Действующий

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (с изменениями на 29 декабря 2021 года)

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2021 года N 507

     

Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

(с изменениями на 29 декабря 2021 года)



1. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" и паспорта подпрограмм 1-4 изложить в следующей редакции:

"Паспорт государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"


Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнители Программы

-

отсутствуют

Участники Программы

-

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2019 год), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство водных ресурсов (2012-2020 годы), Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,  Федеральное агентство по недропользованию, Министерство экономического развития Российской Федерации (2017-2018 годы), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2012-2014 годы), Министерство финансов Российской Федерации (2013-2014 годы), Министерство энергетики Российской Федерации (2014-2015 годы), Федеральное агентство научных организаций (2018 год), Федеральное космическое агентство (2014 год)

Подпрограммы Программы, федеральные целевые программы

-

подпрограмма 1 "Регулирование качества окружающей среды";

подпрограмма 2 "Биологическое разнообразие России";

подпрограмма 3 "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды";

подпрограмма 4 "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике";

подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы" (окончание реализации подпрограммы - 2015 год);

подпрограмма 8 "Ликвидация накопленного экологического ущерба" (окончание реализации подпрограммы в 2016 году, отдельные мероприятия этой подпрограммы включены в подпрограмму "Приоритетный проект "Чистая страна");

подпрограмма П "Приоритетный проект "Чистая страна" (окончание реализации подпрограммы - 2018 год);

подпрограмма 9 "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" (начало реализации подпрограммы - 2021 год);
федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы";

федеральная целевая программа "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008-2016 годы"

Цель Программы

-

повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем

Задачи Программы

-

обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека;

сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации;

повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике, Арктике и на архипелаге Шпицберген;

сохранение уникальной водной системы - озера Байкал

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

показатель 1 "Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год";

показатель 3 "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха";

показатель 4 "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах - участниках проекта (убывающим итогом)";

показатель 5 "Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7)";

показатель 6 "Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в постоянных ценах";

показатель 7 "Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";

показатель 8 "Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";

показатель 10 "Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории";

показатель 12 "Уровень охвата акваторий арктических морей данными гидрометеорологических наблюдений";

показатель 13 "Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации";

показатель 14 "Снижение совокупного объема выбросов приоритетных загрязняющих веществ в городах - участниках проекта (убывающим итогом)";

показатель 15 "Количество выданных комплексных экологических разрешений всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на атмосферный воздух и реализующим программы повышения экологической эффективности с применением наилучших доступных технологий для снижения выбросов в крупных промышленных центрах России, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, нарастающим итогом"

Срок реализации Программы

-

2012-2024 годы

Объем финансирования Программы

-

объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета (без учета ресурсного обеспечения федеральной целевой программы "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008-2016 годы") - 712694084 тыс. рублей,

в том числе:

на 2012 год - 23018885,1 тыс. рублей;

на 2013 год - 25350473,1 тыс. рублей;

на 2014 год - 31736329,5 тыс. рублей;

на 2015 год - 35714037,3 тыс. рублей;

на 2016 год - 33431114,1 тыс. рублей;

на 2017 год - 33888229,5 тыс. рублей;

на 2018 год - 37451218,9 тыс. рублей;

на 2019 год - 58253967,8 тыс. рублей;

на 2020 год - 81380805,1 тыс. рублей;

на 2021 год - 78216788,9 тыс. рублей;

на 2022 год - 85147263,6 тыс. рублей

на 2023 год - 96404971,1 тыс. рублей;

на 2024 год - 92700000 тыс. рублей

Справочно:

объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации государственной программы (всего)

на 2020 год - 4547062 тыс. рублей;

на 2021 год - 5079072 тыс. рублей;

на 2022 год - 5466797 тыс. рублей;

на 2023 год - 5951531 тыс. рублей;

на 2024 год - 5951531 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет рекультивирована 191 несанкционированная свалка в границах городов, что позволит улучшить качество жизни 21540,4 тыс. человек и восстановить 2468,5 гектара земель;

по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, что позволит улучшить качество жизни 7810,5 тыс. человек и восстановить 973,1 гектара земель;

к 2024 году снижен совокупный объем выбросов за отчетный год на 20 процентов в гг.Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижний Тагил, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите;

обеспечено сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 36 единиц;

обеспечено сохранение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

введена в эксплуатацию ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" для проведения российских научных исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана;

