Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490

12.2. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы 5 с указанием основных проблем и прогноз ее развития


Государственная политика в области охраны труда на территории Санкт-Петербурга направлена на реализацию конституционных гарантий, прав и свобод граждан Российской Федерации на свободный труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Правовые основы государственной политики в области охраны труда определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ). В соответствии со статьей 1 ТК РФ основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одними из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для человека и его семьи, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда";

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Государственная политика в сфере труда, охраны труда на территории Санкт-Петербурга осуществляется КТЗН, который является уполномоченным в этой сфере ИОГВ.

КТЗН осуществляет свою деятельность в области охраны труда на территории Санкт-Петербурга во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, ИОГВ, органами местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга, общественными объединениями, организациями.

В соответствии со статьями 210, 216 и 216.1 ТК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят политику в области охраны труда, осуществляют государственное управление охраной труда, в том числе государственную экспертизу условий труда.

КТЗН как уполномоченный орган осуществляет следующие функции:

обеспечивает реализацию на территории Санкт-Петербурга государственной политики в области охраны труда;

координирует проведение на территории Санкт-Петербурга в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляет в Санкт-Петербурге в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга;

осуществляет координацию деятельности ИОГВ при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях;

исполняет иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Подпрограмма 5 занимает особое место в стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, поскольку является:

системным элементом демографической политики, так как направлена на достижение стратегической цели государства, а именно: на повышение качества жизни и сохранение здоровья трудоспособного населения;

необходимым условием роста экономики Санкт-Петербурга, формирования качественно новых условий труда с более высокими требованиями к культуре труда.

Подпрограмма 5 разработана на основе рекомендованной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.08.2014 N 15-3/10/П-4574).

Реализация подпрограммы 5 в 2015-2019 годах позволила достигнуть устойчивой тенденции снижения производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, и улучшения условий и охраны труда в организациях Санкт-Петербурга.

Реализация государственной политики в области охраны труда в Санкт-Петербурге может быть обеспечена лишь при активной совместной работе в этом направлении территориальных федеральных органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов при четкой координации их деятельности. Эффективное решение проблем охраны труда в Санкт-Петербурге целесообразно проводить в рамках государственной программы, где деятельность ИОГВ и других участников государственной программы будет основана на конкретных временных факторах и приобретет системный, скоординированный характер.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и оценки условий труда в Санкт-Петербурге имеют следующую динамику (таблица 15).