Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования

от 26 ноября 2011 года



Преамбула


Стороны настоящей Конвенции:

руководствуясь общим стремлением укреплять сложившиеся свои географические, культурные, образовательные и экономические связи,

напоминая, как об этом сказано в Уставе ЮНЕСКО, что "Организация ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры",

признавая значительное разнообразие, которое существует в традициях, системах и ценностях образования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона,

будучи убеждены в том, что разнообразие культур и систем высшего образования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона представляет собой исключительное достояние,

стремясь укреплять и расширять сотрудничество между Сторонами с целью оптимального использования их человеческого потенциала, с тем чтобы способствовать прогрессу знаний и непрерывному повышению качества высшего образования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона,

желая дать населению стран Азиатско-Тихоокеанского региона возможность в полной мере воспользоваться этим культурным богатством, облегчив гражданам каждой Стороны, в частности студентам и преподавателям, доступ к возможностям системы образования каждой из Сторон с уделением должного внимания внутренним регламентационным требованиям,

будучи убеждены в том, что в рамках такого сотрудничества признание квалификаций в области высшего образования будет содействовать международной мобильности студентов и преподавателей,

сознавая необходимость расширения культурных обменов в целях содействия экономическому, социальному, культурному и технологическому развитию, а также укреплению мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе,

напоминая, что многие Стороны заключили между собой двусторонние или субрегиональные соглашения о признании квалификаций в области высшего образования, однако стремясь при этом с помощью настоящей Конвенции дополнить эти усилия путем распространения сотрудничества на весь Азиатско-Тихоокеанский регион,

сознавая, что настоящая Конвенция должна также рассматриваться в контексте конвенций ЮНЕСКО о признании, охватывающих другие регионы мира, а также Рекомендации ЮНЕСКО о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании 1993 г.,

сознавая широкомасштабные перемены, которые произошли в области высшего образования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона со времени принятия указанных выше конвенций и вызвали значительно возросшую диверсификацию внутри систем национального образования и между ними, а также необходимость приведения правовых актов и практики в соответствие с этими процессами,

стремясь наладить активное международное сотрудничество на глобальном уровне со Сторонами других региональных конвенций ЮНЕСКО,

сознавая потребность в поиске совместных решений практических задач и проблем, связанных с признанием квалификаций в области высшего образования, которые будут способствовать повышению мобильности студентов и преподавателей в Азиатско-Тихоокеанском регионе,

сознавая необходимость совершенствования нынешней практики признания, с тем чтобы она была более прозрачной и лучше адаптированной к современному состоянию высшего образования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона,

считая, что признание всеми Сторонами квалификаций в области высшего образования, выданных другими Сторонами, представляет собой важную меру, направленную на содействие академической мобильности между Сторонами,

желая обеспечить максимально широкое признание квалификаций в области высшего образования в целях поощрения образования на протяжении всей жизни и демократизации образования с учетом культурных особенностей каждой Стороны,

уважая право каждой Стороны разрабатывать и вводить систему квалификаций, а также самостоятельность ее учреждений,

договорились о нижеследующем:

Раздел I. Определения



Статья I


Для целей настоящей Конвенции в ней применяются следующие определения:

Конвенция 1983 г.

Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана, принятая в Бангкоке 16 декабря 1983 г.

Доступ высшему образованию)

Право лиц, обладающих соответствующей квалификацией, представлять свою кандидатуру и быть рассмотренными с целью приема в учреждение высшего образования.

Аккредитация

Процедура оценки и обзора, посредством которой какая-либо программа в области высшего образования или учреждение высшего образования могут быть признаны или аттестованы как отвечающие определенным стандартам.

Прием учреждения и на программы высшего образования)

Действие или система, разрешающие кандидатам, обладающим соответствующей квалификацией, продолжить обучение в определенном учреждении высшего образования и/или по определенной программе высшего образования.

Оценка (учреждений или программ)

Процесс определения качества образования в конкретном учреждении высшего образования или по конкретной программе высшего образования.

Оценка (индивидуальных квалификаций)

Письменное заключение или оценка индивидуальных иностранных квалификаций индивидуума полномочным органом по вопросам признания.

Перемещенное лицо

Лицо, вынужденное покинуть место своего проживания или свою среду и прекратить свою профессиональную деятельность.

Полномочный орган по вопросам признания

Государственный или негосударственный орган, официально уполномоченный правительством принимать решения по вопросам признания иностранных квалификаций.

Составные части Стороны

Государственные структуры национального, областного, федерального или регионального уровня.

Общие требования для доступа высшему образованию)

Условия, которые во всех случаях должны быть выполнены для получения доступа к высшему образованию.

