С вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в Московской области в 2006 году началась работа по перестройке системы государственных закупок.
Государственные закупки являются неотъемлемой составной частью комплекса показателей социально-экономического развития Московской области, так как характеризуют основную долю расходной части бюджета Московской области, в соответствии с чем система государственных закупок Московской области должна быть органически встроена в бюджетный процесс.
В основу создания новой системы государственных закупок в Московской области легли два стратегических направления:
1) переход на нормативное либо экономически обоснованное планирование закупок;
2) автоматизация процессов управления государственными закупками.
В настоящий момент определена структура управления закупками по трем уровням (уполномоченные органы, государственные заказчики, подведомственные учреждения).
Создана нормативно-правовая база в сфере государственных закупок Московской области, основу которой составляет Закон Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области" с внесенными в него изменениями.
Работа по развитию нормативно-правовой базы продолжается.
Вторым значимым направлением в построении новой системы стал процесс автоматизации управления государственными закупками, преследующий цели:
- обеспечения прозрачности всех торгово-закупочных процессов для повышения конкурентности рынка и ответственности хозяйствующих субъектов и государственных заказчиков при выполнении договорных обязательств;
- переход от децентрализованной системы к централизованной на стадиях планирования закупок и контроля за их исполнением для обеспечения рационального расходования бюджетных средств.
Достижение этих целей определяется постановкой следующей задачи - обеспечение единства информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти Московской области и муниципальных образований, а также интеграция существующих ресурсов с одновременным расширением их информационных и функциональных возможностей.
Основу для внедрения автоматизированной системы государственных закупок в Московской области составляет областная целевая программа "Электронное Подмосковье на период 2006-2009 годы".
В первом полугодии 2006 года развернута работа по разработке и внедрению интегрированной информационно-аналитической системы "Управление государственными закупками Московской области". Первый этап (разработка проекта) планируется осуществить к концу 2006 года. Разработка системы в целом планируется в течение последующих двух лет.
На 2006 год запланировано осуществить закупок продукции для государственных нужд Московской области на 36,2 млрд.рублей. Вся эта продукция необходима для обеспечения жизнедеятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, подведомственных учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, правоохранительных органов, учреждений культуры, физической культуры и спорта, а также для выполнения мероприятий областных целевых программ.
В структуре государственных закупок 15 процентов составляют товары, 53 процента - работы, 32 процента - услуги.
Объем закупаемой продукции в 2006 году вырос по отношению к фактическому уровню 2005 года на 14,6 процента.
Основным способом закупок продукции является открытый конкурс.
Так, по итогам 9 месяцев 90 процентов от всех государственных контрактов заключено по итогам открытого конкурса. 56 процентов всей продукции закуплено у поставщиков, зарегистрированных в Московской области.
Доходы консолидированного бюджета Московской области
В 2005 году по сравнению с 1999 годом доходная часть консолидированного бюджета Московской области увеличилась в 5,6 раза и составила 139,1 млрд.рублей.
За эти годы существенно изменилась структура собственных (налоговых и неналоговых) доходов консолидированного бюджета Московской области, что связано с процессом реформирования налогового и бюджетного законодательства, проводимого в Российской Федерации в эти годы.
Формирование доходов консолидированного бюджета Московской области в эти годы происходило в условиях проводимой в Российской Федерации налоговой реформы, результатом которой явилось снижение ставок или отмена целого ряда налогов, а также их перераспределение в пользу федерального бюджета.
Среди особо значимых потерь для бюджета Московской области - передача в 2001 году федеральному бюджету 100 процентов поступлений от налога на добавленную стоимость и отмена стабильного налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. По этой причине потери бюджета Московской области, по оценке, составили свыше 6 млрд.рублей.
С отменой с 1 января 2004 года налога с продаж, введенного в 2001 году в качестве альтернативы отмененным налогам и сборам, потери доходной части бюджета Московской области составили, по оценке, около 6,5 млрд.рублей. При этом если в предыдущие годы потери бюджета Московской области компенсировались из федерального бюджета на 70-90 процентов, то в 2004 году - только немногим более 50 процентов.
Работа по увеличению доходов консолидированного бюджета Московской области осуществлялась по следующим направлениям:
- активное привлечение инвесторов на территорию Московской области;
- постановка на учет в налоговых органах по Московской области крупнейших налогоплательщиков, среди которых акционерные общества "Газпром", "Аэрофлот - Российские авиалинии", "Международный аэропорт "Шереметьево";