ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении Общего положения о министерствах СССР
(с изменениями на 2 сентября 1982 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 года N 816.
____________________________________________________________________
Совет Министров Союза ССР
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Общее положение о министерствах СССР.
2. Поручить министрам СССР, исходя из утвержденного настоящим постановлением Общего положения о министерствах СССР, разработать и представить в Совет Министров СССР проекты положений о соответствующих министерствах СССР с учетом особенностей их деятельности.
Председатель
Совета Министров Союза ССР
А.Косыгин
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков
Москва, Кремль
10 июля 1967 г.
N 640
Общее положение о министерствах СССР
(с изменениями на 2 сентября 1982 года)
1. Министерство СССР является центральным органом государственного управления, осуществляющим руководство соответствующей отраслью народного хозяйства.
Министерство СССР несет перед партией, государством и народом ответственность за состояние и дальнейшее развитие отрасли, научно-технический прогресс и технический уровень производства, качество выпускаемой продукции и за наиболее полное удовлетворение потребностей страны во всех видах продукции отрасли.
2. Главными задачами министерства СССР являются:
обеспечение всемерного развития порученной ему отрасли как составной части народного хозяйства страны, высоких темпов развития производства и роста производительности труда на основе научно-технического прогресса в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и обороны страны во всех видах продукции;
выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины;
обеспечение при минимальных затратах общественного труда производства высококачественной продукции, повышение эффективности производства, улучшение использования основных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
проведение единой технической политики в отрасли, внедрение новейших достижений науки и техники и передового опыта и обеспечение высоких технико-экономических показателей производства;
рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, а также освоение в короткие сроки производственных мощностей;
внедрение научной организации труда и управления, обеспечение предприятий, организаций и учреждений системы министерства квалифицированными кадрами, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую работу молодых, хорошо зарекомендовавших себя специалистов;
улучшение жилищных и культурно-бытовых условий рабочих и служащих, создание безопасных условий труда на производстве.
3. Министерство СССР осуществляет плановое руководство отраслью на научной основе с учетом требований комплексного развития народного хозяйства Союза ССР, союзных республик и экономических районов страны.
4. Министерство СССР обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, наиболее полное использование таких экономических рычагов, как прибыль, цена, премия и кредит, внедрение эффективных систем управления с применением электронно-вычислительной техники, совершенствование структуры и организационных форм управления.
5. Министерство СССР обеспечивает проведение в жизнь ленинских принципов подбора, выдвижения и расстановки руководящих хозяйственных, инженерных и научных кадров, сосредоточивает свое внимание на проверке и контроле за исполнением руководящими кадрами директив и решений Партии и Правительства, проводит с участием общественных организаций работу по воспитанию кадров в духе коммунистического отношения к труду, строгого соблюдения государственных интересов и дисциплины, обеспечивает правильное сочетание материальных и моральных стимулов подъема общественного производства и повышение ответственности каждого работника за порученное ему дело и за общие итоги работы коллектива.
6. В соответствии с Конституцией СССР министерство СССР является общесоюзным или союзно-республиканским и образуется Верховным Советом СССР.
Общесоюзное министерство руководит порученной ему отраслью на всей территории СССР непосредственно или через создаваемые им органы.
Союзно-республиканское министерство СССР руководит порученной ему отраслью, как правило, через одноименные министерства союзных республик и управляет предприятиями, организациями и учреждениями союзного подчинения непосредственно или через создаваемые им органы.
7. Министерство СССР, одноименные министерства союзных республик, подчиненные им предприятия, организации и учреждения составляют единую систему соответствующего министерства.
Союзно-республиканские министерства союзных республик находятся в подчинении Советов Министров соответствующих союзных республик и одноименного союзно-республиканского министерства СССР. Положения о союзно-республиканских министерствах союзных республик, структура и численность работников центрального аппарата этих министерств утверждается Советами Министров союзных республик по согласованию с одноименным союзно-республиканским министерством СССР.
