ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2021 года N 515

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

(с изменениями на 18 декабря 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2358 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2021, N 0001202112230039) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2358).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2168; 2017, N 15, ст.2215; 2018, N 15, ст.2140; 2019, N 7, ст.634; N 14, ст.1537; N 50, ст.7381; 2020, N 14, ст.2131; N 41, ст.6411).

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2021 года N 515

     

Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

1. Пункт утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2358. - См. предыдущую редакцию.

2. Разделы I и II изложить в следующей редакции:

"I. Приоритеты и цели государственной политики Российской Федерации, включая направления развития приоритетных территорий в соответствующей сфере


К сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа) отнесены вопросы обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечения геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получения геологической информации и эффективного использования водных ресурсов.

Реализация Программы влияет на достижение следующих национальных целей развития в соответствии с единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года:

комфортная и безопасная среда для жизни - в части достижения показателя "ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая р.Волгу, озера Байкал и Телецкое";

возможности для самореализации и развития талантов - в части достижения целевого показателя "увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов".

На достижение показателя "ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая р.Волгу, озера Байкал и Телецкое" влияет реализация федеральных проектов "Оздоровление Волги" и "Сохранение уникальных водных объектов" в части направления, касающегося экологического оздоровления водных объектов.

Волонтерская (добровольческая) деятельность является ключевым элементом социальной ответственности и развитого гражданского общества и помогает решать социально значимые задачи страны. Увеличить вовлеченность в волонтерское (добровольческое) движение в рамках Программы планируется за счет федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов".

Реализация Программы косвенно влияет и на показатель "обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" в части создания условий для сохранения и увеличения валовой добавленной стоимости добывающей промышленности.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" и их значениях приведены в приложении N 1.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы с распределением по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2.

Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.

Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации приведено в приложении N 5.

План реализации Программы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов приведен в приложении N 6.

1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечения геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получения геологической информации


В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 г., Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р и Энергетической стратегией России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, определены следующие направления государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы:

оценка нефтегазового ресурсного потенциала и его локализация в пределах Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций и континентального шельфа Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения ресурсной базы нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", "Сила Сибири" и добычных кластеров в целях загрузки Северного морского пути;

выявление новых зон нефтегазонакопления и новых нефтегазоносных горизонтов в добывающих регионах;

создание новых сырьевых баз коксующихся и энергетических углей, в том числе для открытой добычи, на территории Арктической зоны Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа для обеспечения энергетическим сырьем территорий опережающего развития, крупных минерально-сырьевых центров и экспортного потенциала регионов;

поиск и оценка богатых и комплексных месторождений урана для отработки горным способом, выявление новых гидрогенных месторождений урана, рентабельных для отработки высокоэффективным способом скважинного подземного выщелачивания в уже осваиваемых районах в Республике Бурятия и Забайкалье;

выявление месторождений в новых урановорудных районах и узлах, пригодных для организации добычных производств в Амурской, Иркутской и Новосибирской областях, Красноярском крае и Еврейской автономной области;

создание сырьевых баз черных металлов (марганцевых и хромовых руд) с технологическим изучением возможности переработки руд в освоенных и новых районах - Приполярном Урале, Иркутской области и на Дальнем Востоке;

поиск и оценка месторождений цветных металлов (свинца, цинка, меди, молибдена и вольфрама), направленные на развитие действующих, создание резервных сырьевых баз в освоенных и новых районах, формирование крупных минерально-сырьевых центров - центров экономического развития на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации, Центральной Сибири, Приволжском и Уральском регионах;

развитие сырьевых баз алмазов и благородных металлов (золота, серебра, металлов платиновой группы) действующих предприятий, создание фундаментальных основ для формирования сырьевых баз алмазов и благородных металлов в новых перспективных районах, в том числе связанных с нетрадиционными для Российской Федерации типами месторождений;

поддержание и развитие сырьевых баз неметаллических полезных ископаемых для обеспечения устойчивого развития агрохимического комплекса, отдельных отраслей металлургического комплекса, роста производства горнотехнического сырья и сырья для строительной индустрии;

развитие и поддержание минерально-сырьевой базы подземных вод в целях повышения обеспеченности водными ресурсами территорий экономического развития и регионов интенсивного освоения подземных вод, в том числе путем защиты подземных вод от истощения и загрязнения;

геологическое изучение и оценка минерально-сырьевого потенциала Мирового океана и обеспечение выполнения контрактных обязательств перед Международным органом по морскому дну в рамках подписанных международных контрактов на разведку;

обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и снижение безвозвратных потерь полезных ископаемых.

В соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, приоритетом Российской Федерации в сфере развития минерально-сырьевой базы на долгосрочную перспективу является формирование экономически обоснованного баланса между необходимым и достаточным внутренним потреблением, экспортом и вынужденным импортом минерального сырья, который достигается путем своевременного воспроизводства и рационального использования запасов полезных ископаемых. Для каждого полезного ископаемого этот баланс будет разным в зависимости от уровня рыночного спроса, количества высокорентабельных запасов полезных ископаемых, возможных технико-технологических, инфраструктурных и экологических ограничений добычи.

Для полезных ископаемых, запасы которых при любых сценариях развития экономики удовлетворят необходимые потребности до 2035 года и в последующий период, предусматривается сокращение регионального дефицита запасов.

