Недействующий

О перестройке финансового механизма и повышении роли Министерства финансов СССР в новых условиях хозяйствования (с изменениями на 22 августа 1998 года) (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

Перестройка финансово-бюджетного планирования в условиях
полного хозрасчета и самофинансирования

2. Обеспечить комплексную перестройку системы финансовых планов, существенно поднять их роль на всех уровнях управления народным хозяйством как одного из важнейших инструментов планового руководства экономикой и реализации долгосрочных, пятилетних и текущих планов экономического и социального развития.

Усилить роль перспективного финансового планирования. В составе Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР на 15-летний период предусматривать важнейшие пути осуществления финансовой политики.

Считать необходимым перейти к разработке пятилетних финансовых планов как органической составной части государственных планов экономического и социального развития народного хозяйства, его отраслей, комплексов и регионов.

Перестроить финансовое и бюджетное планирование на базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства, расширение прав предприятий (объединений) и Советов народных депутатов в планировании и использовании финансовых ресурсов. Исходить из того, что экономические нормативы, регулирующие финансовые отношения, должны обеспечивать:

равнонапряженные требования государства к использованию предприятиями производственных, трудовых и природных ресурсов;

создание финансовых условий для формирования структуры производства, его интенсификации, ускорения научно-технического прогресса;

сбалансированность потребностей государства, регионов, вышестоящих органов управления и предприятий (объединений) в финансовых ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов экономического и социального развития;

взаимосвязь размеров денежных средств, направляемых на производственное и социальное развитие предприятий (объединений) и регионов, с эффективностью хозяйствования и конечными результатами их деятельности;

оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов;

стимулирование увеличения денежных накоплений за счет интенсивных факторов их роста;

финансирование расходов по развитию производства, удовлетворению социальных потребностей и материальному поощрению трудовых коллективов за счет заработанных ими средств.

Изъятие и перераспределение прибыли и других финансовых ресурсов предприятия сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также в случаях, не предусмотренных законодательством, запрещается.

Считать несовместимыми с новым хозяйственным механизмом попытки установления экономических нормативов по исходной базе, дробление по годам и статьям расходов, подмену заданиями по объемам.

Завершить в двенадцатой пятилетке разработку научно обоснованных экономических нормативов во всех отраслях народного хозяйства, имея в виду обеспечить составление проектов плана на тринадцатую пятилетку на основе этих нормативов.

Установить, что финансовые пятилетние планы с распределением по годам содержат укрупненные показатели хозяйственно-финансовой деятельности на соответствующих уровнях управления и хозяйствования, составляются на основе контрольных цифр, государственных заказов, лимитов и долговременных экономических нормативов и служат для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

3. Для повышения роли финансового планирования в интенсификации общественного производства и обеспечения единства систем финансовых планов на всех уровнях управления установить, что:

предприятия (объединения) самостоятельно разрабатывают и утверждают финансовые планы, в которых определяются плановые пропорции распределения прибыли и доходов, а также объемы расходов, включая платежи бюджету и вышестоящей организации. При этом они руководствуются финансовыми нормами, определенными в установленном порядке. Размеры прибыли и платежей в бюджет сообщаются финансовым органам для контроля;

министерства, ведомства СССР и союзных республик на основе финансовых планов предприятий (объединений) составляют финансовые планы отрасли для сбалансирования всех видов финансовых и кредитных ресурсов с показателями экономического и социального развития министерства, ведомства. В указанных планах определяются размеры централизованных фондов и резервов и направления их использования с учетом общеотраслевых задач;

Советы Министров союзных республик разрабатывают на основе финансовых планов подведомственных министерств и ведомств финансовые планы республик, в которых устанавливаются основные виды доходов и направления их использования, исходя из планов экономического и социального развития республики. При этом сумма средств, поступающих в распоряжение союзной республики из общегосударственных доходов, определяется по стабильному нормативу, установленному для данной союзной республики.

Госплан СССР с участием Министерства финансов СССР на основе государственного плана экономического и социального развития СССР, финансовых планов союзных республик, министерств и ведомств СССР составляет сводный финансовый баланс государства на пятилетку с разбивкой по годам.

4. Повысить значение государственного бюджета СССР как централизованного фонда денежных ресурсов и его роль в системе финансовых планов народного хозяйства, усилить его социальную направленность. Формирование доходов и расходов бюджета производить на основе показателей и долговременных нормативов, предусмотренных в планах экономического и социального развития и финансовых планах. Определять расчетно укрупненные показатели централизованных доходов и расходов государства на пятилетие.

Установить, что предприятия (объединения), реализуя принцип самофинансирования, в обязательном порядке участвуют на основе стабильных нормативов в формировании доходов государственного бюджета СССР для обеспечения своевременного и бесперебойного финансирования общегосударственных мероприятий, увеличения общественных фондов потребления, укрепления обороноспособности страны и удовлетворения других потребностей государства.

В целях превращения экономических нормативов в основной регулятор взаимоотношений предприятий (объединений) с государственным бюджетом и повышения их роли в формировании централизованных финансовых ресурсов государства перестроить с учетом специфики отраслей систему распределения прибыли (дохода) и расчетов с бюджетом на основе повсеместного внедрения нормативных платежей за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы, а также применения механизма налогообложения дохода предприятий, остающегося после внесения первоочередных платежей за ресурсы и уплату процентов за кредит.

Совершенствовать порядок взимания всех указанных платежей, рассматривая их как важный инструмент воздействия на повышение фондоотдачи, ресурсосбережение, обновление активной части производственного потенциала, эффективное использование общенародной собственности.

При этом исходить из необходимости последовательного внедрения единой нормы платы за производственные фонды для всех предприятий отрасли, а в дальнейшем - для всех отраслей. Допускать возможность ее временной отмены или снижения для убыточных и малорентабельных предприятий.

Через плату за трудовые ресурсы, дифференцированную по регионам страны в зависимости от напряженности баланса трудовых ресурсов, возмещать расходы государства на подготовку рабочей силы, социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание работников.

Через плату за природные ресурсы (землю, воду, полезные ископаемые) изымать дифференциальную ренту, возникающую из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов.

Наряду с платежами в бюджет за ресурсы применять налогообложение дохода предприятий, остающегося после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит.

В условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования средства государственного бюджета СССР должны быть сосредоточены прежде всего на структурной перестройке экономики, финансировании комплексных целевых программ, наращивании научно-технического потенциала, ускорении социального развития, укреплении обороноспособности страны.