Высшее образование

Образование, подготовка специалистов или исследования на послесреднем уровне, которые признаются соответствующими органами Стороны как составляющие ее систему высшего образования.

Учреждение высшего образования

Учреждение, предоставляющее высшее образование, которое признается соответствующими органами Стороны.

Программа высшего образования

Программа обучения, которая признается соответствующими органами Стороны как составляющая ее систему высшего образования и по завершении которой студент получает квалификацию в области высшего образования.

Mutatis Mutandis

Латинское выражение, означающее "с учетом соответствующих различий".

Нетрадиционные модели

Относятся к квалификациям, полученным посредством альтернативных механизмов обучения.

Частичные учебные курсы

Любая однородная часть программы высшего образования, которая, не являясь полной программой, может рассматриваться как существенное овладение знаниями и навыками.

Квалификация, дающая доступ к высшему образованию

Любой квалификационный документ, выданный соответствующими органами в подтверждение успешного завершения программы обучения и дающий его обладателю право рассматриваться в качестве кандидата для приема в учреждение высшего образования.

Квалификация в области высшего образования

Любой документ о присуждении степени, диплом или иное свидетельство, выданные учреждением высшего образования и удостоверяющие успешное завершение программы высшего образования.

Обеспечение качества

Постоянный процесс оценки и повышения качества системы, учреждения или программы высшего образования, призванный заверить заинтересованные стороны в том, что приемлемые стандарты соблюдаются и совершенствуются.

Признание предшествующего обучения

Процедура официального признания знаний и навыков, полученных лицом в результате формального и/или неформального обучения.

Признание квалификаций

Устанавливаемое и выдаваемое полномочными органами Стороны по вопросам признания официальное подтверждение ценности иностранной образовательной квалификации.

Среднее образование

Ступень обучения любого рода, следующая за начальным, элементарным, подготовительным, промежуточным или базовым образованием, цель которой может состоять в подготовке учащихся к обучению в системе высшего образования и которая ведет к получению свидетельства об окончании средней школы или дающая учащимся право на поступление в учреждение высшего образования.

Конкретные требования (для приема в высшее учебное заведение)

Условия, которые должны быть выполнены в дополнение к общим требованиям для допуска к обучению по определенной программе высшего образования или для получения определенной квалификации высшего образования в той или иной области знаний.

Приложение к дипломам ЮНЕСКО

Справочный документ Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, известной под названием Лиссабонской конвенции о признании, означает документ, содержащий описание характера, уровня, контекста, содержания и статуса учебных курсов, пройденных и успешно завершенных лицом, указанным в изначальной квалификации, к которой прикладывается данное приложение.

Раздел II. Полномочные органы по вопросам признания



Статья II.1

     

1. В том случае, когда центральные органы какой-либо Стороны полномочны принимать решения по вопросам признания, эта Сторона является непосредственно связанной положениями настоящей Конвенции и принимает необходимые меры по обеспечению выполнения положений настоящей Конвенции на своей территории.

2. В том случае, когда полномочиями принимать решения по вопросам признания обладают составные части Стороны, данная Сторона в момент подписания или при передаче на хранение своего документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении либо в любой момент в дальнейшем представляет депозитарию краткое заявление о своем конституционном устройстве. В таких случаях полномочные органы по вопросам признания обозначенных таким образом составных частей Стороны принимают необходимые меры по обеспечению выполнения положений настоящей Конвенции на территории этой Стороны.

3. В том случае, когда полномочиями принимать решения по вопросам признания обладают отдельные учреждения высшего образования или иные органы, каждая Сторона в соответствии со своим конституционным устройством или структурой передает текст настоящей Конвенции таким учреждениям или органам и принимает все возможные меры для содействия благоприятному рассмотрению и применению ими ее положений.

4. Положения пунктов 1, 2 и 3 настоящей статьи применяются mutatis mutandis к обязательствам Сторон, которые принимаются ими в соответствии с последующими статьями настоящей Конвенции.

Статья II.2


При подписании или в любой момент в дальнейшем при передаче на хранение своего документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении каждая Сторона информирует депозитария настоящей Конвенции об органах, полномочных принимать различные виды решений по вопросам о признании.

Статья II.3


Ничто в настоящей Конвенции не считается отменяющим любые более благоприятные положения, касающиеся признания квалификаций в области высшего образования, выданных одной из Сторон, и содержащиеся или вытекающие из действующего или будущего договора, положениями которого связана данная Сторона.

Раздел III. Основные принципы, относящиеся к оценке квалификаций



Статья III.1

     

1. Обладатели квалификаций, выданных одной из Сторон, при обращении в полномочный орган по вопросам признания получают надлежащую возможность для своевременной оценки этих квалификаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»