Полное и расширенное воспроизводство запасов предусматривается для полезных ископаемых, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами разрабатываемых месторождений.

Импортозамещение дефицитных полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом, будет осуществляться как за счет внедрения эффективных технологий обогащения и переработки минерального сырья, так и за счет выявления новых месторождений качественных руд.

Приоритетом в сфере реализации Программы является обеспечение энергетически безопасного развития национальной экономики и социальной сферы и конкурентного преимущества Российской Федерации на мировом рынке углеводородов за счет:

концентрации региональных геолого-геофизических исследований, параметрического бурения и последующих поисково-оценочных работ в пределах основных нефтеперспективных зон (Карабашской, Гыдано-Хатангской, Аргишско-Чунской, Кочечумско-Мархинской (зона развития кембрийских рифов), Предверхоянской, Предуральской) в целях подготовки новых нефтедобывающих центров;

формирования ресурсной базы углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, гарантирующей энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в период замещения основных регионов нефтегазодобычи после 2030 года.

Таким образом, предусматриваются обеспечение сбалансированного развития минерально-сырьевой базы (на уровне не ниже простого воспроизводства объемов добычи основных видов полезных ископаемых) и ее использования для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также закрепление геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу.

Обеспечение воспроизводства основных видов минерального сырья с учетом текущей и перспективной потребности определяется приростом запасов полезных ископаемых, сопоставимым с уровнем их погашения.

Необходимый поисковый задел как основа воспроизводства минерального сырья формируется по результатам регионального геологического изучения недр, результатом которого является научно обоснованная информационно-картографическая основа раскрытия и развития минерально-сырьевого потенциала страны. Приоритетным является сосредоточение мелко- и среднемасштабных исследований на территориях опережающего экономического развития - Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, обеспечивающих прирост геологической изученности территорий.

Информационное обеспечение процессов воспроизводства минерально-сырьевой базы обеспечивает система геологических фондов, аккумулирующих результаты геологических исследований недр, с постепенным переходом на цифровой оборот данных в рамках федеральных государственных информационных систем Федерального агентства по недропользованию - единого фонда геологической информации о недрах, автоматизированной системы лицензирования недропользования.

Для обеспечения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан Российской Федерации достоверной и актуальной информацией о состоянии недр и их изменении под влиянием природных и техногенных факторов проводится государственный мониторинг состояния недр, включая изучение состояния подземных вод, опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов и явлений.

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере эффективного использования водных ресурсов


В сфере использования водных ресурсов реализация Программы направлена на достижение национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента России от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Для характеристики достижения национальной цели Указом предусмотрен показатель "ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая р.Волгу, озера Байкал и Телецкое". В рамках Программы характеристика достижения национальной цели будет осуществляться с использованием показателей "площадь восстановленных водных объектов Нижней Волги, нарастающим итогом (тыс. гектаров)" - целевое значение в 2024 году составит 28,4 тыс. гектара, "площадь восстановленных водных объектов (тыс. гектаров)" - целевое значение в 2024 году составит 23,5 тыс. гектаров, "протяженность расчищенных участков русел рек (километров)" - целевое значение в 2024 году составит 558,86 километра, "протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, нарастающим итогом (километров)" - целевое значение в 2024 году составит 895,16 километра.

Реализация Программы также окажет косвенное влияние на достижение цели "возможности для самореализации и развития талантов" в части увеличения доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов. Для достижения этой цели предусмотрен показатель "количество населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов" - целевое значение - 0,8 млн. человек ежегодно.

Для выполнения задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, приоритетными направлениями государственной политики в сфере водных отношений являются:

создание условий развития человеческого потенциала Российской Федерации посредством улучшения качества окружающей среды, обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ Российской Федерации в традиционных сферах (энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов) путем вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов Российской Федерации при обязательном соблюдении природоохранных требований.

В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, целью государственной политики в сфере использования водных ресурсов является развитие водохозяйственного комплекса, ориентированное на водоресурсное обеспечение достижения параметров социально-экономического развития Российской Федерации.

Для достижения поставленных стратегических целей необходимо обеспечить опережающее инновационное развитие научно-технической и технологической базы водохозяйственного комплекса на основе передовых мировых достижений и технологий, проведение исследований в области разработки принципов и механизмов комплексного (интегрированного) подхода к управлению использованием и охраной водных объектов, комплекс информационно-коммуникационных мероприятий по просвещению и информированию населения для повышения информированности, образования и просвещения населения в отношении основных направлений развития водохозяйственного комплекса и принимаемых органами государственной власти управленческих решений.

В целях научно-методического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения реализации государственной политики в сфере охраны и использования водных ресурсов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, может привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственные государственные учреждения, функции и полномочия учредителя которых он осуществляет.

В рамках Программы с 2019 года реализуются федеральный проект "Оздоровление Волги" и федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов", которые разработаны в рамках национального проекта "Экология" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Мероприятия федерального проекта "Оздоровление Волги" направлены на улучшение экологического состояния р.Волги и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги за счет сокращения к концу 2024 года в 3 раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в р.Волгу, и реализации комплекса мер по восстановлению водных объектов низовьев Волги, в том числе дополнительному обводнению Волго-Ахтубинской поймы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»