Недействующий

О перестройке финансового механизма и повышении роли Министерства финансов СССР в новых условиях хозяйствования (с изменениями на 22 августа 1998 года) (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1987 года N 819


О перестройке финансового механизма и повышении роли Министерства финансов СССР в новых условиях хозяйствования

(с изменениями на 22 августа 1998 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Совета Министров СССР от 14 июля 1990 года N 699;

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года N 1001.

____________________________________________________________________

     

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что выполнение решений XXVII съезда партии, июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления экономикой требует осуществления принципиально новой финансовой политики, проведения радикальной реформы финансового механизма, усиления его воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, рост эффективности общественного производства и укрепление финансов государства, расширение хозяйственной самостоятельности и повышение ответственности предприятий (объединений).

Имевшая ранее место недооценка финансовой системы, экономических методов управления, товарно-денежных отношений, ослабление хозрасчетных начал в организации хозяйственной деятельности отрицательно сказались на финансовых результатах народного хозяйства, привели к неустойчивости финансов отраслей, объединений и предприятий. Из поля зрения многих министерств, ведомств, Советов Министров союзных республик, хозяйственных руководителей практически выпал важнейший участок их деятельности финансово-экономическая работа. Они больше занимались решением текущих вопросов производства и мало внимания уделяли укреплению экономики и финансов, сокращению издержек производства. На всех уровнях хозяйствования была принижена ответственность за рачительное ведение хозяйства, выполнение финансовых планов и обязательств перед государством. В народном хозяйстве ухудшилась финансовая дисциплина, увеличилось количество предприятий, не выполняющих задания по прибыли и снижению себестоимости продукции.

Недопустимо возросли убыточность и размеры дотаций. Многие руководители стали рассматривать их как вполне нормальное и терпимое явление.

Существенно ослабло воздействие финансового механизма на интересы предприятий в деле экономии и бережного использования ресурсов, повышения качества продукции и снижения себестоимости.

Не обеспечивалась увязка отраслевого и территориального финансового планирования. Финансовый механизм не создавал заинтересованности Советов Министров союзных республик и местных органов в улучшении деятельности всех предприятий, расположенных на их территории. Формирование расходов союзных республик и местных Советов народных депутатов осуществлялось независимо от развития хозяйств регионов и их вклада в укрепление экономики страны.

Ослабла роль бюджета как основного финансового плана государства. Министерство финансов СССР не давало объективной оценки финансового положения, мало уделяло внимания разработке предложений, связанных с долговременной финансовой политикой государства, совершенствованием финансового планирования и повышением действенности финансового механизма. Формы и методы его работы по существу не менялись и не способствовали воздействию на повышение эффективности производства. Неоправданно возросли масштабы финансовой регламентации, которая нередко носила мелочный характер и сковывала инициативу предприятий, организаций, местных органов и министерств. Работа финансовых учреждений по обеспечению доходов осуществлялась в основном административными методами. Много недостатков накопилось в организации налогообложения, в деле государственного страхования.

Главный недостаток в области финансов и денежного обращения заключается в отрыве оборота финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств от движения материальных ценностей, перенасыщении народного хозяйства платежными средствами. Нынешний рубль не в полной мере выполняет свою роль активного инструмента финансового контроля за состоянием экономики.

В целях проведения активной финансовой политики в соответствии с современными требованиями развития народного хозяйства и превращения финансового механизма в действенный инструмент экономической стратегии партии Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Считать главной задачей перестройки финансовой системы усиление ее воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, обеспечение неуклонного роста национального дохода, прибыли и других финансовых ресурсов государства, укрепление хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Положить в основу перестройки принципиально новые подходы к организации финансовых взаимоотношений в народном хозяйстве, опирающиеся на требования Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы предприятий и объединений, усиление их ответственности за конечные результаты работы, выполнение обязательств перед государством. Нацелить финансовый механизм на стимулирование снижения издержек производства и обращения, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ликвидацию потерь.

Повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, расширением самостоятельности предприятий (объединений), Советов народных депутатов в производственном и социальном развитии. Строить финансовые взаимоотношения предприятий (объединений) с государственным бюджетом и вышестоящими органами управления на основе долговременных стабильных экономических нормативов и финансовых норм, перекрыть все возможности получения доходов без конечной реализации товаров.

Укреплять финансовую базу Советов Министров союзных республик, исполкомов Советов народных депутатов. Перейти к экономическим методам управления финансами регионов, положив в их основу долговременные нормативы, устанавливающие зависимость бюджетов местных Советов от результатов деятельности предприятий (объединений), расположенных на их территории.

Последовательно укреплять общегосударственные финансы, повысить устойчивость доходной части государственного бюджета СССР, его роль в усилении социальной ориентации развития общественного производства, повышении эффективности. Превратить платежи предприятий за используемые ресурсы в основной источник доходов бюджета от социалистических предприятий. Обеспечить наиболее рациональное и экономное использование денежных ресурсов государства. Усилить воздействие финансового механизма на обеспечение стоимостной сбалансированности государственных планов экономического и социального развития.