реализованы мероприятия мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды, а также по развитию и модернизации государственной сети наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории Арктической зоны Российской Федерации;

введена в эксплуатацию модернизированная автоматизированная ледово-информационная система "Север" для информационного гидрометеорологического обеспечения морской деятельности в Арктике;

разработаны механизмы поддержки "зеленых проектов";

получена оценка удовлетворенности населения экологической обстановкой;

обеспечено информирование о качестве атмосферного воздуха, результатах оценки риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

повышен уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);

обеспечены потребности населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

получены новые научные знания в области изменения климата, создающие основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды;

сокращены объемы поступления загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории на 101916 тыс. куб. метров к концу 2024 года

     

Паспорт подпрограммы 1 "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"


Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнители подпрограммы

-

отсутствуют

Участники подпрограммы

-

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2019 год), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Министерство финансов Российской Федерации (2013-2014 годы), Федеральное агентство научных организаций (2018 год), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;

восстановление, в том числе рекультивация, земельных участков, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде;

улучшение экологического состояния реки Волги;

эффективное обращение с отходами производства и потребления, в том числе создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны

Задачи подпрограммы

-

снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;

ограничение и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду на основе обеспечения эффективного комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и системы государственной экологической экспертизы;

совершенствование научно-методологического обеспечения внедрения экономических механизмов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации, включая оценку использования природных ресурсов, оценку состояния окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации;

ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены;

ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;

снижение негативного воздействия затонувших судов;

проведение контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов несанкционированных сбросов загрязненных сточных вод в реку Волгу и ее притоки

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

показатель 1.1 "Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I-IV классов опасности";

показатель 1.2 "Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды";

показатель 1.4 "Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по отношению к 2014 году";

показатель 1.5 "Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов";

показатель 1.6 "Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде";

показатель 1.10 "Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге, нарастающим итогом";

показатель 1.38 "Количество извлеченных из реки Волги и утилизированных судов, нарастающим итогом";

показатель 1.41 "Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов";

показатель 1.42 "Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате разделенного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов";

показатель 1.43 "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов";

показатель 1.44 "Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов"

Срок реализации подпрограммы

-

2012-2024 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 331287594,7 тыс. рублей, в том числе:

на 2012 год - 3416345 тыс. рублей;

на 2013 год - 5032435,3 тыс. рублей;

на 2014 год - 8409858,9 тыс. рублей;

на 2015 год - 6920095,7 тыс. рублей;

на 2016 год - 4809298,7 тыс. рублей;

на 2017 год - 4724407,8 тыс. рублей;

на 2018 год - 5878071,3 тыс. рублей;

на 2019 год - 28383021,1 тыс. рублей;

на 2020 год - 44671888,9 тыс. рублей;

на 2021 год - 43065626,6 тыс. рублей;

на 2022 год - 52464828,2 тыс. рублей;

на 2023 год - 63980281,2 тыс. рублей;

на 2024 год - 59531436 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет рекультивирована 191 несанкционированная свалка в границах городов, что позволит улучшить качество жизни 21540,4 тыс. человек и восстановить 2468,5 гектара земель;

по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, что позволит улучшить качество жизни 7810,5 тыс. человек и восстановить 973,1 гектара земель;

обеспечен сбор информации о фактах правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, предоставленной гражданами Российской Федерации, общественными объединениями и некоммерческими организациями через средства информационных технологий;

создание и функционирование федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

обеспечена утилизация твердых коммунальных отходов путем их использования для производства электрической и (или) тепловой энергии в 2024 году 3,35 млн. тонн;

обеспечено информирование о качестве атмосферного воздуха, результатах оценки риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

актуализирована система осуществления социально-гигиенического мониторинга в городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" в части периодичности, параметров и выбора точек наблюдений за качеством атмосферного воздуха; разработана и внедрена в практику методология оценки экономической эффективности реализации мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха на основании оценки риска здоровью населения;

обеспечено сокращение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями проживания (прежде всего уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах), увеличение средней продолжительности жизни; к 2024 году снижен совокупный объем выбросов за отчетный год на 20 процентов в гг.Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижний Тагил, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите;

завершена ликвидация (рекультивация) 20 объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;

проведен комплекс работ по подъему и утилизации 95 затонувших бесхозяйных судов на акватории реки Волги;

обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере снижения загрязнения атмосферного воздуха, охраны морской среды;