8. Министерство СССР решает все вопросы по отрасли в пределах предоставленных ему прав и может поручать решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, одноименным министерствам союзных республик, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения.
Министерство СССР обязано строго соблюдать права одноименных министерств союзных республик, а также предусмотренные Положением о социалистическом государственном производственном предприятии и другими актами действующего законодательства права предприятий, организаций и учреждений системы министерства и всемерно содействовать развитию их хозяйственной самостоятельности и инициативы.
Министерство СССР в своей деятельности осуществляет контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.
9. Министерство СССР, являющееся ведущим в производстве продукции, выпускаемой предприятиями нескольких министерств, участвует в планировании выпуска этой продукции предприятиями, не входящими в его систему, и разрабатывает вопросы, связанные с совершенствованием технического уровня указанной продукции.
10. Министерство СССР обеспечивает охрану социалистической государственной собственности на предприятиях, в организациях и учреждениях системы министерства и бережливое отношение к ней.
11. Министерство СССР обеспечивает развитие демократических начал в управлении, создает условия для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их общественных организаций в работе по совершенствованию производства и устранению недостатков в деятельности министерства и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений.
Вопросы труда и быта рабочих и служащих решаются министерством с учетом предложений советских и профсоюзных органов, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - совместно или по согласованию с этими органами.
12. Министерство СССР в своей деятельности руководствуется законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и другими нормативными актами, настоящим Общим положением, а также Положением о данном министерстве, утверждаемым Советом Министров СССР, и обеспечивает правильное применение действующего законодательства на предприятиях, в организациях и учреждениях системы министерства.
Министерство СССР обобщает практику применения законодательства в порученной ему отрасли, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Совета Министров СССР.
13. Министерство СССР организует свою работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении всех вопросов по руководству отраслью, с установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение определенных заданий.
14. Министерство СССР возглавляет министр, назначаемый в соответствии с Конституцией СССР Верховным Советом СССР, а в период между сессиями - Президиумом Верховного Совета СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР.
Министр СССР имеет заместителей, назначаемых Советом Министров СССР. Распределение обязанностей между заместителями министра производятся министром.
15. В министерстве СССР образуется коллегия в составе министра (председатель) и заместителей министра по должности, а также других руководящих работников министерства.
Члены коллегии министерства утверждаются Советом Министров СССР.
16. Министр СССР несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности заместителей министра, начальников главных управлений и руководителей подразделений министерства за деятельность предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
17. Министр СССР в пределах компетенции министерства издает на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР приказы и инструкции и дает указания, обязательные для исполнения одноименными министерствами союзных республик, предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства, и проверяет их исполнение.
Министры СССР в необходимых случаях издают совместные приказы и инструкции.
18. Коллегия министерства СССР на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы развития отрасли и другие вопросы деятельности министерства, обсуждает вопросы практического руководства предприятиями, организациями и учреждениями, проверки исполнения, подбора и использования кадров, проекты важнейших приказов и инструкций, заслушивает доклады министров одноименных министерств союзных республик, отчеты главных управлений, управлений и отделов министерства, предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров СССР, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Совет Министров СССР.
19. Для рассмотрения предложений по основным направлениям развития науки и техники, определения научно обоснованной единой технической политики в отрасли, разработки рекомендаций по использованию и внедрению в производство новейших достижений отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта в министерстве СССР создается научно-технический (научный) совет из видных ученых, высококвалифицированных специалистов, новаторов производства, а также представителей научно-технических обществ и других организаций.
Состав научно-технического (научного) совета и положение о нем утверждаются министром.
20. Министерство СССР в установленном порядке создает, реорганизует и ликвидирует предприятия, объединения, организации и учреждения (пункт в редакции постановления Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 года N 816).
21. Министерство СССР образует для рассмотрения хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства арбитраж. Арбитражу министерства предоставляется право выдавать приказы на принудительное исполнение выносимых им решений. Положение об арбитраже утверждается министром.
