ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2021 года N 516
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры"
(с изменениями на 1 ноября 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 1897 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.11.2021, N 0001202111100016) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2163; 2017, N 5, ст.805; N 6, ст.946; N 10, ст.1476; N 15, ст.2222; N 34, ст.5289; N 40, ст.5860; 2018, N 6, ст.886; N 7, ст.1041; N 16, ст.2358; N 53, ст.8719; 2019, N 2, ст.190; N 6, ст.525, 536; N 15, ст.1748; N 29, ст.4026; N 52, ст.7954; 2020, N 15, ст.2260; 2021, N 2, ст.391).
2. Министерству культуры Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры"
(с изменениями на 1 ноября 2021 года)
1. Паспорта Программы, подпрограммы 1, подпрограммы 2, подпрограммы 4, разделы I-VII Программы и приложения N 1-5 к Программе изложить в следующей редакции:
"Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 1897. - См. предыдущую редакцию)
Паспорт подпрограммы 1 "Наследие" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 1897. - См. предыдущую редакцию)
Паспорт подпрограммы 2 "Искусство" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 1897. - См. предыдущую редакцию)
Паспорт подпрограммы 4 "Обеспечение условий реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 1897. - См. предыдущую редакцию)
I. Приоритеты и цели государственной политики
Приоритеты государственной политики в сфере культуры установлены стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, реализация которых позволила наметить пути решения многих проблем и решить некоторые из них.
Вместе с тем многие из проблем остаются нерешенными, в том числе:
отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения, повреждения и уничтожения;
региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами организаций культуры;
снижение доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
неудовлетворительное состояние большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований;
значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг;
дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек.
Целями государственной политики в сфере культуры (в соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года и с учетом положений национального проекта "Культура") являются:
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года.
В связи с этим реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" (далее - Программа) будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
реализация целей и задач государственной культурной политики, предусмотренных Основами государственной культурной политики и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, достижение национальных целей развития Российской Федерации в сфере культуры, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
формирование новой модели культурной политики;
продвижение статуса культуры как национального приоритета;
сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народов России как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России, сохранение единого культурного кода российского народа;
гармоничное сочетание интересов национальной безопасности, единства культурного пространства и этнокультурного многообразия страны;
реализация ценностно ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
сохранение культурного и духовного наследия России, самобытных традиций ее народов как всемирного достояния, национального богатства и основы единства российского общества;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
осуществление мер, направленных на повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;
обеспечение инновационного развития сферы культуры, выход на лидирующие позиции в области применения современных технологий в сфере культуры;
усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры;
использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для презентации российской культуры, искусства и творчества народов России;
укрепление позиций государства в сфере культуры;
стимулирование и поощрение государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев;
развитие производства и проката произведений российской кинематографии;
совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, стимулирование благотворительной деятельности, меценатства;
повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;
расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов, в том числе по изучению и представлению в иностранных государствах российской культуры, истории, литературы;
разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного наследия, в том числе определение перечня исторических поселений, разработка историко-культурных планов сохранения исторических поселений, определение их границ и предметов охраны, модернизация инженерных сетей и благоустройство, развитие туристского, культурного и институционального потенциала, создание благоприятных условий жизни в исторических поселениях, привлечение инвестиций и разработка стратегических планов устойчивого развития исторических поселений в целях определения экономических механизмов сохранения их исторической среды как ресурса развития территории поселений;
предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия;
стимулирование заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность;
противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;
формирование международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, в том числе посредством продвижения российских фильмов, сериалов (включая анимационные), литературы и музыки в иностранных государствах;
использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества;
содействие расширению сотрудничества российских организаций культуры с организациями культуры иностранных государств;
продвижение ценностей российской культуры в гуманитарном пространстве зарубежных стран, защита в международных организациях и иностранных государствах права народов Российской Федерации на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей;
содействие развитию культурной индустрии, в том числе народных промыслов и креативных индустрий;
развитие и поддержка анимационной отрасли, в том числе посредством формирования из крупных анимационных студий индустриального ядра анимационной отрасли, развитие авторской анимации, расширение и защита каналов сбыта анимационной продукции, расширение сотрудничества со смежными отраслями (образование, культура, спорт) и развитие технологической базы;
стимулирование развития киносетей, в том числе создание кинозалов в малых городах и сельской местности, при одновременном содействии увеличению доли российских фильмов в отечественном прокате;
развитие материально-технической базы музыкальной культуры, включая переоборудование старых и строительство новых специализированных акустических концертных залов большой вместимости для повышения экономической эффективности концертной деятельности;
развитие гастрольной деятельности в области академического музыкального искусства в России;
создание условий для возвращения лидирующих позиций российского цирка на международной арене;
стимулирование создания институтов развития в сфере культуры;
выравнивание региональных диспропорций в уровнях обеспеченности объектами культуры, финансирования и условиях доступности культурных благ для широких слоев населения;
создание многофункциональных культурно-образовательных центров, региональных филиалов крупнейших федеральных музейных и театральных учреждений, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства;
разработка и реализация программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды, включая создание центров культурного развития и учреждений культурно-досугового типа в малых городах и сельской местности Российской Федерации;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание);
совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, а также российской системы художественного образования и науки;
развитие сферы культуры в регионах Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, регионах, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, Республике Крым, г.Севастополе, Калининградской области;