обеспечен рост доли обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I-IV классов опасности до уровня 85,3 процента;

обеспечено поддержание доли устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений по результатам государственного экологического надзора на уровне не ниже 70 процентов;

обеспечено увеличение инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов по отношению к 2014 году до 94 процентов;

обновлены средства специализированного природоохранного флота для обеспечения федерального государственного экологического надзора в морях и на континентальном шельфе в Арктической зоне Российской Федерации

     

Паспорт подпрограммы 2 "Биологическое разнообразие России" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"


Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнители подпрограммы

-

отсутствуют

Участник подпрограммы

-

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цели подпрограммы

-

обеспечение сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира;

сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий

Задачи подпрограммы

-

совершенствование нормативно-правового регулирования и научно-методического обеспечения в сфере сохранения биологического разнообразия;

обеспечение разрешительной деятельности в области охраны и использования объектов животного мира;

обеспечение сохранения уникальных природных комплексов на основе эффективного функционирования системы особо охраняемых природных территорий федерального значения;

обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов;

развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства и обеспечение повышения доступности охотничьих ресурсов для населения;

формирование и реализация долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан;

увеличение площади особо охраняемых природных территорий;

увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях;

создание условий для обеспечения охраны объектов животного мира, в том числе для реинтродукции редких видов животных

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

показатель 2.1 "Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее";

показатель 2.2 "Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом";

показатель 2.3 "Площадь федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом";

показатель 2.4 "Количество посетителей особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом ";

показатель 2.5 "Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных";

показатель 2.6 "Доля площади особо охраняемой природной территории (государственные природные заповедники и национальные парки), пройденной огнем при пожарах антропогенного воздействия, в общей площади особо охраняемых природных территорий, затронутой пожарами";

показатель 2.7 "Доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений";

показатель 2.8 "Индекс численности волка по отношению к уровню 2018 года";

показатель 2.9 "Индекс численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах по отношению к уровню 2010 года по видам: лось, косули, благородный олень, соболь, бурый медведь";

показатель 2.10 "Отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по видам: лось, косули, благородный олень, соболь, бурый медведь";

показатель 2.11 "Доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, в общей площади охотничьих угодий Российской Федерации"

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 107108923,3 тыс. рублей, в том числе:

на 2012 год - 6233379,7 тыс. рублей;

на 2013 год - 7513968,2 тыс. рублей;

на 2014 год - 5975286 тыс. рублей;

на 2015 год - 7516388 тыс. рублей;

на 2016 год - 7617850,7 тыс. рублей;

на 2017 год - 8164969,9 тыс. рублей;

на 2018 год - 9401999,4 тыс. рублей;

на 2019 год - 9585560,5 тыс. рублей;

на 2020 год - 8975615,3 тыс. рублей;

на 2021 год - 8867186,8 тыс. рублей;

на 2022 год - 9172725,2 тыс. рублей;

на 2023 год - 9554829,4 тыс. рублей;

на 2024 год - 8529164,2 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

к концу 2024 года завершены мероприятия по организационно-техническому обеспечению деятельности 26 особо охраняемых природных территорий;

к концу 2024 году создано не менее 24 особо охраняемых природных территорий;

определен перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции;

разработаны и утверждены нормативные и методические документы по вопросам сохранения биоразнообразия и реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира;

к 2024 году создан новый механизм сотрудничества государства, коммерческих и общественных организаций и привлечения внебюджетных средств на сохранение биоразнообразия - инициатива "Бизнес и Биоразнообразие", в рамках которой коммерческими организациями подготовлены программы сохранения биоразнообразия (не менее 15), включающие в том числе мероприятия по сохранению, восстановлению и реинтродукции редких видов животных, предусмотренные дорожными картами;

к 2024 реализованы мероприятия по восстановлению и реинтродукции редких видов животных, включенных в перечень, направленные на сохранение и увеличение численности их популяций (не менее 10);

создана и развита инфраструктура для экологического туризма в национальных парках, в том числе с привлечением внебюджетного финансирования;

к концу 2024 года обеспечена реализация комплекса мер по продвижению туристских продуктов национальных парков, в том числе создан информационный портал по продвижению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

к концу 2024 года разработана и внедрена многоуровневая система подготовки кадров для заповедной системы на базе высшего и среднего профессионального образования, а также курсов повышения квалификации;

