Действующий

Об утверждении Порядка и условий осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга

3. Порядок, условия и размеры установления выплат компенсационного характера

     

3.1. Порядок, условия и размеры установления выплат компенсационного характера определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, а также Порядком.

3.1.1. Повышение, устанавливаемое работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включается в состав коэффициента специфики работы в качестве коэффициента условий труда.

3.1.2. Размер коэффициента условий труда определяется на основании результатов специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом рекомендуемые размеры коэффициента условий труда содержатся в соответствующем распоряжении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.

_______________

На дату утверждения Порядка действуют рекомендуемые размеры коэффициента условий труда, установленные в таблице 4 приложения к распоряжению Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 16.01.2019 N 7-р "Об утверждении Порядка определения коэффициента специфики работы в государственных учреждениях социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга".

3.1.3. Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем в коллективном договоре, локальном нормативном акте, учитывающими соответствующее распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и принятыми в установленном порядке, а также в трудовом договоре работника.

3.2. Совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, согласно статье 149 ТК РФ относятся к случаям выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.

3.2.1. Порядок и условия реализации режима совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания, увеличения объема работы либо исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - режим совмещения профессий (должностей), а также правила оформления совмещения профессий (должностей) в учреждениях социальной защиты населения предусматриваются Рекомендациями по применению режимов совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ либо исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, в государственных учреждениях социального обслуживания, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 12.05.2016 N 124-р (далее - Рекомендации).

Примерный перечень профессий рабочих и должностей медицинских, социальных и фармацевтических работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, которым может устанавливаться совмещение профессий (должностей), содержится в приложении N 1 к Порядку (далее - Примерный перечень N 1).

Примерный перечень общеотраслевых должностей руководителей, специалистов, служащих и рабочих государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, которым может устанавливаться совмещение профессий (должностей), содержится в Приложении N 2 к Порядку (далее - Примерный перечень N 2).

Учреждения социальной защиты населения на основании Примерных перечней N 1, N 2 формируют аналогичные перечни, которые являются приложениями к коллективному договору или локальному нормативному акту.

3.2.2. В связи с тем, что в силу статьи 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, работодатель при необходимости с письменного согласия работника может поручить ему выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу по другой или той же профессии (должности) за дополнительную оплату.

_______________

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 N 37-П разъяснено, что одностороннее принудительное возложение на работника должностных обязанностей, не обусловленных трудовым договором, недопустимо. Трудовая функция может быть изменена только с согласия работника и на согласованных условиях. Возложение на работника дополнительной работы предусматривает доплату.

3.2.3. Во всех случаях режима совмещения профессий (должностей) размер доплаты конкретному работнику устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 151 ТК РФ).

При этом размер доплаты может быть определен одним из следующих способов:

а) в процентах от должностного оклада, тарифной ставки (оклада), ставки заработной платы по основной профессии (должности);

б) в процентах от должностного оклада, тарифной ставки (оклада), ставки заработной платы по совмещаемой профессии (должности);

в) в абсолютном (фиксированном) размере.

Конкретный способ определения размера доплаты устанавливается коллективным договором, соглашением и (или) локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации учреждения социальной защиты населения (далее - профсоюзы) или по согласованию с ним.

3.2.4. ТК РФ не содержит как минимальные, так и максимальные размеры доплаты.

Вместе с тем по решению сторон социального партнерства, предусмотренных статьей 25 ТК РФ, коллективный договор (соглашение либо локальный нормативный акт) могут содержать условие о минимальном и (или) максимальном значениях доплаты.

Если указанное условие включено в локальный нормативный акт, то такой локальный нормативный акт в силу статьи 135 ТК РФ принимается работодателем с учетом мнения профсоюза или по согласованию с ним.

Для казенных учреждений социальной защиты населения доплата определяется в процентах от должностного оклада, тарифной ставки (оклада), ставки заработной платы и составляет не более 100 и не менее 25 процентов по основной профессии (должности).

3.2.5. Условия о режиме совмещения профессий (должностей) закрепляются в дополнительном соглашении, которое, как указано в Рекомендациях, должно содержать:

наименование должности (профессии), по которой будет выполняться дополнительная работа;

срок, в течение которого будет выполняться указанная работа;