Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 19 августа 1998 года N 319-У

О порядке рассмотрения случаев нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг и применения к ним мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
указания Банка России от 30 октября 2014 года N 3427-У
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Разъяснение по применению настоящего указания см. письмо Банка России от 21 октября 1998 года N 299-Т и телеграмму Банка России от 30 декабря 1998 года N 397-Т.     

____________________________________________________________________

1. Общие Положения

1.1. Настоящее Указание разработано на основании Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России"), Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Положения "О генеральных лицензиях на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг", утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 9 сентября 1996 года N 16 ("Вестник ФКЦБ России", 1996, N 3), Положения Банка России "О порядке применения к кредитным организациям мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг" от 19 августа 1998 года N 49-П.

1.2. Выявление, фиксация, обработка и хранение информации о нарушении кредитной организацией законодательства о рынке ценных бумаг, полученной из источников, указанных в настоящем Указании, осуществляется Департаментом контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России (контролирующее подразделение), а также подразделениями по работе с ценными бумагами Главных управлений (Национальных банков) Банка России (далее: территориальное контролирующее подразделение)*.

---------------

* Далее по тексту настоящего Указания термин "контролирующее подразделение" включает и территориальное контролирующее подразделение, если совершение каких-либо действий в соответствии с настоящим Указанием осуществляется как контролирующим подразделением, так и территориальным контролирующим подразделением.

1.3. Рассмотрение по существу фактов нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг,  и применение к последним мер    ответственности    и    иных    мер    воздействия, предусмотренных настоящим  Указанием,  осуществляется  Комиссией  по рассмотрению фактов нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, образуемой из числа сотрудников Банка России  (далее:  Комиссия),  а также территориальными  комиссиями  по рассмотрению фактов нарушения законодательства о  рынке  ценных  бумаг,   образуемыми   из   числа сотрудников Главных  управлений (Национальных банков) Банка России*.

---------------

* Далее по тексту настоящего Указания термин "Комиссия" включает и территориальную комиссию, если совершение каких-либо действий в соответствии с настоящим Указанием осуществляется как Комиссией, так и территориальной комиссией.

2. Источники выявления фактов нарушения
кредитными организациями законодательства
о рынке ценных бумаг

2.1. Контролирующее подразделение обязано осуществлять сбор, фиксацию, обработку и хранение информации о профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

2.2. Сбор информации о фактах нарушения кредитной организацией законодательства о рынке ценных бумаг осуществляется контролирующим подразделением из установленных в настоящем Указании источников информации о допущенных кредитной организацией нарушениях.

2.3. Источниками информации в соответствии с настоящим Указанием признаются:

2.3.1. письма, запросы, акты органов государственной власти и управления, правоохранительных органов по вопросам деятельности кредитной организации;

2.3.2. жалобы, обращения, письма граждан и юридических лиц, касающиеся деятельности кредитной организации;

2.3.3. результаты осуществляемых Банком России проверок профессиональной деятельности кредитной организации на рынке ценных бумаг, а также проверок деятельности кредитных организаций, осуществляемых в рамках банковского надзора, в том числе материалы инспекционных проверок в части, касающейся деятельности кредитной организации на рынке ценных бумаг;

2.3.4. информации от саморегулируемых организаций, членами которых являются кредитные организации, о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и отчетов о результатах проведенных проверок, направляемых в Банк России в соответствии с Положением о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 01.07.97 N 24;

2.3.5. документированная информация, полученная контрольным подразделением Банка России от кредитной организации в качестве ответа на запросы, направленные в кредитную организацию, в том числе касающиеся:

- вопросов компетенции внутреннего контроля кредитной организации;

- получения дополнительной информации по факту нарушения кредитной организацией законодательства о рынке ценных бумаг;

2.3.6. документированная информация, полученная контрольным подразделением Банка России от саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, аудиторов, иных организаций;

2.3.7. результаты анализа информации, в том числе общедоступной, полученной из отчетов кредитных организаций;

2.3.8. результаты анализа общедоступной, в том числе раскрытой информации, полученной из публикаций в прессе и иных средствах массовой информации, сообщения, распространяемые в телекоммуникационных сетях (Интернет и т.п. и др.) (далее СМИ) информационных системах;

2.3.9. телефонограммы;

2.3.10. результаты анализа информации ограниченного доступа, полученной Банком России в соответствии с полномочиями, установленными банковским законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в том числе из автоматизированных систем исследования и надзора за рынком ценных бумаг.