сохранен рост доли площади особо охраняемой природной территории (государственные природные заповедники и национальные парки), пройденной огнем при пожарах антропогенного воздействия, в общей площади особо охраняемых природных территорий, затронутой пожарами, на уровне не выше 2 процентов;

увеличена доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений до уровня не ниже 89 процентов;

обеспечено повышение индекса численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах по отношению к уровню 2010 года;

обеспечено повышение доли площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, в общей площади охотничьих угодий Российской Федерации до уровня 29 процентов;

обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии и иных международных соглашений

     

Паспорт подпрограммы 3 "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"


Ответственный исполнитель

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнители подпрограммы

-

отсутствуют

Участник подпрограммы

-

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цели подпрограммы

-

обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменений климата;

обеспечение потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды;

информационная поддержка обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности

Задачи подпрограммы

-

повышение оправдываемости штормовых предупреждений и предупрежденности случаев с опасными природными (гидрометеорологическими и гелиогеофизическими) явлениями;

повышение эффективности активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

обеспечение информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, а также системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и информации о загрязнении окружающей среды;

обеспечение функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в целях информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации;

модернизация и развитие государственной системы мониторинга окружающей среды;

обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

показатель 3.1 "Оправдываемость штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях";

показатель 3.2 "Оправдываемость краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов космической погоды";

показатель 3.3 "Доля объектов экономики и социальной сферы, защищенных от снежных лавин, в общем количестве нуждающихся в защите объектов в лавиноопасных районах";

показатель 3.4 "Оправдываемость прогнозов лавинной опасности";

показатель 3.5 "Степень сокращения потерь от града на защищаемой территории";

показатель 3.6 "Оправдываемость суточных прогнозов погоды";

показатель 3.7 "Охват системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек";

показатель 3.8 "Увеличение числа пользователей информации Единого государственного фонда данных по отношению к уровню 2009 года";

показатель 3.9 "Выполнение нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха (в соответствии с международными требованиями измерений загрязнения окружающей среды)";

показатель 3.10 "Прирост нормативных объемов измерений загрязнения окружающей среды, ежегодно выполняемых государственной наблюдательной сетью";

показатель 3.11 "Количество морских экспедиций по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения акваторий Мирового океана";

показатель 3.12 "Количество информационных ресурсов Росгидромета, интегрируемых в Единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане"

Срок реализации подпрограммы

-

2012-2024 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 175374431,6 тыс. рублей, в том числе:

на 2012 год - 8594931,9 тыс. рублей;

на 2013 год - 8806312,8 тыс. рублей;

на 2014 год - 9732879 тыс. рублей;

на 2015 год - 13148612,6 тыс. рублей;

на 2016 год - 13598635,9 тыс. рублей;

на 2017 год - 14349133,9 тыс. рублей;

на 2018 год - 14203572,3 тыс. рублей;

на 2019 год - 15080442,5 тыс. рублей;

на 2020 год - 16318829,6 тыс. рублей;

на 2021 год - 16804645,6 тыс. рублей;

на 2022 год - 14785255,9 тыс. рублей;

на 2023 год - 15312803,8 тыс. рублей;

на 2024 год - 14638375,8 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

обеспечено повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);

обеспечено повышение оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных явлениях до 92-94 процентов;

обеспечены потребности населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

обеспечено функционирование государственной наблюдательной сети;

обеспечено последовательное развитие инфраструктуры государственной наблюдательной сети;

обеспечена оправдываемость суточных прогнозов погоды до 96-97 процентов;

обеспечен рост нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха (в соответствии с международными требованиями измерений загрязнения окружающей среды) до 62 процентов;

обеспечены потребности различных видов морской деятельности Российской Федерации (мореплавания по Северному морскому пути, рыболовства, морского флота и обороны страны) данными комплексных исследований морской среды, океанов и морей;

осуществлена информационная поддержка функциональных и региональных направлений морской деятельности в Российской Федерации

     

Паспорт подпрограммы 4 "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"


Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнители подпрограммы

-

отсутствуют

Участник подпрограммы

-

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике;

создание условий развития системы гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, мореплавания по Северному морскому пути

Задачи подпрограммы

-

развитие экспедиционной деятельности в Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген, прилегающем континентальном шельфе и в акватории Северного Ледовитого океана в интересах экономического развития и безопасности Российской Федерации, создания единой инфраструктуры систем мониторинга природных процессов, состояния и загрязнения окружающей среды в регионе; развитие комплексных научных исследований в Антарктике;

