

высокий риск;

средний риск;

низкий риск.

9. Критерием отнесения объекта контроля к определенной категории риска является общественная значимость организаций, которым аудиторская организация оказывала (оказывает) услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - аудируемые лица).

Отнесение объекта контроля к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба), в том числе изменение категории риска, к которой отнесен объект контроля, осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства согласно приложению N 1.

10. Федеральное казначейство изменяет категорию риска, к которой отнесен объект контроля в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению, при наличии хотя бы одного имевшегося в деятельности аудиторской организации и свидетельствующего о возможном несоблюдении ею обязательных требований негативного события, указанного в приложении N 2.

11. Федеральное казначейство не изменяет категорию риска, к которой отнесен объект контроля в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению, в связи с наличием негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации и свидетельствующих о возможном несоблюдении ею обязательных требований, при одновременном выполнении аудиторской организацией в течение 5 последовательных календарных лет, предшествовавших году осуществления оценки риска, следующих условий, подтверждающих добросовестность аудиторской организации:

а) по результатам внешнего контроля деятельности аудиторской организации, осуществленного саморегулируемой организацией аудиторов, не применялись меры дисциплинарного воздействия;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию)

б) страхование ответственности аудиторской организации за нарушение договора оказания аудиторских услуг и ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;

в) предоставление аудиторской организацией Федеральному казначейству (его территориальному органу) доступа к базам данных, содержащихся в документах, полученных или составленных при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также иным информационным ресурсам аудиторской организации.

12. При осуществлении государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальные органы) проводят следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) профилактический визит.

13. Федеральное казначейство (его территориальные органы) осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

14. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится ежегодно и размещается Федеральным казначейством на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

15. До 31 декабря 2023 г. направление аудиторской организации предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может осуществляться на бумажном носителе с использованием почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату его получения, в случае невозможности ее информирования в электронной форме либо по ее запросу.

16. Возражения аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подаются в вынесшее такое предостережение Федеральное казначейство (его территориальный орган) в срок до 15 рабочих дней с даты получения предостережения на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Датой получения Федеральным казначейством (его территориальным органом) возражения аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований считается дата его регистрации в структурном подразделении Федерального казначейства (его территориального органа), ответственном за прием документов.

Возражения аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований рассматриваются Федеральным казначейством (его территориальным органом) в срок не более 10 рабочих дней с даты получения возражений. Рассмотрев возражения аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, Федеральное казначейство (его территориальный орган) оформляет заключение, содержащее решение по возражениям аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и направляет его аудиторской организации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.

До 31 декабря 2023 г. направление аудиторской организации заключения Федерального казначейства (его территориального органа) по возражениям аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может осуществляться на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности ее информирования в электронной форме либо по ее запросу.

17. Обязательный профилактический визит проводится в отношении аудиторской организации, впервые приступающей к осуществлению деятельности по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Федеральное казначейство (его территориальный орган) обязано предложить проведение обязательного профилактического визита в отношении аудиторской организации, впервые приступившей к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, не позднее чем в течение одного года с даты внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, предусмотренный частью 2 статьи 5_1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Обязательный профилактический визит в отношении объекта контроля, отнесенного к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, в обязательном порядке проводится не реже одного раза в 3 года и не чаще одного раза в год.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407. - См. предыдущую редакцию)

Профилактический визит проводится должностным лицом Федерального казначейства (его территориального органа), уполномоченным на осуществление государственного контроля, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности аудиторской организации либо путем использования видео-конференц-связи, длительность такого профилактического визита не может превышать один рабочий день. В ходе профилактического визита аудиторская организация информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к ее деятельности. Также в ходе профилактического визита должностным лицом Федерального казначейства (его территориального органа), уполномоченным на осуществление государственного контроля, может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категориям риска.

До 31 декабря 2023 г. направление аудиторской организации уведомления о профилактическом визите может осуществляться на бумажном носителе с использованием почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату его получения, в случае невозможности ее информирования в электронной форме либо по ее запросу.

18. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с аудиторской организацией, проводятся в виде документарных (плановых и внеплановых) или выездных (плановых и внеплановых) проверок.

19. Документарные проверки проводятся посредством осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

20. Выездные проверки проводятся и срок их проведения определяется с учетом Федерального закона "Об аудиторской деятельности" посредством осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов;

д) экспертиза.

21. Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

22. В зависимости от категории риска, к которой отнесена аудиторская организация, проверки на плановой основе проводятся:

один раз в год в виде выездной проверки аудиторской организации, отнесенной к категории чрезвычайно высокого риска;

один раз в 2 года в виде выездной или документарной проверки аудиторской организации, отнесенной к категории высокого риска;

один раз в 3 года в виде выездной или документарной проверки аудиторской организации, отнесенной к категории среднего риска.

В отношении аудиторских организаций, которые отнесены к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

22_1. Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится по месту нахождения Федерального казначейства (его территориальных органов) не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проведения такого мероприятия.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2407)

23. Жалоба на решение территориального органа Федерального казначейства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа Федерального казначейства либо руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федерального казначейства рассматривается руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.

Жалоба на решения центрального аппарата Федерального казначейства, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федерального казначейства рассматривается руководителем Федерального казначейства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»