22. Структура и численность работников центрального аппарата министерства СССР утверждаются Советом Министров СССР.
Штатное расписание центрального аппарата министерства, а также положения о главных управлениях, управлениях и отделах министерства утверждаются министром. В положениях о главных управлениях, управлениях и отделах определяются их полномочия в пределах компетенции министерства.
Главные управления, управления и отделы министерства могут быть переведены министром на хозяйственный расчет.
23. Министерство СССР созывает в установленном порядке совещания актива с участием общественных организаций, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады о мероприятиях по выполнению решений Партии и Правительства, важнейшие проблемы развития отрасли, а также обсуждаются на основе развертывания критики и самокритики вопросы, связанные с улучшением деятельности министерства и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений.
24. Министерство СССР организует своевременное и внимательное рассмотрение писем (заявлений и жалоб) трудящихся, добиваясь правильного решения поставленных в этих письмах вопросов, а также принимает меры к устранению сообщаемых в письмах трудящихся недостатков в деятельности предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
25. Изучает потребности народного хозяйства в продукции отрасли и осуществляет планирование развития отрасли по системе министерства и в территориальном разрезе в соответствии с задачами развития всего народного хозяйства страны, хозяйства союзных республик и экономических районов, с учетом специализации и кооперирования производства.
Разрабатывает схемы развития и размещения промышленности отрасли, направляет их Советам Министров союзных республик и рассматривает поступившие от них предложения по этим схемам.
26. Обеспечивает рациональное использование и восстановление природных ресурсов, учитывая при их эксплуатации интересы других отраслей и народного хозяйства в целом, осуществляет необходимые мероприятия по охране воздуха, почвы и водоемов от загрязнения промышленными и хозяйственными выбросами, сточными водами, радиоактивными веществами и отходами производства, по сохранению растительного и животного мира.
27. Определяет, исходя из контрольных цифр развития народного хозяйства СССР, и доводит до одноименных министерств союзных республик, предприятий, организаций и учреждений союзного подчинения контрольные цифры перспективных и годовых планов.
Разрабатывает на основе контрольных цифр развития народного хозяйства СССР и проектов планов, представляемых одноименными министерствами союзных республик, предприятиями и учреждениями союзного подчинения, с учетом предложений Советов Министров союзных республик проекты перспективных и годовых планов по системе министерства и в территориальном разрезе и представляет их в Совет Министров СССР и в Госплан СССР.
Рассматривает с участием одноименных министерств союзных республик, предприятий, организаций и учреждений союзного подчинения и утверждает им перспективные и годовые планы по установленным показателям в соответствии с заданиями народнохозяйственного плана, обеспечивая увязку всех разделов и показателей этих планов.
Контрольные цифры, проекты планов и утвержденные планы по одноименным министерствам союзных республик, предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения (кроме показателей по производству оборонной продукции) министерство СССР сообщает Советам Министров союзных республик.
28. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, связанные с реализацией предприятиями системы министерства производимой ими продукции.
Определяет с учетом предложений заинтересованных органов объемы производства предприятиями системы министерства продукции по номенклатуре, не предусмотренной в народнохозяйственном плане.
Принимает меры к развитию рациональных хозяйственных связей предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
29. Организует работу по составлению проектов перспективных и годовых планов предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства, разрабатывает методические указания по подготовке проектов этих планов и утверждает формы техпромфинпланов предприятий.
30. Обеспечивает выполнение установленных планов всеми предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства.
31. Разрабатывает и утверждает в установленном порядке технико-экономические нормативы, нормы расхода и запасов сырья, топлива, материалов и нормы расхода электроэнергии на производственные и эксплуатационные нужды, устанавливает перечень нормативов и норм, утверждаемых одноименными министерствами союзных республик, предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства; обеспечивает внедрение утвержденных нормативов и норм.