3. Виды мер воздействия,
применяемые к кредитным организациям за нарушение
законодательства о рынке ценных бумаг

3.1. За нарушение законодательства о рынке ценных бумаг к кредитной организации могут быть применены следующие меры воздействия:

а) предупредительные;

б) регулятивные;

в) меры ответственности.

3.2. К предупредительным мерам воздействия в соответствии с настоящим Указанием относится предупреждение, составленное по форме, установленной в Приложении 1 к настоящим Указаниям.

3.2.1. Предупреждение применяется в случаях, когда информации, полученной контрольным подразделением, недостаточно для установления факта нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, факт нарушения законодательства не может быть однозначно установлен, а также в случаях, когда в силу характера нарушения установление и рассмотрение последнего не относится к компетенции Комиссии, однако полученная контролирующим подразделением информация дает основание полагать о возможном ухудшении финансового состояния кредитной организации.

3.3. К регулятивным мерам воздействия в соответствии с настоящим Указанием относятся:

3.3.1. предписание об устранении нарушений законодательства о рынке ценных бумаг, принимаемое по форме, установленной в Приложении 2 к настоящему Указанию;

3.3.2. направление информации о допущенном нарушении в прокуратуру в установленном законодательством и нормативными правовыми актами порядке;

3.3.3. обращение в суд (арбитражный суд) с иском, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3.3.4. Регулятивные меры воздействия (за исключением обращения в правоохранительные органы) применяются к кредитной организации в случаях, когда характер допущенных нарушений позволяет считать, что последние не угрожают интересам клиентов кредитной организации.

3.3.5. Обращение в ФКЦБ России применяется в случаях, когда в силу характера нарушения или недостаточности полномочий Банка России последний не может самостоятельно применить одну из мер ответственности.

3.3.6. Обращение в правоохранительные органы применяется в случаях, когда в силу характера нарушения или недостаточности полномочий Банка России и ФКЦБ России последние не могут самостоятельно применить одну из мер ответственности и характер допущенного нарушения дает основание полагать, что оно угрожает государственным или общественным интересам.

3.3.7. В соответствии с законодательством Российской Федерации Банк России имеет право обращаться в суд (арбитражный суд) с исками, касающимися нарушений законодательства о рынке ценных бумаг, в следующих случаях:

а) о признании выпуска ценных бумаг недействительным в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бума";

б) о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных кредитными организациями, в соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;

в) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

3.3.8. За допущенное нарушение к кредитной организации может быть применена одна или более регулятивных мер воздействия. Регулятивные меры воздействия (за исключением обращения в правоохранительные органы) могут применяться также наряду с мерами ответственности.

3.4. К мерам ответственности в соответствии с настоящим Указанием относятся:

3.4.1. приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;

3.4.2. отзыв (аннулирование) лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;

3.4.3. штраф.

3.4.4. За допущенные кредитной организацией нарушения законодательства о рынке ценных бумаг может применяться любая из мер ответственности. Штраф может применяться к кредитной организации также за нарушения, касающиеся деятельности кредитной организации на рынке ценных бумаг, операции с которыми кредитная организация имеет право осуществлять на основании лицензии Банка России на осуществление банковских операций.

3.4.5. Выбор конкретной меры ответственности осуществляется с учетом следующих обстоятельств:

а) характера допущенного нарушения;

б) угрозы причинения кредитной организацией ущерба другим лицам;

в) неоднократности допущенных кредитной организацией;

г) финансового состояния кредитной организации с учетом требований, установленных Банком России;

д) причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

е) других обстоятельств.

3.4.6. За допущенное нарушение к кредитной организации может быть применена одна из мер ответственности.

3.4.7. Применение к кредитной организации - профессиональному участнику рынка ценных бумаг мер ответственности в виде приостановления лицензии и аннулирования лицензии осуществляется в соответствии с требованиями Временного Положения о порядке приостановления действия и аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 25 июня 1997 года N 22.