содействие сохранению и развитию системы Договора об Антарктике, в том числе выполнение требований Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;

поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов;

повышение плотности и расширение диапазона проводимых наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации и высоких широтах Арктики;

увеличение возможностей системы "Север" по гидрометеорологическому обеспечению мореплавания в акватории Северного морского пути;

проведение радиационного обследования объектов с отработавшим ядерным топливом, организация постоянного радиоэкологического мониторинга районов затопления ядерных, радиационно опасных объектов и радиационных отходов в Арктике

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

показатель 4.1 "Количество российских антарктических станций и сезонных полевых баз";

показатель 4.2 "Количество полевых научных проектов в программе работ очередной Российской антарктической экспедиции";

показатель 4.3 "Количество вывезенных за пределы района действия Договора об Антарктике отходов прошлой и текущей деятельности";

показатель 4.4 "Количество экспедиций по исследованию высокоширотной Арктики, в том числе на архипелаге Шпицберген";

показатель 4.6 "Выполнение нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха";

показатель 4.7 "Количество модернизированных пунктов государственной гидрометеорологической сети, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации (нарастающим итогом)";

показатель 4.8 "Оправдываемость морских метеорологических, гидрологических и ледовых прогнозов, составленных с использованием автоматизированной ледово-информационной системы "Север"";

показатель 4.9 "Количество проведенных экспедиций с целью мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации в местах затопленных и затонувших атомных подводных лодок, а также других объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами"

Срок реализации подпрограммы

-

2012-2024 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 33469791,6 тыс. рублей, в том числе:

на 2012 год - 1805083,7 тыс. рублей;

на 2013 год - 1122927,7 тыс. рублей;

на 2014 год - 1153321 тыс. рублей;

на 2015 год - 1193125,2 тыс. рублей;

на 2016 год - 1364507,1 тыс. рублей;

на 2017 год - 1318533,6 тыс. рублей;

на 2018 год - 1305585,4 тыс. рублей;

на 2019 год - 1310925 тыс. рублей;

на 2020 год - 6901580,8 тыс. рублей;

на 2021 год - 3797017,2 тыс. рублей;

на 2022 год - 3321926,7 тыс. рублей;

на 2023 год - 3354334,2 тыс. рублей;

на 2024 год - 5520924 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

обеспечены геополитические интересы Российской Федерации в высокоширотной Арктике;

обеспечено постоянное российское присутствие на архипелаге Шпицберген;

обеспечены национальные интересы Российской Федерации в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации за счет:

укрепления и развития существующей системы Договора об Антарктике;

развития комплексных научных исследований Антарктики, особенно выполнения исследований и работ по определению роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;

выполнения международных обязательств Российской Федерации по Договору об Антарктике и Протоколу по охране окружающей среды к этому Договору;

использования наземной инфраструктуры в Антарктике в целях осуществления российских программ, связанных с исследованиями космического пространства;

использования существующей инфраструктуры российских антарктических станций и сезонных полевых баз;

расширения и модернизации транспортной схемы функционирования Российской антарктической экспедиции, ввода в эксплуатацию нового научно-исследовательского судна "Академик Трешников";

расширения научных коллективов, увеличения числа научно-исследовательских учреждений, привлекаемых к антарктическим исследованиям, расширения тематики исследований, привлечения молодых ученых;

обеспечения участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в Антарктике в двусторонних и многосторонних международных программах;

прирост нормативов объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха до 95 процентов к 2024 году;

создана и введена в эксплуатацию плавучая обсерватория российских исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана с размещенными на ней современными лабораторными комплексами;

проведена модернизация гидрометеорологических станций и постов, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, введена в эксплуатацию модернизированная автоматизированная ледово-информационная система "Север", обеспечено повышение качества информационного гидрометеорологического обеспечения морской деятельности в Арктике;

разработана программа мониторинга радиоактивного загрязнения морской среды в местах затопленных и затонувших атомных подводных лодок, а также других объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;

сформированы база данных и атлас современной радиоэкологической обстановки в местах затопленных и затонувших атомных подводных лодок, а также других объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами".

2. Паспорт подпрограммы 9 изложить в следующей редакции:

"Паспорт подпрограммы 9 "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"