3.4.8. Применению к кредитной организации - профессиональному участнику рынка ценных бумаг меры воздействия в виде аннулирования лицензии должно предшествовать применение к кредитной организации иных мер воздействия, предусмотренных настоящим Указанием.

3.4.9. Мера ответственности в виде штрафа применяется к кредитной организации в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 31 марта 1997 года N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" в размере, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". При этом применение меры ответственности в виде штрафа, а также срок перечисления штрафа должны быть указаны в решении Комиссии.

4. Порядок выявления, анализа, обработки информации
о факте нарушения законодательства о рынке ценных бумаг
и проведения подготовительных мероприятий

4.1. Контролирующее подразделение ведет базу данных, содержащую информацию о нарушениях законодательства о рынке ценных бумаг. Требования к ведению базы данных и передаче информации из территориального контролирующего подразделения устанавливаются Департаментом контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России. Любая информация, полученная из указанных в настоящем Указании источников, выявленная контролирующим подразделением и подлежащая дальнейшему рассмотрению, фиксируется в базе данных, в которую включается информация, перечень которой установлен в Приложении 3 к настоящему Указанию.

4.2. Контролирующее подразделение обязано вести архив имеющихся документов, обеспечивая их сохранность в соответствии с установленным Банком России порядком делопроизводства.

4.3. Выявление информации, свидетельствующей о возможном нарушении законодательства о рынке ценных бумаг, является основанием для передачи соответствующих материалов на рассмотрение Комиссии.

4.4. Факты нарушения, выявленные территориальным контролирующим подразделением, рассматриваются территориальными комиссиями - в отношении любых кредитных организаций и их филиалов, расположенных в районе деятельности данного территориального контролирующего подразделения.

В случае выявления информации о факте нарушения законодательства о рынке ценных бумаг кредитной организацией, местонахождение которой или место расположения филиалов которой находится вне района деятельности данного территориального подразделения, выявленная документированная информация подлежит передаче для последующего рассмотрения факта нарушения в Главное управление (Национальный банк) Банка России, в районе деятельности которого находится кредитная организация или ее филиал, совершившие нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.

Передача имеющейся по факту нарушения документированной информации осуществляется фельдъегерской связью не позднее трех дней после выявления информации о нарушении законодательства о рынке ценных бумаг. При этом в базе данных делается отметка о передаче материалов на рассмотрение другой территориальной комиссии по принадлежности. В базе данных, ведущейся территориальным контролирующим подразделением, которое получило для рассмотрения указанную информацию, делается отметка о территориальном контролирующем подразделении, которое передало такую информацию.

4.5. Факты нарушений, выявленные Департаментом контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках, рассматриваются Комиссией или передаются на рассмотрение одной из территориальных комиссий (по местонахождению кредитной организации или ее филиала, нарушивших законодательство о рынке ценных бумаг).

Решение о месте рассмотрения факта нарушения, выявленного контролирующим подразделением, принимается Директором Департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

При этом в базе данных делается отметка о передаче необходимых материалов на рассмотрение территориальной комиссии по принадлежности. В базе данных, ведущейся территориальным контролирующим подразделением, которое получило для рассмотрения указанную информацию, делается отметка о передаче необходимых материалов контролирующим подразделением.

4.6. Контролирующее подразделение, выявившее информацию о фактах нарушения законодательства о рынке ценных бумаг или получившее такую информацию в соответствии с пунктами 4.4 или 4.5 настоящего Указания, осуществляет анализ и обработку полученной информации с целью установления факта нарушения, а также подготовительные мероприятия для передачи материалов о факте нарушения на рассмотрение соответствующей Комиссии для принятия решения.

4.7. Анализ и обработка полученной информации о факте нарушения законодательства о рынке ценных бумаг осуществляется путем исследования выявленной информации с целью определения:

4.7.1. природы нарушения с целью установить возможность рассмотрения данного нарушения в соответствии с настоящим Указанием;

4.7.2. вида нарушения в соответствии с классификацией, приведенной в настоящем Указании;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»